ГКОУ РО Донецкая школа – интернат
Выступление на педсовете
«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Подготовила
учитель трудового обучения
Е.Е.Мелякова
2016 - 2017
учебный год
«Учимся у времени,
в котором живем,
творим с детьми, которые рядом»
Слайд 1,2
Современный образовательный процесс.
Каким он должен быть, чтобы школа 21 века действительно могла бы успешно выполнять социальный заказ общества и, обучая детей, готовила их по окончанию школы к жизни, к умению самостоятельно добывать необходимые знания и применять их на практике, адаптироваться к современным к условиям, а значит быть социально успешным человеком? На этот вопрос сегодня пытаются ответить и чиновники от образования, и ведущие методисты страны, по этому поводу дискуссируют родителя , это волнует и учителя-практика.
Поэтому как бы сложно и трудно не было перестраиваться в своей педагогической деятельности учителю с большим стажем и опытом работы, ему необходимо в соответствии с требованиями времени искать новые методы, использовать современные педагогические технологии, позволяющие ученику активно включаться в учебно-воспитательный процесс.
Слайд 3
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Хочется отметить, что если ранее пользовались терминами «педагогическая технология» или «технология обучения», то на сегодняшний день используется термин «образовательная технология». Слайд 4 Она является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у обучающихся. Ведь основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме, сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Слайд 5.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе остаются первостепенными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Слайд 6.
Инновация ( «innovation» oт лат. - oбнoвлениe, нoвoввeдение) деятельнoсть пo сoзданию, освоeнию, испoльзoванию и распространeнию нoвогo, с цeлeнаправлeнным измeнениeм, внoсящим в срeду внeдрения нoвыe элeмeнты, вызывающиe измeнения систeмы из oдногo сocтояния в другoе.(Сoврeмeнный слoварь инoстранных слов).Слайд 7.
Педагoгическая иннoвация - это oсoбая сфера научнoгo знания, изучающaя прoцеccы развития шкoлы, связaнныe с сoзданиeм нoвoй практики oбразoвания.
Слайд 8.
Инновационные технологии в обучении – это принципиально новые способы и методы взаимодействия учителей и школьников, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 9.Применение технологий способствует:
формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» школьников;
раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
Современные инновационные технологии: Слайд 10.
Личностно – ориентированное обучение
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Проектно - исследовательская технология
Блочно- модульная технология
Технология «Портфолио»
Информационные (компьютерные) технологии
Слайд11.
Личностно-ориентированное обучение направлено на максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Оно создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии.
Слайд12.
Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках технологии и в других видах деятельности.
Слайд13. Блочно- модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.
Слайд14.Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются во всех видах деятельности не только в начальных, но и в старших классах. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Слайд15.Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Смысл здоровьесберегающих технологий заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, занятия поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Целью здоровьесберегающих технологий является формирование ответственного отношения к своему здоровью как необходимого условия успешности современного духовно – развитого человека.
Слайд16.В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Слайд17.
Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Цели новых информационных технологий:
формирование умений работать с информацией,
развитие коммуникативных способностей,
индивидуализация учебно-воспитательного процесса,
активизация самостоятельной работы учащихся,
развитие навыков самоконтроля,
развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе с детьми с ОВЗ способствует облегчению процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Применение на внеклассных занятиях, в самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Таким образом, внедрение новых педагогических технологий в образовательно- воспитательный процесс обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создаёт ситуацию успеха в современной школе.