kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья-хранитель духовных ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья-хранитель духовных ценностей.»

Час общения по теме:

«Семья – хранитель духовных ценностей»

Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Что же еще может объединять семью? 
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция? 

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете? 
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению

А в ваших семьях какие есть традиции?
- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Записывают определение семьи.
Структура урока
Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности 5-6 мин.
- Здравствуйте, дорогие ребята,! Я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три кружочка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, серое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы!

Установка: подумать о смысле притчи

Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.
Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»

Обсуждение:
О чем эта притча???
На земле существует немало притч. Одни из них посвящены любви, другие – семье, третьи – дружбе. Этот список можно долго перечислять, но ясно одно: каждая притча имеет поучительный характер и несет в себе глубокий смысл.
И Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учат человека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.

Формулируют и записывают тему: СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
2. Актуализация знаний.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? 
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.
3. Изучение нового материала.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

- А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?

Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА. 
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимо найти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА 
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ. СЕРДИТОСТЬ

Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые не подходят бросают в черный ящик с комментариями.

Задание 2. Взять веревку. Представьте себе.. что эта веревочка - нить в отношениях родственников. Помогите мне - из чего состоят отношения? (Завязывать шуточные узелки). А что же будет.. если друг друга не уважать и "тянуть одеяло на себя" (попросить помочь кого-нибудь дернуть веревку с другой стороны) - она развяжется. Какой вывод можно сделать. Что произойдет?

Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.

Пословицы и поговорки.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Притча о семье любви и верности. Притча о хрупкости любви
В одной деревне поселился мудрый старец. К нему постоянно приходили маленькие ребятишки, потому что он очень любил и непрерывно баловал их. Человек всегда преподносил им удивительные сюрпризы, сделанные, однако, из самых непрочных материалов.

Дети очень берегли их, но игрушки быстро портились. Они не сдерживали слез, потому что подарки им очень нравились. Чтобы утешить малышей, старец снова делал им сюрпризы из еще более непрочных материалов.
Их родители не способны были постоянно смотреть на слезы своих детей и, объединившись, однажды подошли к дому старца. Они сказали ему:
— Мудрец, мы верим в твою бесконечную доброту. Но игрушки наших сыновей и дочерей быстро ломаются, а они горько плачут. Мы видим, как малыши берегут их, но ничего не получается. А подарки настолько замечательные, что поставить их на полку и только любоваться ими нельзя, детям хочется брать их в руки.
— Подождите, пройдет еще несколько лет и другие люди начнут дарить им свои души. А они еще более хрупки, чем эти подарки. Но они уже научатся понимать, как дорого то, что дает им другой человек, и, возможно, сумеют сберечь чужое сердце.

Рефлексия. 
Ответьте на вопросы.
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
____________________________________________
2. Вспомни качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
________________________________________
3. Что такое традиция? _____________________
4. Какие традиции могут быть в семье? ______________
Как ты оцениваешь свою работу на уроке? __________________
Что бы ты хотел еще узнать по данной теме? ________________

Домашнее задание. По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
1. Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.



Урок технологии  «Сервировка  стола к завтраку. Этикет» 5 класс

Цель урока: освоение сервировки стола к завтраку и правил этикета.

Задачи урока:   

образовательные

-выработка предметных компетенций

-привитие интереса к предмету

развивающие

-развитие коммуникативных способностей детей

-повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой

-содействие в развитии умений применять знания на практике, анализа, сравнения, планирования, самоконтроля

воспитательные

-привитие навыков культурного общения

- развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма

- мотивирование на осознание потребности к труду

-  эстетическое воспитание

- привитие экологической культуры

Ход урока.

1. Организационный момент: 1. Приветствие учителя.

                                                   2. Проверка присутствующих.

                          3. Проверка домашнего задания (опрос обучающихся о способах              хранения яиц без холодильника).

                                                    4. Проверка готовности обучающихся к занятию.

                                                    5. Объявление темы (Приложение №2, слайд №1).

2. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей столовых приборов, с некоторыми приёмами сервировки стола к завтраку и правилами поведения за столом, а также научимся красиво оформлять его при помощи салфеток из ткани.

3. Объяснение нового материала:

Давайте выясним что же такое сервировка. Ваши предположения (дети предполагают). Учитель уточняет ответы и как итог показывает слайд из презентации (слайд № 2).

Прежде чем сервировать стол, нужно помнить о требованиях, предъявляемых к сервировке стола (слайд № 3).

Также нужно помнить о последовательности сервировки стола (слайд №4).

Теперь рассмотрим схему расположения посуды и приборов  при оформлении сервировки стола к завтраку (слайд №5).

Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол? Дети предполагают.

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом (дети разгадывают кроссворд -  приложение 1)

Учитель проверяет кроссворд  и с ответами даёт историческую справку.

4. Физминутка:

Ветер дует нам в лицо (машут руками в лицо),

Закачалось деревцо (качаются из стороны в сторону),

Ветер тише, тише, тише (медленно приседают),

Деревцо всё выше, выше (встают и руки тянут вверх).

5. Продолжение:

А теперь изучим приборы для сервировки стола к завтраку (слайд №7).

Рассмотрим какая же посуда нам понадобится (слайд №8).

Выясним как правильно расставить посуду и приборы к завтраку (слайд №9).

Ребята, а чем ещё можно украсить стол? (дети отвечают, учитель подтверждает правильность ответов: цветами - слайд №10, салфетками - слайд №11).

Учитель предлагает освоить складывание салфетки из ткани в виде лилии. Для этого дети воспользуются выданной  схемой "последовательность складывания салфетки  "лилия" (приложение 2).

Ребята, для того, чтобы в течение дня сохранялось хорошее, бодрое настроение необходимо каждое утро завтракать, а ещё лучше в кругу семьи (слайд № 12).

Учитель объясняет что такое завтрак (слайд №13).

Рассмотрим с вами блюда, которые рекомендовано подавать на завтрак (слайд №14).

А для того, чтобы завтрак доставил удовольствие всем, надо знать правила поведения за столом (слайд № 15).

Учитель знакомит детей с основными правилами этикета (слайд №16, №17).

6. Заключительная часть урока:

1.Подведение итогов ( опрос учащихся по пройденному материалу).

2.Выставление оценок.

3.Объявление домашнего задания (составить свой вариант меню к завтраку).

4.Рефлексия

Как вы думаете, ребята, поможет ли вам полученная информация на уроке, в дальнейшем? Что вам особенно запомнилось с урока?

 А что вам было непонятно?

До свидания! До новых встреч.

                       

Приложение 1

Кроссворд

 


 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

По горизонтали:

  1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

          Историческая справка.

Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Вилка - это столовый прибор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу ХХ века - четыре.

Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. В то время истиннорусским прибором считалась только ложка. Появление вилки при царском дворе даже стало поводом для заговора. Считали, что вилка доказывала нерусское происхождение того, кто ею пользовался.

Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора. Это говорит о большой доле жидких вязких блюд в меню европейцев.

Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

  1. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

Ставят в их центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов.

  1. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

         Историческая справка.

В 17 веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

  1. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.(Салфетка.)

         Историческая справка.

Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что салфетки впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.          

По вертикали:

  1. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семья-хранитель духовных ценностей.

Автор: Лелетко Лидия Васильевна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618263


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства