kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль музейных экскурсий в воспитании толерантности у младших школьников. Этнографический музей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия для 3-4 классов. Посещение этнографического музея, знакомство с культурой и обычаями разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Роль музейных экскурсий в воспитании толерантности у младших школьников. Этнографический музей.»

Роль музейных экскурсий в воспитании толерантности у младших школьников

В прошлом учебном году четвертому классу этнографический музей предоставил возможность всем классом посетить цикл занятий по программе «Сказочная страна Россия".

Перед посещением музея необходимо было провести подготовительную работу. Были проведены беседы по направлениям:

  • что такое музей, с чем там можно познакомиться, использовался имеющийся опыт учащихся;

  • чем отличается этнографический музей от других музеев – работа с толковым словарем, картами, позволяющими познакомиться с народностями, проживающими на территории нашей страны и соседними народностями;

  • более детально ознакомились с национальностями детей нашего класса, ученики рассказали о языковой, социальной культуре своего народа, семейных традициях;

  • об общечеловеческой культуре, которая начинается с поведения каждого дома, в школе, в общественных местах. Были сделаны выводы, что человек любой национальности должен быть культурным, а это включает в себя взаимопонимание, согласие, уважительное отношение друг к другу, дорога в музей явилась практическим продолжением этой беседы;

  • площадь, на которой расположен музей, само здание Русского этнографического музея способствовало созданию атмосферы соприкосновения с чем - то великим, умению видеть величие и красоту творения рук человека.


И вот началась наша первая экскурсия по экспозиции «Русские XIX – XX века», «В некотором царстве, в некотором государстве».


Ребята снова увидели, теперь уже на большой красочной карте, общее пространство проживания разных народов нашей страны, которое включает почти все природно-географические зоны и типы ландшафтов от арктической тундры Северной Европы и Сибири до субтропиков Закавказья.

Затем перешли к ознакомлению с местами поселений русского народа, познакомились с климатическими условиями и особенностями жизни крестьян. Особенное впечатление произвели на школьников экспозиции бытовой жизни крестьян, оригинальные предметы, убранство жилища, инструменты и приспособления, которыми пользовались наши предки, искусные изделия мастеров и мастериц.

Экскурсовод в разнообразных и интересных формах (загадки, сказки, былины) знакомила детей с нравами, традициями, моральными устоями русского народа.

Второй частью занятия была интеллектуальная игра «Всем знакома русская сказка?» в которой наиболее детально раскрывался характер, стремления и мечты народа, его умение стремиться к прекрасному, к добру, которое непременно побеждает зло, учит жить в мире и согласии, помогать ближнему. Ребята были полностью погружены в атмосферу жизни русских людей в XIX – XX веке. Прониклись народной мудростью, простотой и духовным богатством нашего народа.



«Русские XIX – XX в.в.»






На втором занятии посетили экспозицию «Народы Сибири и Дальнего Востока XIX – XX веков» (зона тундры) ребята попали в необычную для них климатическую зону с суровыми условиями жизни, иным животным и растительным миром. Изменились условия жизни, изменился и быт людей. Экскурсовод обратила внимание и на отличия во внешности жителей этого края. Особенно учащихся удивило жилище северных народов, их утварь, охотничьи приспособления, добыча пропитания, домашние животные. Обратили внимание и на отличия в одежде. Но, вместе с тем заметили много общего с русским народом в организации семейной жизни, умению сохранять свои традиции, которые отражают стремление к добру, гостеприимству, взаимопомощи, без которой не обойтись в суровых условиях жизни. И сказки, и предания учат почтению к родителям, прославляют трудолюбие, дружбу, стремление к миру.

Продолжилось занятие работой в «Школе ремесел» - изготовление изделия из кожи и бисера. Это изделие являлось практической оберегом от злых сил, т. е. опять подчеркивается стремление к добру, защита своей семьи, желание благополучия.



«Народы Сибири и Дальнего Востока XIX – XX в.в.»








Третье занятие «Журавлиная песнь» было организовано в виде фольклорной экскурсии по экспозиции «Народы Поволжья и Приуралья: башкиры, татары, чуваши». Ребята сразу замети некоторое сходство в устройстве жилища этих народов с северными обитателями. Отметили и разницу в быту, одежде, способе питания, различии приспособлений труда, своеобразие в украшении одежды и обуви. Уклад жизни отличался тем, что эти народности вынуждены были больше сил потратить на защиту своего народа от врагов, поэтому в фольклоре прославляется больше героизм, бдительность, находчивость в предотвращении неожиданного нападения врага. «Журавлиная песнь» - это песня-предупреждение о приближении врагов. Но наряду с этим ценится гостеприимство, братская дружба и желание жить мирно.

На практическом занятии «Кожаная мозаика» (изготовление мозаичного рисунка в стиле традиционных татарских сапог- ичигов из картона) ребята ближе познакомились с творчеством народных мастеров, им более понятны стали традиции этих народов. Желание творить, умение видеть и создавать красоту своими руками - это неистребимое стремление к прекрасному - то, о чем мечтает каждый народ.



«Народы Поволжья и Приуралья XIX – XX в.в.»





Занятие четвертое «Царь и ткач»- фольклорная экспозиция «Народы Южного Кавказа XIX – XX веков».

Ребята оказались опять в совершенно другой климатической зоне, резко отличающейся от предыдущих. Горы, теплый климат, своеобразная архитектура, убранство жилища, иной уклад жизни. Горцы заняты выращиванием теплолюбивых культур, производством отличающейся одежды и пищи. Мастера изготавливают медные и серебряные сосуды, украшения, занимаются узорным ткачеством. Как и у других народов у них ценится мастерство, искусство. Этот народ славится гостеприимством, умением ценить дружбу.

И в продолжение знакомства с этим народом проводится командная игра «Такой многоликий Кавказ», в которой дети участвуют в национальном танце, где передается кавказский темперамент, почтительное отношение к женщине.




«Народы Средней Азии и Казахстана XIX – XX в.в.»









Заключительным занятием «Спой песню, Акын» явилась фольклорная экскурсия по экспозиции «Народы Средней Азии и Казахстана XIX – XX веков» Интересным фактом для детей явилось сравнение традиций и укладов жизни. Народы Средней Азии и Казахстана объединили в себе особенности разных культур, но в результате у них сложилась своя культура, традиции. Эти народности живут в теплом климате, занимаются и земледелием и скотоводством, очень трудолюбивы. Талантливые мастера изготавливают прекрасные фарфоровые изделия, красивую одежду и покров для жилья делают из войлока. Насколько это трудоемкий процесс школьники убедились на практическом занятии в «Школе ремесел» при изготовлении своими руками изделия из войлока.



«Народы Южного Кавказа XIX – XX в.в.»



Итоговый урок - классный час по теме «Мы вместе – в этом наша сила»

Ребята поделились своими впечатлениями от посещения музея, выразили свое мнение о том, что больше всего понравилось и запомнилось. Сделали интересные выводы:

  • посещение музея помогло лучше узнать свои родословные истоки, историю людей, которые жили до нас на земле, помогло окунуться в атмосферу жизни и быта других национальностей, почувствовать себя частью того народа, который живет рядом, понять единство корней всех народностей;

  • различие национальностей и культур зависит от места их обитания, от природных условий;

  • понять идентичность стремлений разных народов: счастье для своей семьи, обеспечение благополучия своим детям, гостеприимство, умение видеть и создавать прекрасное. Мастера у всех народов в почете, только те люди, которые много трудятся, живут в дружбе, вместе защищают свой народ, могут жить благополучно;

  • Человек не может жить один. Так устроено Природой. Мы вместе – в этом наша сила.


Проведенные мероприятия способствовали:


  • воспитанию позитивного отношения и искреннего интереса к прошлому, межкультурной коммуникации;

  • познавательного интереса к окружающей жизни, людям, живущим рядом;

  • восприятию своей Родины, как союза людей, имеющих общие корни, интересы, традиции, уважению традиций других наций, воспитанию чувства дружбы, единства, взаимопонимания;

  • развитию положительной мотивации, формирования у учащихся патриотических чувств;

  • созданию условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся – инофонов, содействию адаптации детей – мигрантов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неструева Ирина Юрьевна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362597

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства