Система подготовки учащихся 9 классов к успешной сдаче ОГЭ по математике
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
формировать у учащихся навыки самоконтроля;
формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
систематически отрабатывать вычислительные навыки;
формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
Как же всё-таки готовить 9-классников к ОГЭ?
Предлагаю несколько интересных приёмов:
Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта.
Метод проектов для составления справочников.
Групповая (парная) работа.
Особое внимание геометрии.
1. Устные вычисления и правила быстрого счёта - важные приёмы при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.
Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.
Очень помогает в организации устных вычислений книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. «Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-9 классов»
Важны также и приёмы быстрого счёта, такие как:
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
умножение на 25, на 9, на 11;
нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;
извлечение квадратного корня.
2. Метод проектов для составления справочников.
В рамках проектной деятельности интересна работа с обучающимися по составлению справочников. Это развивает их индивидуальные способности. Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам.
При этом наблюдается:
Высокая степень самостоятельности и активности учащихся.
Перенос акцента в обучении с преподавания на учение.
С ростом уровня сложности деятельности учеников растет и уровень творчества и качества выполняемых работ.
Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни.
Важным в проектной деятельности, направленной на подготовку к ОГЭ является умение выполнять задания большого объема, требующие терпения и внимания.
Формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение. Эти качества всегда вызывали уважение и ценились в обществе.
Примером может быть проект по составлению справочника, объединяющего темы: «Квадратные уравнения», «Теорема Виета», «Квадратные неравенства», «Квадратичная функция».
При составлении справочников рекомендую обратиться к пособию: Райбул С.В. «Алгебра и геометрия в таблицах и схемах».
3. Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ.
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть)- 1 балл
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки.
Задания 2 части (2 балла, 3 балла)
Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Представители каждой группы решают задания на 2 балла, затем на 3 балла.
Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа.
Задания повышенной сложности (4 балла)
Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели. Проверку осуществляют на спецкурсе.
Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.
При таком подходе значительно увеличивается количество заданий, решаемых учениками и проверяемых в группе друг у друга.
4. Особое внимание геометрии.
В экзаменационной работе 8 заданий по геометрии. Поскольку геометрию в школе проходят по остаточному принципу, поэтому приходится уделять ей особое внимание.
Например:
по теме «Окружность» рассматривались вопросы:
прямые, отрезки и углы, связанные с окружностью;
свойства вписанных и центральных углов;
углы между хордами, касательными и секущими;
свойства хорд;
соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих;
свойства дуг и хорд, длина дуг и хорд, площадь круга и его частей;
взаимное расположение двух окружностей.
По теме «Треугольники» рассматривались вопросы:
признаки равенства треугольников;
неравенство треугольника;
определение вида треугольника;
4 замечательные точки треугольника;
теорема синусов;
теорема косинусов;
площади треугольников;
признаки подобия треугольников;
вписанные и описанные треугольники.
По теме «Четырёхугольники» рассматривались вопросы:
вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и площади;
параллелограмм и его свойства;
трапеция и её свойства;
прямоугольник, его свойства и признаки;
ромб, его свойства и признаки;
квадрат, его свойства и признаки.
По этому разделу рекомендую учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.