kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Слава рукам золотым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пополнить знания детей о русских традициях связанных с выращиванием хлеба на Руси; Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; Подвести к пониманию того, что хлеб - основной продукт питания («хлеб – всему голова»);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Слава рукам золотым"»


Тема: «Хлеб – всей жизни голова»


Цель: Раскрытие нравственных основ отношения человека к общественному достоянию.

Задачи:

  • Пополнить знания детей о русских традициях связанных с выращиванием хлеба на Руси;

  • Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

  • Подвести к пониманию того, что хлеб - основной продукт питания («хлеб – всему голова»);

  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу;

  • Прививать любовь к русским народным обычаям, традициям.


Материал: картины из серии «Выращивание хлеба»; хлебобулочные изделия, каравай, поднос. Презентация.


Ход мероприятия


Воспитатель. Здравствуйте ребята, вы заинтересовались очень важной темой, которая актуальна во все времена: «Слава рукам золотым»

- А какие руки можно назвать золотыми? (Руки тружеников, которые постоянно находятся в работе.)

Воспитатель. Верно, поэтому мы должны поклоняться людям с «золотыми» руками, приносить им славу! Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о тех «золотых» руках, которые выращивают хлеб, о достойном отношении к этому богатству.

У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова!"
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
-   А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.
Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.


Ребята, а сейчас мы разделимся на две команды и из отдельных предложений, которые будут вам предложены, вы должны будете составить рассказ «Откуда хлеб пришел?».


1 команда. В каждом доме любят хлеб, но хлеб сам не растет. Нужно вложить в него много труда. Люди пашут и удобряют землю, сеют зерна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнышко. Чувствуя заботу людей, зернышко превращается в колосок. А в каждом колосе зерна. Осенью люди собирают урожай, мелют зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

2 команда. На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. Хлебозавод приготовляет много вкусных изделий: булки, плетенки, батоны, плюшки, баранки. Вот какой долгий и трудный путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол.

Воспитатель. Ребята, что вы можете сказать о труде людей, прежде чем хлеб попадёт к нам на стол?


- Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать- земля за целый год.


Воспитатель. Послушайте внимательно, как раньше на Руси выращивали хлеб.


К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья нужно было еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, готовили много вкусного. А самое главное – хлеб.


Русский народ сочинял заклички про хлеб, много пословиц.

А вы знаете пословицы о хлебе? Давайте по цепочке прочитаем пословицы.


Хлеб - всему голова.

Без печки - холодно, без хлеба - голодно.

Снега много - хлеба много.

Что посеешь, то и пожнешь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб - будет и песня.


Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.


Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).


Правила игры: ребенок берет колос и задаёт вопрос своему соседу. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

Вопросы:

--Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Итог: вот сколько есть слов, относящихся к слову хлеб. Всё это какие слова? (Родственные)

Воспитатель. Хлеб — наша жизнь и богатство. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране.

В годы Великой Отечественной войны хлеб был на вес золота. В дни блокады, в те страшные 900 дней, которые пережили ленинградцы, 125 граммов был дневной паек блокадного хлеба, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы даже смазывали соляркой.


Воспитатель. Поэтому, отрезая ломоть хлеба, люди прижимали его к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот. О хлебе люди слагали и песни, и стихи, писали картины.

Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как А. А. Пластов, Т. Н. Яблонская и др.


Воспитатель. Ребята, так как нужно обращаться с хлебом?

Ответы детей: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.

Воспитатель. Хлеб выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать повседневной нормой.

И если примечу кусок в небреженье —

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движение —

Поднять и спасти это чудо земли.

Е. Благинина

Воспитатель. На Руси хлеб называли «Каравай».

Вот он: хлебушек душистый.

Вот он

Теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло!

В нем – земли родимой соки,

Солнце свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

С. Погореловский.

Воспитатель. Ребята, берегите хлеб и с уважением относитесь к людям, которые его выращивают.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Слава рукам золотым"

Автор: Валиева Гульнара Ильясовна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "презентация к внеклассному мероприятию "Мы славим Россию" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-my-slavim-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "201895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429133038"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час "Стаханов- город славы трудовой""
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi_chas_stakhanov_ghorod_slavy_trudovoi"
    ["file_id"] => string(6) "464607"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522612468"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный час по теме "Труд славит человека.""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi_chas_po_tiemie_trud_slavit_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "467228"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397996"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Золотые ворота в Древнюю Русь "
    ["seo_title"] => string(32) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "136210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417071613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства