kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содружество народов-содружество культур и языков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводилось в рамках проведения Парламентского урока. Мероприятие рассчитано на учеников 8-9 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содружество народов-содружество культур и языков»

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»

Актуальность темы.

  • По предложению государств-членов ЮНЕСКО Генеральная конференция организации в ноябре 1999 года провозгласила Международныйдень родного языка, который впервые праздновался 21февраля 2000 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

  • В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики 2021 год в Республике Татарстан объявлен Годом родных языков и народного единства. Указ № УП-653 подписан Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым 05 октября 2020 года.  

Цели урока:

Образовательная

  • Повышение общего уровня речевой культуры и межъязыковой толерантности;

  • Сохранение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа;

  • Сохранение и развитие русского языка как государственного языка Республики Татарстан;

Воспитательная

  • Воспитание патриотических чувств, толерантности, эстетического вкуса, желание принимать участие в празднике, вызвать радостное настроение. Поощрять трудолюбие, уважение к традициям и обычаям народов

Развивающая

  • Развивать гуманистическое мировоззрение.

  • Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.

  • Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников

Планируемые результаты (УУД)

Личностные:

  • Мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • Ориентация на ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные:

  • Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

  • Регулировать своё поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.

  • Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные:

  • Планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять своего знания и незнания

  • Выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

  • Объяснять явления и процессы с точки зрения общественных наук.

Коммуникативные:

  • Владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

  • Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.

  • Учитывать позиции других участников деятельности.

  • Ясно и точно излагать свою точку зрения

Оборудование урока:

Проектор.

Компьютер.

Интерактивная доска

Листы бумаги.

План изучения новой темы.

  1. Организационный момент.

  2. Обсуждение темы урока.

  3. Выступление с докладами

  4. Выступление со стихами.

  5. Мозговой штурм.

  6. Викторина.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте. Доброе утро. Мы живем в многонациональной республике Татарстан и слово «здравствуйте» при встрече звучит на разных языках. Ребята приветствуют друг друга на разных языках (опережающее задание: найти перевод слова « здравствуйте» на разных языках).

Учитель: Многонациональная среда есть условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества. Ребята, прослушайте песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать». Вслушайтесь в слова и определите в чем суть данной песни. Звучит песня. Дети приходят к выводу. Мы живем в нашей республике, городе, доме, подъезде не врозь, а вместе. И нам дано время не выяснять отношения между собой, а наслаждаться присутствием друг друга, любоваться и восхищаться особенностями культур и языков друг друга. Правильно подметил по этому поводу и писатель Валентин Распутин.

Слайд 2. Разбор высказывания «Человечество расцвечено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты. Многонациональность—это радужность, музыкальность, чувственность и полнота мира и познания».Актуализация урока.

Учитель:В республике сейчас проживают представители 115 национальностей. А это значит, что в Татарстане говорят на 115 языках. Из них 52,9% населения составляют татары, 39,5% – русские. Слайд 3.Численность остальных народов – около 300 тысяч человек. Издавна в Татарстане живут чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, украинцы, белорусы, евреи, немцы. Давайте кратко познакомимся с историей языка наиболее многочисленных народов: татар, русских и чувашей. Доклады студентов. Слайд 4.Татарский язык. Слайд 5. Русский язык. Слайд 6. Чувашский язык.

Учитель:Есть в республике этнические группы, представленные несколькими сотнями человек – это аварцы, кумыки, ассирийцы, даргинцы, осетины, калмыки и многие другие. В последние годы, в основном за счет миграции, происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (около 4 тысяч), в 3 раза – армянская (около 6 тысяч), в 2 раза – азербайджанская (более 10 тысяч). Колорита многонациональной палитре добавляют вьетнамская и турецкая диаспоры, относительно недавно появившиеся в республике. Сегодня все чаще этнологи и политики называют Татарстан регионом высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем традиций взаимопонимания и уважения. Язык — основная духовная территория народа. Правы те, кто называет его становым хребтом национальной культуры. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Ученик читает стих.

Ученик читает стихотворение Габдуллы Тукая «Родной язык» Слайд 7.

Учитель:Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами.

Учитель: Танзиля Зумакулова, балкарская поэтесса

Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею,

Утратив русский, стану я глухой.

Учитель: И все тот же Габдулла Тукай сказал следующие слова: ученик читает стих (Г. Тукай."На русской земле")

Учитель: Какие мысли возникли у Вас прослушав эти стихи? Значит ли это, что в Республике Татарстан должны полноправно существовать и развиваться все языки народов, населяющих РТ? На самом деле действительно существуют законы, которые именно на это и нацелены. Слайд № 8, 9

1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

  В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики 2021 год в Республике Татарстан объявлен Годом родных языков и народного единства. В течении 2021 года проводятся и будут проводиться мероприятия, посвященные сохранению родного языка и культуры народов Татарстана.

Какую же программу развития языков предложите Вы. Слайд 10

Законы существуют, но как они реализуются. Мне бы хотелось услышать ваши рекомендации. Какую же программу развития языков предложите Вы. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

  • называя идеи, нельзя повторяться;

  • чем больше список идей, тем лучше;

  • подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Ребята рассаживаются по группам: вызываются два ученика и они собирают себе группу. На мозговой штурм уходит 8 минут. Слайд 11

После вынесения группой аналитиков решения, они записываются на слайде. Слайд 12

викторина

А сейчас я предлагаю выяснить, насколько мы знаем национальную культуру татарского и русского народа. Проведу с Вами викторину. Давайте поделимся на 2 команды по пять человек.

1.Языкознание. Слайд13.(Задание.)

а) Определит значение предложенных слов.

1-аякоманда: аксакал, сабантуй, медресе.

2-я команда: джигит, казан, муфтий.

Б) выделить из предложенных слов те, которые имеют арабское происхождение.

оковы, сарай, путы, базар, ямщик, цепи, балык, арба, народ, чебурек,
алмаз, сани, аршин, карета. ( слайд 14)

Ответы. Слайд 15.

2.Составить пословицы Слайд 16, Слайд 17 из предложенных словосочетаний. Представители от команд сдают ответы жюри. Ответ. Слайд18.

3. Угадайте загадки.Слайд 19.Студентам предлагаются загадки. Слайд 20. Студенты сдают ответы жюри. Ответы на загадки .Слайд 21.

«Полная печь перемячей, посередине один калач»

Голубой шатер весь мир накрыл

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

У тридцати двух воинов один командир

4. народные праздники. По иллюстрациям студенты угадывают русский и татарский народный праздник. Слайд. 22, 23. 24, 25. Студенты отвечают с места.

Жюри подводит итоги. Поздравление победителей.

Учитель: Итоги викторины показали, что мы все же недостаточно знакомы с национальными культурами проживающих народов. Нам действительно много еще нужно узнать друг о друге.

Важно сохранить не только культуру и языки, но и уважение друг другу, толерантность к другим народам.

Учитель:А закончить наше занятие хотелось бы известной песней Кадышевой « Будь счастлив», которая еще раз говорит нам о том, что человек может быть счастлив в любом уголке нашей страны, независимо какой он национальности. Ведь каждый человек строит свою судьбу сам. А судьба каждого из нас – это судьба всего народа нашей страны. А судьба народа строится на судьбе каждого из нас.

Д/з. Напишите эссе на тему:

1. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.

И.В. Гете

2. Язык- лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Э. Роттердамский

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Содружество народов-содружество культур и языков

Автор: Поздеева Гузель Фоатовна

Дата: 04.10.2022

Номер свидетельства: 614389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства