kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание проектов, компьютерных технологий в решении проблемы профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – это маленький мир, государство в государстве. В нем свои, порой негласные законы, свои новшества  и традиции. И, конечно ежедневная борьба: борьба за успеваемость, дисциплину, здоровье.

   Тематические недели, конкурсы стенгазет, беседы с врачами – наркологами, классные часы, лекции, ролевые игры, театрализованные представления, суды над наркотиками – колоссальный опыт, накопленный школой для профилактики детской наркомании. Но, несмотря на это, проблема  существует, а значит, существует и необходимость поиска новых, более эффективных форм и методов ее решения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание проектов, компьютерных технологий в решении проблемы профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде»»

«Конкурс методических разработок - 2015»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области

«Школа – интернат «Галактика»
















«Создание проектов, компьютерных технологий в решении проблемы профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде»

(конкурс методических разработок – 2015)







Составила:

учитель биологии

Авдеенко Татьяна Юрьевна










2015 г


Школа – это маленький мир, государство в государстве. В нем свои, порой негласные законы, свои новшества и традиции. И, конечно ежедневная борьба: борьба за успеваемость, дисциплину, здоровье.

Тематические недели, конкурсы стенгазет, беседы с врачами – наркологами, классные часы, лекции, ролевые игры, театрализованные представления, суды над наркотиками – колоссальный опыт, накопленный школой для профилактики детской наркомании. Но, несмотря на это, проблема существует, а значит, существует и необходимость поиска новых, более эффективных форм и методов ее решения.

Знания, в том числе и знания о вреде наркотиков, только тогда перестают быть пустыми, абстрактными фактами, когда человек вырабатывает к ним свое, эмоционально – ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

В этом плане, создание проектов – относительно новая форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность обучающихся. Ребенок не просто играет роль пассивного слушателя. Не просто воспринимает уже «готовую» информацию. Он сам, использует новейшие достижения науки, ищет ответ: «да» или «нет» наркотикам.

Таким образом, метод проектов отражает основные идеи современной, личностно – ориентированной педагогики, в том числе и идеи сотрудничества, партнерских отношений между педагогом и воспитанником.

Цель учебного проекта – формирование определенных исследовательских умений, самостоятельного исследования.

При создании проекта возможно использование как индивидуальной, так и коллективной формы работы, что обеспечивает формирование таких коммуникативных навыков, как:

  1. навыки общения с людьми;

  2. навыки работы в группе;

  3. умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии;


  1. умение распределять обязанности среди отдельных членов группы

Работа над проектом способствует развитию различных умений и навыков. Ожидаемые результаты:

- умение ориентироваться в мире информации;

- формирование навыков критического мышления;

- умение использовать различные источники информации (радио, телевидение, печать, Интернет);

- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию.

Работа по созданию проектов включает в себя три последовательных этапа:

Первый этап: разработка проекта.

На этом этапе педагог сообщает детям цели и задачи работы, совместно выбирается тема исследования, организуется работа групп. Педагог обращает внимание, как правильно формулировать гипотезу исследования, помогает подобрать информацию, оформить список литературы.

Разработка проекта осуществляется с помощью программы Microsoft, Word и Excel: ребенок создает электронный документ, отражающий основные положения и содержание проекта. Так же разработка проекта на данном этапе может осуществляться и без компьютера, на бумаге. В этом случае дети представляют отчет о проделанной работе в виде реферата.

Для того, чтобы повысить интерес обучающихся, а так же заранее определить основные критерии оценки работы, между педагогом и учеником (группой обучающихся) может быть заключен договор (контракт). В нем оговариваются основные правила и обязанности сторон, что дает каждой из них возможность более четко планировать свою работу.

Второй этап: оформление результатов проекта в виде мультимедийной презентации и информационного буклета (на основе программ Power Point, Microsoft Publisher).



Задача педагога на данном этапе, прежде всего, заключается в том, чтобы раскрыть возможности каждой программы помочь ребенку сделать свою

презентацию как можно более яркой, интересной и представительной. Подобная работа способствует развитию художественного мышления, творческой активности и, одновременно закрепляет навыки работы с той или иной компьютерной программой.

Третий этап: защита проекта

Демонстрация результатов самостоятельной деятельности обучающихся. В ходе защиты дети учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Без процедуры защиты работа по созданию проекта не может считаться завершенной.

Список оборудования и технических средств: компьютер, СD – проигрыватель, принтер, сканер, доступ к Интернету, проекционная система.

Общая тема проекта: «XXI век – век без наркотиков»

Возрастная группа - обучающиеся 9 - го класса

Цель проекта – формирование мотивации здорового образа жизни обучающихся 9 – го класса

Задачи:

  1. расширить представления обучающихся о масштабах наркомании;

  2. проанализировать эффективность работы школы по профилактике наркомании

Основополагающие вопросы темы.

Основополагающие вопросы - это вопросы, которые должны подтолкнуть ребенка к дальнейшему поиску. На него нельзя ответить одним предложением. Он требует глубокого исследования, более веских аргументов, чем «да» или «нет».

- Война против наркотиков: вред или польза?

- Школа друг или враг наркотикам?


- Чем наркомафия грозит россиянам?

- Борьба с наркоманией или борьба с наркоманами?

- Курить – это здорово?

Распределить участников на группы по 4 человека (3 группы). Каждая группа выбирает свой основополагающий вопрос из предложенного педагогом списка.

Разработать:

- инструкции для учащихся (см. приложение 1)

- критерии оценки проекта;

- договор о создании проекта

Заключить договор с представителями каждой группы (см. Приложение 2).

Провести консультации (в соответствии с условиями договора).

Осуществить предварительную проверку и оценку проекта (в соответствии с условиями договора).

Организовать процедуру защиты проектов, которая включает:

  1. Выступление группы воспитанников, во время которого раскрывается название, цели, гипотеза проекта, основное содержание и выводы. На выступление отводится 10 минут. Выступление сопровождается пок5азом презентации. Присутствующим заранее раздаются подготовленные буклеты.

  2. Ведущий (педагог) делит всех присутствующих на три группы: представители первой группы должны найти в представленной работе три наиболее сильные стороны. Представители второй группы – три наиболее существенных недостатка и внести предложения по усовершенствованию проекта. Представители третьей группы подводят итоговой вывод и выставляют общий балл за выступление.

При защите следующего проекта группы меняются ролями (по кругу).

  1. Ведущий сообщает, какой балл получил проект согласно критериям, указанным в договоре.

  2. Путем общего голосования выводится итоговая оценка за проект.


Тема проекта: «Жизнь над пропастью»

Проблемный вопрос: «Школа – друг или враг наркотикам?»

Гипотеза: «Профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании»

Подвопросы:

- Нужна ли помощь наркоману?

- Чем опасен наркотик и к чему приводит его употребление?

- Какие специалисты участвуют в профилактике наркомании?

- Какой вклад может внести каждый ученик, чтобы остановить наркоманию?

Источники информации:

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков

4. Игры: обучение, тренинг, досуг, Под.ред. В.В. Петрусинского

5. http://www.narkotiki.ru/ Информационно-публицистический сайт “Нет - наркотикам”

6. http://www.nark.org.ru/ Все о наркотиках и наркомании

7. http://www.narcotism.ru/ Вся правда о наркомании

8. http://www.narkotikam.net/ Скажи наркотикам НЕТ! – Сайт общественного движения против наркотиков

9. http://www.narkonet.ru/ Консультационный центр

10. http://www.nodrugs.ru/ Антинаркотический Интернет-проект

11. http://www.comnark.com/ Общество и наркотики. Влияние, вред, лечение, профилактика

Обязанности участников группы:

К., М. – ищут материал в школьной библиотеке

П., Л. – ищут материал в городской библиотеке

Т., Б., совместно со школьным психологом проводят анкетирование в 8 классе

Г., С., - беседуют со школьной медсестрой

Р., Д. – ищут материал в Интернете


Сбор информации, ее анализ, отбор наиболее важных данных.

Заключение по проекту:

- наркоман нуждается в помощи;

- наркотики вызывают физическую и психическую зависимость, разрушают организм, приводят к деградации человека;

- помочь могут специалисты: врач, нарколог, консультант телефона доверия, психолог

- каждый может участвовать в работе по профилактике наркомании, рассказать другим о вреде наркотиков, сказать «нет» наркотикам

В результате работы гипотеза проекта подтвердилась. Действительно, профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании.

Список литературы:

1. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2005 – 245 с.

2. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.- 147с.

3. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб., 2003 – 167 с.

4. Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. - СПб, 1998. – 303 с.

5. Сирота, Н.А. Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000. - 78с.

6. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. - М., 2004. – 127 с.

7. Смид, Р. Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид. - М., 1999. – 206 с.


8. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. - СПб., 2005 – 124 с.

9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. – 128 с.

10. Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,1999.-142с.

11.http://www.otrok.ru/   Трудные дети. Психиатрия и психология

12.http://noaids.ru/   АнтиСПИД. Наркостоп. Ежедневная Интернет-газета

13. http://www.nodrugs.tut.ru/   Скажи наркотикам нет! Частный сайт

14. http://add.net.ru/   Антинаркотический информационный сервер Narcko

В ходе работы над проектом педагог исполняет роль помощника, консультанта (как сейчас принято называть «фасилитатора»). Он должен направить, поддержать, помочь в решении проблемы, но ни в коем случае не решать ее за ребенка. Иначе никакого сотрудничества и партнерских отношений между педагогом и воспитанником не получится. Важно научить ребенка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое, таким образом, наполняется особым, личностным смыслом. Безусловно, что подобная работа способствует развитию художественного мышления, творческой активности и одновременно закрепляет навыки общения с людьми.
















Список литературы


  1. Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Детство- Пресс, 2001. – 368 с.

  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М., 1994.
    4. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. – М.: Генезис, 2000.
    5. Твоя жизнь – твой выбор [Текст]: нормативно-правовые аспекты наркопрофилактики в системе образования / под ред. Е. В. Белоноговой. – Кемерово, 2004. – 145 с.
    6. Твоя жизнь – твой выбор [Текст]: сборник методических материалов по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях / под ред. Е. В. Белоноговой. – Кемерово, 2004. – 136

7. http://www.otrok.ru/   Трудные дети. Психиатрия и психология

8. http://noaids.ru/   АнтиСПИД. Наркостоп. Ежедневная Интернет-газета

9. http://www.nodrugs.tut.ru/   Скажи наркотикам нет! Частный сайт

10.http://add.net.ru/   Антинаркотический информационный сервер Narcko

11.http://www.who.int/ru/ Всемирная организация здравоохранения

12.www.kpmp.ru/ Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями СПб

13. http://www.nobf.ru/ НОБФ "Город без наркотиков"

14. http://www.nncn.ru/ Федеральное государственное учреждение Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава





Приложение 1


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Первый этап: разработка проекта:

  1. Сформулировать тему проекта

  2. Сформулировать основной проблемный вопрос

  3. Сформулировать гипотезу (Гипотеза – это предположение, которое, вы должны доказать или опровергнуть в результате работы)

  4. Сформулировать 3 – 4 подвопроса

  5. Определить источник информации

  6. Распределить обязанности каждого участника группы

  7. Провести сбор информации, проанализировать ее, отобрать наиболее важные на ваш взгляд, данные

  8. Сделать заключение

  9. Сделать вывод о том, подтвердилась ли гипотеза проекта

  10. Составить список литературы

Второй этап: оформление результатов проекта

1. С о з д а н и е м у л ь т и м е д и й н о й п р е з е н т а ц и и

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы во время выступления вы смогли на большом экране наглядно показать все наиболее важные материалы вашего проекта: графики, фотографии, таблицы и т. д. Кроме того, эти материалы могут быть подкреплены соответствующими звуковыми записями.

Создание презентации осуществляется с помощью программы Power Point

Примерный план презентации:

Слайд 1. Название проекта ФИО создателей проекта.

Слайд 2. Цели и вопросы проекта.

Слайд 3. Гипотеза.

4 – 8 слайды должны отражать результаты работы в виде цитат, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.

Слайд 9. Заключение

Слайд 10. Литература

Таким образом, презентация отражает основные идеи вашего проекта, который вы создали на первом этапе.

2. С о з д а н и е п у б л и к а ц и и

С помощью программы Microsoft Publisher создайте буклет (рекламную листовку), в которой содержится основная информация вашего проекта

Третий этап: защита проекта

Защита проекта – важный этап, на котором вы должны представить результаты совей работы широкому кругу зрителей. Для этого:

  1. подготовить доклад о вашем проекте (максимум 10 минут);

  2. перед защитой раздайте присутствующим подготовленные буклеты;

  3. ваш доклад должен сопровождаться показом материала;

  4. после доклада будьте готовы ответить на вопросы присутствующих

Запомните: чтобы вызвать к себе симпатию:

- поблагодарите за вопрос;

- не критикуйте и не оценивайте вопрос;

- отвечайте кратко – в двух – трех фразах;

- никогда не говорите: «наверное, вы прослушали..», «как я уже говорил…», «как было показано на слайде номер…». Лучше повторите ответ, даже если вы об этом уже действительно говорили.

















Приложение 2


Договор

между учителем: Ф. И. О. (именуемой далее как учитель)

учеником_________класса: Ф. И. О. (именуемый далее как ученик)

о создании проекта по теме:________________________

Ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать тему и содержание проекта;

  2. изменить тему проекта в процессе работы;

  3. определить стиль оформления работы

Учитель имеет право:

  1. внести дополнения и изменения в содержание проекта, если они противоречат авторской идее;

  2. потребовать доработки проекта, если он не соответствует обозначенным в договоре критериям.

Ученик обязуется:

  1. провести самостоятельное исследование по теме в соответствии с прилагаемыми инструкциями (см. Приложение 3)

  2. результаты исследования предоставить к отчету в виде:

- мультимедийной презентации;

- публикации

3) осуществлять доработку проекта по требованию учителя;

4) предоставить свой проект на рассмотрение учителя;

5) принять участие в защите проекта

Учитель обязуется:

  1. составить план работы по проекту;

- найти источник информации;

- распределить задания между всеми представителями группы;

- подготовить презентацию проекта;

- подготовить публикацию, в которой отражено содержание проекта



2) осуществить предварительную проверку и оценку проекта в соответствии с критериями оценки презентации и публикации (см. Приложение 3,4)

3) выставить итоговую оценку с учетом результатов защиты проекта


С договором ознакомлен:

Учитель___________________

Ученик____________________

































Приложение 3


Критерии оценки презентации



Баллы

Критерии

1

2

3

4

5

10

15

20

Обоснованность выбора темы

Выбор темы проекта не очевиден

Выбор темы проекта частично обоснован

Точное и ясное обоснование выбора темы проекта

Точное, ясное и разностороннее обоснование выбора темы проекта

Характер информации

Информация не точная или не ясная. Во многом не соответствует теме проекта

Информация частично соответствует теме проекта. В работе использован только один источник информации

Достаточно точная информация. Использовано более одного источника информации

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного источника информации

Тема проекта

Не раскрыта и не ясна тема проекта. Объяснения некорректны, запутаны или не верны

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно

Сформулирована и раскрыта тема проекта. Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема проекта. Полностью изложены основные аспекты темы проекта

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем

Коллективная работа

Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды

Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами коллектива

Элементы оформления

Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации

Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании

Точный план для создания хорошо оформленной презентации. Слайды просты в понимании. Использованы



некоторые эффекты и фоны

Ясный план для создания красивой и полной презентации. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации

Элементы творчества и оригинальность

Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

В презентации присутствуют авторские находки

В презентации присутствует достаточное количество авторских находок

Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров





Возможное число баллов: 35 – 140

Из них:

отличная работа = 120 - 140

хорошая работа = 95 - 115

удовлетворительная работа = 70 – 90

презентация нуждается в доработке = 40 – 65

слабая работа = 35
































Приложение 4


Критерии оценки публикации



2

3

4

5

Научность

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя, демонстрирует минимальное понимание. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.

Не все важнейшие компоненты работы выполнены, работа демонстрирует понимание, но не полное. Дискуссионные материалы есть в наличие, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или некорректно

Почти полностью сделаны важнейшие компоненты работы, демонстрирующие понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера, Научная лексика используется, но иногда некорректно

Работа полностью завершена и демонстрирует глубокое понимание описываемых проблем. Даны интересные дискуссионные материалы, грамотно используется научная лексика

Дизайн

Дизайн не ясен. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Дизайн случайный. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Дизайн есть.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Дизайн логичен и очевиден. Имеются элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст читается легко)

Графика

Графика не соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика соответствует содержанию

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Грамотность

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым

Есть ошибки, мешающие восприятию

Минимальное количество ошибок

Нет ошибок:

ни грамматических, ни

синтетических






















































































18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Авдеенко Татьяна Юрьевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства