В теневом театре интересно показать некоторые миниатюры, в которых участвуют, с одной стороны, артисты или куклы, а с другой стороны, их тени.
Так, например, на рисунке
Рисунок Забавный бой боксера со своей тенью.
представлено несколько эпизодов боя боксера со своей тенью. Первые два левые положения на рисунке таковы, что тень соответствует положению бойца, но. неожиданно для зрителя происходит смена тенеобразующей фигуры за экраном и тень. наносит сильный поражающий удар бойцу (правый рисунок). Несколько подобных иллюзионных положений вызовут смех у зрителей и вместе с тем могут оказаться загадочными для непосвященных.
Внезапное появление и исчезновение тени можно легко получить, если между осветительным прибором и экраном на расстоянии 3—4 м внезапно вносится тенеобразующий предмет или в это пространство прыгает сверху актер, изображающий «прыжок с неба». Обратное движение трафарета или актера через прибор (от зрителя) дает впечатление полета вверх или появления «из-под земли».
Тень на сцене может появляться и исчезать, если, например, получать ее на тюлевом или кисейном занавесе, подвешенном так, что имеется свободное пространство и перед ним и за ним. Тень на занавес может отбрасываться со стороны зрителей от трафарета, и если хорошо ссвещать пространство перед занавесом, тень не будет видна, если же будет освещаться пространство за занавесом, тень можно видеть.
Одной из замечательных особенностей теневого театра является возможность быстрой и легкой смены картин. Мгновенное превращение тени одного предмета в тень другого можно осуществить простым поворотом двойной фигуры на угол 90°.
Так, например, если перед экраном находится в данный момент силуэт женщины, то перпендикулярно этому силуэту и экрану должен находиться силуэт другого действующего лица, жестко связанный с женским силуэтом.
Простой поворот этих силуэтов на 90° даст возможность одну тень заменить другой. Таким же точно способом легко получить поворот тени из проекции анфас в проекцию того же действующего лица в профиль и наоборот, как это показано на рисунке.
Рисунок Поворот фигуры в теневом театре из положения анфас в положение профиль.
При этом поворот в любую сторону выполняется совершенно одинаково.
Иногда бывает, что какая-нибудь деталь или предмет, который должен вдруг появиться в руках у действующего лица на экране, встраивается в саму действующую фигуру, и простое движение нити или рейки вводит в действие этот новый тенеобразующий элемент. У силуэта дракона, льва, волка или медведя могут внезапно появиться светящиеся огненные, как раскаленные уголья, глаза — для этого достаточно убрать с глаз силуэта затеняющие ширмочки, С помощью заряжающейся электростатически специальной трехслойной светочувствительной пленки теперь получают рельефные тени. Эта пленка имеет тонкий, прозрачный и нейтральный в электрическом и фотографическом отношении первый слой. Второй слой — прозрачная пленка из окиси олова, обладающая электро- и фотопроводимостью; местное сопротивление пленки зависит от освещенности. Третий слой — прозрачная подложка — служит механической основой и для теплоотвода от первых двух слоев. Вся пленка термопластическая: размягчается от тепла и затвердевает при понижении температуры. Перед записью изображения на пленку она равномерно электрически заряжается в темноте положительным зарядом при тихом электрическом разряде. Когда на пленке получается изображение, ионный заряд более светлых участков уменьшается сильнее; темные участки за короткое время экспозиции не успевают потерять заряд.
Затем пленка нагревается импульсами постоянного тока и заряженные участки пленки притягиваются к подложке, а незаряженные остаются на прежнем уровне. Возникаетмикробарельеф. Плоская, ровная и сравнительно жесткая подложка не дает пленке деформироваться с обеих сторон. Если теперь изображение, полученное на пленке, спроектировать на экран, можно получить рельефную тень удивительной чистоты и четкости.
Вслед за искусством теней исторически (и на более высоком техническом уровне) идетискусство световой проекции.