Социальный проект "Ставим условие - долой сквернословие!"
Социальный проект "Ставим условие - долой сквернословие!"
Пояснительная записка.
I. Разработка социального проекта
Этап 1. Изучение общественного мнения и указание актуальной социальной проблемы. Привлечение участников и общественности для решения проблемы данного социального проекта.
Этап 2. Определение цели и задач социального проекта.
Этап 3.Определение содержания социального проекта.
Этап 4. Разработка системы оценки проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Ставим условие - долой сквернословие!"»
«Ставим условие - долой сквернословие!»
Сташкова Любовь Юрьевна
Россия, Краснодарский край, хутор Свободный мир, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 19
Социальный проект
"Ставим условие — долой сквернословие!"
Исследовательская работа
Автор: Сташкова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №19
хутора Свободный Мир муниципального
образования Мостовский район
Исполнители: Курсенко Маргарита Андреевна,
Осипова Диана Андреевна
ученицы 7 класса МБОУ ООШ № 19
хутора Свободный Мир муниципального
образования Мостовский район
хутор Свободный Мир, 2015 год
Содержание проекта
Пояснительная записка.
I. Разработка социального проекта
Этап 1. Изучение общественного мнения и указание актуальной социальной проблемы. Привлечение участников и общественности для решения проблемы данного социального проекта.
Этап 2. Определение цели и задач социального проекта.
Этап 3.Определение содержания социального проекта.
Этап 4. Разработка системы оценки проекта.
Этап 5. Формирование общественного мнения.
II. Практическая производство проекта.
Этап 6. Проведение плановых мероприятий.
III. Итоги работы над проектом.
Этап 7. Анализ результатов работы.
Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Часто ли мы задумываемся, какую роль играет в нашей жизни звучащее слово? Если мы задумываемся, то поймем, что это определяющая: вся жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и силу, и смысл, и поэзию, и закон. За каждым нашим словом сокрыта наша жизнь. Казалось бы, что такое слово?
В.И. Даль; «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщать разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Наши предки старались хранить родной язык во все времена, даже очень трудные. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?
В русском языке есть слово сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать».
Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. Все знали, что детей нельзя бранить матом, они будут мучимы бесами.
Одной из примет, постигшей нас духовной и культурной катастрофы, значит сквернословие. Вдумайтесь на факты! За 20 последних лет цифра детей с отставанием на умственном и физическом развитии выросло на 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров едва лишь всякий 10 выпускник школы, увеличилось величина девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте на мире среди мужчин и на 100 месте – посреди женщин, 54% молодёжи, родившейся на 90-егоды, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть видимо-невидимо причин, а не последнюю образ посреди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли безобидна эта вредная привычка?
Нам всем годится понимать ненадежность тотального распространения сквернословия, которое на последнее время принимает угрожающие черты и формы.
Сквернословие охватило:
· Почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с ребёнком, который учит всю группу «родному языку». У подростков нецензурная брань приобретает образ важного символа зрелости и независимости.
· Все ипостаси речи: его позволительно услышать не единственно от пьяного человека. Ругательства стали выполнять образ заменителей пауз. Когда-то не безгранично грамотная публика насыщала свою проповедь бесконечными: вот, значит, столь сказать. Теперь употребляются грязные постыдные слова: их эквиваленты: блин.
Приехав на учёбу и попав в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут столь спокойно, пошло звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.
Разработка социального проекта
(срок реализациимарт – октябрь 2015 года)
Этап 1. Изучение общественного мнения и указание актуальной социальной проблемы.Привлечение участников и общественности для решения проблемы данного социального проекта.
Наиболее актуальными и важными из поступивших предложений были признаны те, которые касаются социальных проблем в нашем обществе: вопрос алкоголя, табакокурения, наркомании, СПИДа и сквернословия.
Постановили: определить проблему, которая затрагивает и школьников и жителей хутора Свободный Мир путём анкетирования.
Разработка социального проекта
На данном этапе Диана и Маргарита работали по следующему направлению: изучение общественного мнения (сбор информации и анализ результатов).
Было проведено анкетирование учащихся, учителей и жителей хутора по выявлению их отношения к сквернословию.
Девочки, вместе с руководителем, рассказали участникам анкетирования о 3-х стадиях сквернословия и попросили ответить на вопрос: к какой стадии они себя относят?
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;
третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Вопрос 1: К какой стадии вы себя относите?
Вопрос 2: Нужно ли бороться со сквернословием?
Вопрос 3: Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? ( низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).
- Сквернословие - это вредная привычка.
Вопрос 4: Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные? (грызть ногти, курить, плеваться, и т.д.). Всё это или приносит вред здоровью или характеризует человека как человека с низкой культурой, неприятного.
Таким образом, после изучения общественного мнения, мы пришли к выводу, что целесообразно производство проекта о борьбе со сквернословием, несмотря на то, что эта свычка некоторыми респондентами и не была отнесена к вредным.
В результате обсуждения участники проекта согласились, что эта проблема является актуальной, интересной.
Исходя из результатов анкетирования и собственных интересов, участники проекта определили, что проект должен носить название:
«Ставим условие – вон сквернословие!»
В результате обсуждения данного вопроса были сформулированы цели и задачи, которые предстояло решить.
Этап 2. Определение цели и задач социального проекта.
Цель проекта:
1) Расширить ваши знания о языке;
2) познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье;
3) развивать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию.
4) сформировать приоритеты здорового образа жизни, укрепить психологического здоровья учащихся школы и молодёжи хутора Свободный Мир.
Задачи проекта:
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию;
Содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам;
Развитие коммуникативной культуры в школьной и поселковой среде;
Содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию;
Создание в школьной и поселковой среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия
Обоснование актуальности проекта.
Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.
Ожидаемые результаты.
— Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка и к сквернословию, причинам его возникновения;
— Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку, словно основе духовно-нравственной жизни человека на окружающем социуме;
— Активное содействие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе и хуторе Свободный Мир.
— Повышение уровня речевой культуры учащихся и молодежи хутора Свободный Мир путем уменьшения случаев сквернословия на территории школы и хутора.
— Рост общего уровня воспитанности учащихся и молодёжи хутора Свободный Мир, уничтожение случаев жестокого обращения подростков друг к другу; развитость товарищеских отношений среди учащихся школы;
— Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального проекта.
Этап 4.Определение содержания социального проекта.
План мероприятий.
Задачи социального проекта.
Что желательно сделать для решения задачи.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, в частности, к сквернословию.
Выпуск буклетов, листовок, памяток, плакатов, выставки рисунков, направленных на борьбу со сквернословием. Выступление агитбригад, беседы, выступления, диспуты.
Результаты работы в виде печатной продукции, фотографий, презентаций, материалов будут представлены на суждение общественности: участники расскажут о нём на классных часах, проведут опрашивание лиц, участвовавших в проекте и наблюдавших за ним со стороны для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении.
II. Практическое производство проекта.
Этап 6. Проведение плановых мероприятий.
В результате состоялись следующие мероприятия:
1. Изучение общественного мнения.
2. Выпуск памятки «Сквернословие и здоровье».
3. Спортивные соревнования «Спорт против вредных привычек».
4. Листовка-обращение «О вреде сквернословия»
5. Беседа «О вреде сквернословия»
6.Памятка для родителей «Почему ребёнок ругается»
7.Беседа «Как отучить ребёнка ругаться»
III. Итоги работы над проектом
Этап 7.Анализ результатов работы
Анализируя проделанную работу, участники проекта пришли к мнению, что цели и задачи проделанной работы достигнуты, но проблема по - прежнему актуальна. Общим голосованием было решено продолжить работу на данном направлении.
Список использованной литературы
1. Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/
2. В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка»
3. Соколов Дмитрий. Сколь велико значение слова... URL: http://www.sunhome.ru/poetry/566234
4. http://www.beregi-slovo.ru/ Чистое слово
5. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.
6. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 15.10.2012Литература.