В мире есть семь чудес света и в Башкортостане тоже есть семь чудес.По примеру проведенного в Москве в 2008 году конкурса «Семь чудес России» в Башкортостане стало проведение в 2009 году программой «Салям» телерадиокомпанией «Башкортостан» конкурса «Семь чудес Башкортостана».Для участия в конкурсе было предложено 180 объектов в Башкортостане, которые набрали, наибольшее количество голосов. По итогам конкурса было выбрано семь объектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семь чудес Республики Башкортостан».»
Государственное бюджетное учреждение
для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Петровский детский дом
Ишимбайского района
Республики Башкортостан
Подготовила и провела
воспитатель1 группы
Ашрафзянова Л.Л.
с.Петровское 2016 год
Тема:« Семь чудес Республики Башкортостан».
Форма проведения: классный час
Цель: расширить кругозор учащихся.
Задачи:
Образовательные:способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края — Республики Башкортостан; Развивающие: развивать творческие способности.научно-познавательные интересы, любознательность; Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к своей Родине, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование,герб РБ, флаг РБ,
План проведения
Вступительное слово воспитателя
М.Карим «О березовом листе»
Остановка №1 Уфа
Остановка №2 Курай
Остановка №3 Пещера Щульган -Таш
Остановка №4 Бортничество
Остановка №5 Мениральный источник Красноусольск
Остановка №6 Гора Янгантау
Остановка №7 эпос Урал - батыр
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя
Воспитатель :
Наша Родина – Россия.
Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то – так писал о России Сергей Есенин.
Но сегодня мы с вами будем говорить о нашей малой Родине – Республике Башкортостан.
У вас на партах лежат листы бумаги, напишите на них, что для вас значит Башкортостан?
Итак, малая Родина – это место где человек рождается, живет, учится дружить, любить, где достигает первых побед. И куда бы судьба ни занесла человека, он всегда помнит о своей малой Родине.
Ну, а мы с вами сегодня отправимся в путешествие по своему Башкортостану. И прежде всего, послушайте отрывок из стихотворения МустаяКарима «О березовом листе».
М.Карим “О березовом листе”.
Взгляни на глобус. Вот он шар земной На нем Башкирия с березовой листок величиной Всего лишь навсего Не больше обыкновенного листка Береза же – великая Россия Так зелена, так высока.
Вопрос 1. Скажите, почему в его стихотворении Республика Башкортостан названа Башкирией?( так называлась наша республика до 11 октября 1990 года).
В мире есть семь чудес света и в Башкортостане тоже есть семь чудес.По примеру проведенного в Москве в 2008 году конкурса «Семь чудес России» в Башкортостане стало проведение в 2009 году программой «Салям» телерадиокомпанией «Башкортостан» конкурса «Семь чудес Башкортостана».Для участия в конкурсе было предложено 180 объектов в Башкортостане, которые набрали , наибольшее количество голосов. По итогам конкурса было выбрано семь объектов.
Вот с ними мы сегодня и познакомимся, путешествуя по Башкортостану. Как вы думаете, что является чудесами республики? (ответы учащихся).
Первая остановка.
Город Уфа – столица нашей республики. Именно в ней располагается первое чудо республики – памятник Салавату Юлаеву.
Вопрос 2. Кто такой Салават Юлаев? (народный башкирский герой).
Памятник Салавату Юлаеву — скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, героюКрестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву, установленное в городе Уфе (Башкортостан).Памятник легендарному народному герою является самой большой скульптурой всадника в Европе. Его высота достигает 9,8 метра, вес — 40 тонн. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан. Считается, что этот памятник стал самым лучшим творением скульптора СосланбекаДафаевичаТавасиева, Который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Памятник открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая в Уфе. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. По ночам памятник подсвечивается снизу. В Уфе существует традиция для новобрачных — возложение цветов к памятнику Салавату Юлаеву.Памятник является местом паломничества туристов. Со скалы, на которой стоит памятник, открывается уникальный вид на реку Белая и окружающую природу.Памятник в 2013 году участвовал во Всероссийском телевизионном проекте "Россия 10", как достопримечательность Приволжского округа.
Остановка 2. Ну, а сейчас мы отправляемся на поиски курая, ведь именно он является одним из семи чудес Башкортостана.
Вопрос 3. Кто знает, что такое курай?
Кура́й — башкирский духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые исвистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения PleurospermumuralenseHoffm ( Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Сама природа подарила величайшее свое творение – самобытную флейту. Обыкновенная трубка, вырезанная из хрупкой тростинки. Всего метр длины, несколько отверстий – вот весь немудрящий инструмент, единственный в мире, который никто не мастерит.
Стебель курая достигает 1,5 – 2х м высоты. Растение цветет в июле, в августе-сентябре начинает высыхать, в это время его срезают под корень, хранят в сухом, темном месте. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от четвертого отверстия. Длина курая 570-810 мм.
Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков.
Вопрос 4. Назовите произведения, в которых говорится о курае.
Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Интересные факты
Памятник кураю. Уфа. 1974
Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряномкурае, специально для него отлитом на родине.
Мелодия Сыңрауторна («Звенящие журавли») с древних времён исполняется только на курае.
В 1974 году в Уфе установлен памятник кураю в виде мальчика, играющего на курае. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова.
В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
Остановка 3.
Вопрос 5. Вспомните, что такое карст?
Я не зря задала вам этот вопрос, потому что сейчас мы с вами спустимся в карстовую пещеру.
Пещера Шульган-Таш.
Ка́повапеще́ра (также Шульган-Таш, башк. Шүлгәнташ) — карстовая пещера на территории Бурзянского районареспублики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.
Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово "шу-ульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает "вода умерла, канула в небытие" т.е. это название можно перевести как "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя — повелитель подземного мира.
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.
Это слаборазветвлённая трёхэтажная спелеосистема протяжённостью около 3 км с вертикальной амплитудой 165 м(с учетом сифонных подводных полостей) с крупными залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Пещера имеет три яруса, внутри неё протекает речка ПодземныйШульган, которая и образовала эту пещеру. Пещера образована вхемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль неё, проходит глубокий карстовый каньон Шульгана длиной около трёх километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озёрами.
При подходе к Каповой пещере можно увидеть «Грот мамонта», расположенный в отдельной скале. Своё название гротполучил благодаря тому, что его тени на закате солнца ложатся таким образом, что напоминают мамонта с опущеннымхоботом.
Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически, это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но, используется для лечебных ванн.
Наскальные рисунки в Каповой пещере
Пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периодапалеолита, датируемых периодом от позднего солютре до среднего мадлена. Рисунки находятся на гладкой стене в дальнем конце зала Хаоса на первом этаже.
Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым.Сейчас описано 173 рисунка или их реликтов — красочных пятен. Рисунки выполнены в основномохрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхем ярусе. Они были нарисованы в эпоху раннего палеолита, когда на планете жиликроманьонцы. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется между 44 и 112 сантиметрами. Рисунки в разной степени сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надежных методов консервации рисунков еще не решена. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.
Остановка 4.
Здесь же в заповеднике «Шульганташ» находится музей бортничества.
Ребята, вы наверно устали, изучая знаменитую пещеру? Давайте немного отдохнем, для вас приготовлено угощение – это чай с медом. Почему именно с медом спросите вы? Потому что мед является следующим башкирским чудом. Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана.
Бортничество в Башкирии во времена правления русских императоров было поставлено на «промышленную основу». Во многих хозяйствах того времени насчитывалось по 100 и более бортей. Деревья с бортями (на некоторых деревьях было 2-3 борти) переходили от поколения к поколению, на них ставилась тамга (родовой знак) владельца. Борти служили до 150 лет. В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне — заповедник Шульган-Таш). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания чёрной лесной пчелы была объявлена заповедной.
Медоносы Башкортостана
В Башкортостане находится третья часть всех липовых лесов России. В горно-лесных районах сохранились значительные заросли клена и ивы. Многообразие дикорастущих медоносов дополняют большие площади культурных нектароносов. В Башкирии свыше 50 весенних медоносных растений, более 100 видов летних медоносов и около 30 видов позднелетних и осенних. По другим данным медоносов в республике около 300 видов.
Остановка 5.
Из Бурзянского района мы отправляемся кКрасноусольским минеральным источникам.
Красноусольские минеральные источники — гидрологический памятник природы с 1965 г. расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала в долине реки Усолка в 5 км от села Красноусольского Гафурийского района республики Башкортостан. Вода источников, впадая в реку Усолку, делает ее частично соленой.
Красноусольские минеральные источники известны с 16 века. По преданиям времён Ивана Грозного, отряд стрельцов и казаков, прибывших на стругах по Каме и Белой в Башкирию, для закладки Уфимского острога, поднялся выше по течению реки Агидели (Белой) до устья реки Усолки. Здесь и был заложен острог, получивший название Табынского.
В 1924 году Народный Комиссариат здравоохранения Башкирской АССР направил на Красноусольские источники врача Петра Степановича Зотова, двух медсестер и повара. Рядом с источниками были построены деревянные дома для приезжающих больных. Образовался курорт «Красноусольск».
После Великой Отечественной войны курорт использовался для лечения инвалидов войны. Рядом был построен детский санаторий.
В 90-х годах ХХ века был организован розлив воды Горький Ключ, как питьевой.
Красноусольские минеральные источники относятся к восходящим источникам воды.
Красноусольские источники, которых насчитывается около 250, разделяются на 3 группы.
Источники 1-й группы исходят их берегов реки Усолка, сложенных известняками карбона;
Источники 2-й группы - из левого склона долины реки, сложенных породами четвертичной системы;
Источники 3-й группы - расположены на правом берегу реки, сложенном гипсами кунгурского яруса.
Воды источников 1 и 2 групп поднимаются по тектоническим трещинам с глубины 500—600 метров, не смешиваясь.
Воды в источниках 1-й и 2-й групп высокоминерализана, с минерализацией до 77,5 г/л. В источник № 11 — среде-минерализованная (7,6—13,5 г/л). В источнике Горький Ключ - маломинерализованная (2,2 г/л).
Остановка 6. Гора Янгантау.
Янгантау в переводе с башкирского «горящая гора»,расположенная в Салаватском районе Республики Башкортостан.Памятник природы с 1965 года.
На вершине этой горы на высоте 413 метров над уровнем моря располагается уникальный курорт России – золотая здравница Башкортостана «Янган-Тау». Только там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.
Гора Янгантау вытянута с Востока на Запад на 2,5 км вдоль правого берега р. Юрюзань. Абсолютная высота горы составляет 143 метра , высота над уровнем реки Юрюзань - 160м (504 метра над уровнем моря).
На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. Температура воздуха от +37 до +150 градусов, а в пробуренной на глубину 90 метров скважине температура достигает 380 градусов.
В недрах горы происходят окислительные и восстановительные реакции битуминозных мергелей. На глубине 60—90 м находятся очаги разогрева. Накапливаемое тепло в ограниченной зоне длительно сохраняется из-за слабой теплоотдачи окружающих горных пород.
Научные исследования горы проводились с 18 века. (П.С.Паллас, 1773; Ф.Н.Чернышев, 1881; А.Я.Гордягин, 1882, 1885; Е.М.Янишевский, 1902; А.Биккель, 1932; Г.В.Вахрушев, 1927, 1957 и др.).
Было выдвинуто множество гипотез о природе термальных явлений горы: подземный пожар от молнии, реакция перехода солей закиси железа в соли окиси, горение малобитуминозных пород, радиоактивное тепло, взаимное трение г.п. и др. С 60-х годов 20 века рассматриваются гипотезы о природном ядерном реакторе и редком метеорите, ставшем катализатором термальных процессов (С.Г.Фаттахутдинов, 1993).
Башкиры объясняют феномен горы по-своему. По легенде несколько веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным.
Согласно другой легенде, однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Уставший пастух крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В последующем немолодой уже пастух приходил сюда не раз. Вскоре его перестали мучить болевшие суставы и заметно прибавилось сил…
Гора Янгатау известна также сернистыми, цинковыми и радоновыми источников, ставшими основой для создания бальнеологического курорта Янгантау.
На склонах горы растут березы, дубы и осины, чередующиеся с луговыми полянами и петрофитными степями на склонах. Сохранившиеся сосны говорят о первичных хвойных лесах. На горе и ее окрестностях распространены кустарниковые лугово-степные комплексы из вишни степной, миндаля низкого, караганы, шиповника, бересклета бородавчатого и ковыля, типчака, чабреца.
Нижний склон горы покрыт черемухово-ивовыми зарослями. На базе горы Янгантау. в 1980 году организован заказник и лесничество на площади 3600 га.
Остановка 7.
Эпос «Урал – батыр». Башкирский эпос (кубаир), памятник башкирской словесности.
«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя.
Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.
Эпос состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.
Эпос передавался устно изпоколение в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году МухаметшаАбдрахмановичБурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: ГабитаАргынбаева (≈1850—1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса МухаметшаБурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
Эпос «Урал-Батыр» переведён на многие языки мира. Существуют переводы на русский, английский, немецкий и турецкий языки.
В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра»[11]. Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (МухаметшаБурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.
Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. Подлинник (рукописная запись) не сохранился.
В настоящее время выпущено множество исследований об «Урал-батыре». Продолжается углубленное изучение эпоса на стыке археологии, этнографии, лингвофольклористики.
В Башкортостане многое делается для популяризации эпоса. В Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата», разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса „Урал-батыр“». Ежегодно проводится конкурс на лучших чтецов эпоса.
Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.
В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.
От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни — Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.
Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.
Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами.
Сегодня вы познакомились с семью чудесами Башкортостана. На самом деле на нашей малой Родине еще множество чудес. И наша задача в том, чтобы сохранить их для следующих поколений.