kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сказ о том, как природа-матушка о детках своих заботится».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети сравнивают заварку и сушеные травы, определяют на вкус, разучивают приемы оздоровления и узнают о полезных свойствах растений, которые растут рядом с ними.

Просмотр содержимого документа
««Сказ о том, как природа-матушка о детках своих заботится».»

Круглый стол «Сказ о том, как природа-матушка

о детках своих заботится».

Цель: познакомить с возможностью получать пользу от природы.

Задачи: образовательная- познакомить с полезными свойствами некоторых растений: Иван-чай, подорожник, шиповник, лимон, крапива.

Коррекционные-учить узнавать продукты на вкус, развивать мелкую моторику, учить заваривать чай, сервировать стол.

Воспитательная-воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа-лекарственные свойства, экология.

Оборудование: презентация, чайник, бокалы, сушеные травы, фото трав, названия трав, пиктограммы, листья из фетра.

Ход занятия:

  1. Отгадайте загадку: Что нас окружает на улице и немного дома? (природа). Сл.1

Мы уже не раз вспоминали на занятиях о науке, связанной с природой. Она называется: найдем по пиктограмме (работа с карточками).

Правильно, это экология. Сл.2.Прочитаем определение. Эколо́гия — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы, а также изучение всех сложных взаимосвязей в природе.

Самая главная задача на сегодняшний день это защитить природу от неразумного использования человеком. Оказывается, природные ресурсы быстро заканчиваются. А что такое природные ресурсы? Назовите их. Правильно, это и неживая природа: вода, воздух, земля; и живая природа: растения, животные, птицы, насекомые. Сл.3. На столе перед вами картинки с изображением живой и неживой природы. Назовите их.

Скажите, как же человек не бережет природу? Сл.4. Самое интересное, как бы человек не убивал природу, она все равно заботится о человеке. Природу называют матушкой, почему? Сл.5. Как о вас заботится мама? Что делает? Так и природа нас и кормит, и поит, и одевает и даже лечит.

  1. Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

Береги землю родимую как мать любимую.

Кто природу не бережет, к тому болезни приходят.

Мать кормит детей как земля людей.

  1. Тема нашего занятия «Сказ о том, как природа-матушка о детках своих заботится». Сл.6. Сегодня мы поговорим о растениях. Ильмир, покажи всем карточку, на которой есть звездочки с 6 лучами. Сл.7. Это растение встречается у нас в зилаирском районе и называется оно Кипрей. Это его научное название, а в народе его величают Иван-чай. Вы встречали его? Давайте опишем Иван-чай: это растение высокое, с длинными листьями, на верху веточки целая шапка цветов ярко розового цвета. А вы хотите узнать, почему такое название у растения? Тогда слушайте: По преданию, в одной деревушке жил паренек Иван, который любил цветы. Он постоянно уходил за околицу в цветущие луга. Когда мелькала его рубашка среди цветов, жители говорили "Это Иван, чай, ходит". "Чай" это синоним "наверное", просто наши предки говорили немного иначе. По легенде, паренек тот якобы сгинул и жители деревни не сразу поняли, что он пропал, а когда спохватились, то всматривались в луга и увидев розовый цвет, говорили "Иван, чай", так и прижилось название к растению. Ученые называют его кипрей. А еще растение называли самыми разными именами - пожарник, потому что он первым прорастал на месте пепелищ, скрипун, потому что при вырывании растения раздавался скрип, дикий лен, потому что из него делали ткани. По полезности он не уступает никакому другому травяному чаю. Растение придает силы, при помощи него лечат головные боли. Оно успокаивает, снимает напряжение и нормализует сон. Также благотворно влияет на ротовую полость. Обладая противовоспалительными свойствами, иван-чай применяется для лечения воспалений в организме.

Повышает иммунитет и сопротивляемость к возбудителям разных болезней.

Отваром растения промывают гнойные раны. При заболеваниях кожи лечатся примочками и салфетками, пропитанными настоем.

Молодые ростки можно добавлять в салаты, а высушенные и перемолотые корни добавлять в муку: от этого хлебобулочные изделия становятся приятными на вкус.

Чай можно приготовить самим. Я вам покажу как, а вы повторяйте действия. Нарвем листья, помоем, посушим, помнем, потрем, подождем, посушим, переворачиваем и сложим в банки. Вот что получится. Похож он на заварку? Сравните с обычной заваркой. Есть ли отличия? Понюхайте, как он пахнет. А чтобы узнать его вкус, мы заварим чай. Насыпь, Вильдан, 3 ложечки в чайник. Повторите, как называется это растение?

  1. Это растение мы с вами встречали на экскурсии к пруду. Найдите карточку с 5 лучиками. Сл.8. Шиповник — род дикорастущих растений семейства розовых. Стоит колюка на вилах, одета в багрянец. Кто к ней подойдет - того кольнет.

Такое имя растение получило из-за обильного количества небольших шипов, растущих на каждом кустике по множеству штук. Зачем они нужны? Вероятно, для того, чтобы не обирали плоды шиповника, ведь полезны они не только для людей, но и для животных, которые тоже с удовольствием ими питаются. Интересно, что используются не только его плоды, но и корни, семена, лепестки.

Красновато-оранжевые плоды растения славятся тем, что в них собрано огромное количество полезных веществ. Особенно хочется отметить витамин C. Рассмотрите ягоды, можете их попробовать.

Применяют шиповник при самых различных заболеваниях. Так, отвар из него положительным образом воздействует на работе пищеварительной системы, мочевого пузыря, почек, печени. Кроме того, его рекомендуется пить в качестве средства для повышения иммунитета, восстановления умственной работоспособности и физической активности человека. Масло из плодов можно использовать при некоторых повреждениях кожи — оно способствует более быстрому заживлению ран. (Показ масла). Шиповник мы тоже положим в чайник по 1штучке каждый.

  1. А теперь отгадайте загадки, все они об одном растении:

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
(ответ: крапива) Сл.9.

Ответ на карточке со звездой из 4 лучиков . Крапива – это многолетнее травянистое растение семейства крапивных высотой до 150 см. Листья сердцевидные, цветки мелкие, зеленые, собраны в свисающие соцветия.

Народные названия крапивы отражают ее «жгучий» характер – жгучка, жигала. Кропка - точка, пятнышко. Окропить - покрыть пятнами, обрызгать. Все растение покрыто длинными жгучими волосками. Сл.10. Своими жгучими волосками крапива защищается от травоядных животных; каждый волосок похож на медицинскую ампулу, наполненную муравьиной кислотой, воздействие которых проявляется ощущением «ожога» в месте прикосновения к растению.

Считалось, что крапива способна защитить дом от колдовских чар и незваных гостей. Для этих же целей вязались крапивные веники и делались всевозможные обереги. В крапиве содержится невероятное множество полезных веществ. Крапива – весьма ценное поливитаминное растение.

В кулинарии молодая крапива используется в салатах, супах, рассольниках, борщах. Чтобы уменьшить жгучесть, ее обдают кипятком.

Наиболее полно полезные свойства этого растения проявляются в медицине. Отвар корней можно пить как очистительное средство при угрях, фурункулах, кожной сыпи. Крепкий настой из листьев – прекрасное средство при язвах, ожогах и мелких ранках. При болях в суставах и пояснице можно славно попариться в бане веником из стеблей крапивы. Порошком из высушенных на солнце листьев присыпают гнойнички и язвочки. Мамочки пьют отвар для появления грудного молока. Раньше из крапивы делали ткань. Сушеные листья крапивы тоже добавим в чай. Зальем заварку кипятком, укутаем и дадим настояться.

  1. А теперь еще одно растение. Его мы узнаем по вкусу и запаху. Закройте глаза, откройте рот. Что это? Правильно, это лимон. Альфина, покажи карточку звезды с 3 лучами. Сл11. Лимон наделен защитными свойствами. Предотвращает преждевременное старение, пополняет энергетические запасы и выводит вредное из организма.

Лимон убивает вредные бактерии и предотвращает гниение тканей. Его используют при лечении дыхательных путей. Лимон укрепляет сердце, ногти, зубы и кости, помогает усваивать пищу, помогает при запорах.

Неоценима польза лимона при лечении угревой сыпи, а также при солнечных ожогах и укусах насекомых. Лимон способен спасти человека даже после укуса скорпиона.

Добавляя лимонный сок в маски для лица, можно отбелить лицо.

При простудах проявляется польза чая с лимоном. Употребляя теплый напиток, больной пополняет запасы витаминов. За счет потогонных свойств лимона нормализуется температура тела.

Чашечка чая с долькой лимона по утрам – и вам обеспечен заряд бодрости на весь день.

  1. А сегодня еще один гость у нас. Ильмир, покажи карточку с кругом.. Сл.12. Кто узнал это растение? Это подорожник. Почему оно так называется? Полезные свойства подорожника человечество использует в лечебных целях не одно столетие. Подорожник обладает противовоспалительным свойством. Настой из листьев поможет избавиться от кашля или ОРВИ. А еще подорожник является кровоостанавливающим средством. Конечно, если у вас глубокая рана и кровь льет рекой, подорожник не подойдет. А если вы упали и содрали кожу, можно найти листок. (Листья из фетра). Давайте попробуем им полечиться. Возьмите листочек, протрите его ладошкой от пыли, помните и приложите к ранке. И конечно надо сказать волшебные слова: у собачки боли, у кошки боли, а у меня заживи.

  2. А теперь пришло время попробовать наш чай. Накроем стол скатертью, разложим салфетки, расставим блюдца и чашки, чайные ложки. Можно взять по дольке лимона. Постарайтесь понять вкус чая, какой он? Хотелось бы вам таким чаем начинать свое утро?

  3. Как же природа матушка о нас позаботилась? Какие растения она для нас вырастила? Назовем их. Прикрепите подписи к картинкам. А теперь поиграем с ними. Закройте глаза, чего не стало? Где стояло? Что поменялось?

  4. Посмотрите, сколько ценного и вкусного дает нам природа, а как же мы можем позаботиться о ней? Какие правила мы можем выполнять? Возьмите свои рисунки и расскажите о них (заранее приготовленные запрещающие знаки с рисунками-правилами поведения на природе).

  5. Молодцы! Наш круглый стол подошел к концу. Я надеюсь вам понравилось? Что запомнилось тебе? Чему ты удивился? Что тебя напугало? Я очень хочу, чтобы природу вы любили и ценили, как свою матушку.



Длительность 40 минут.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Сказ о том, как природа-матушка о детках своих заботится».

Автор: Назарова Наталья Владимировна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442514

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства