Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание:"Как купить счастье"»
Родительское собрание
на тему:
Как купить счастье
Цель: 1. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания у детей отношения к деньгам и духовным ценностям.
2. Дать родителям возможность поделиться своим опытом в формировании у детей представления о деньгах, богатстве.
ЭПИГРАФЫ.
Деньги могут купить счастье – но не всё счастье.
Якоб Нидльман.
Стоимость вещи определяется той долей жизни, которую приходится заплатить за неё – немедленно или в рассрочку.
Генри Дэвид Торо.
Богатство – хороший слуга, но плохой хозяин.
Френсис Бэкон.
На человека нельзя смотреть как на вещь, он столько не стоит.
Патрик О Рурк.
Неудобство быть богатым состоит в том, что приходиться жить с богатыми.
Логан Пирсолл Смит.
Ход родительского собрания
Приветствие.
Игра «Необитаемый остров». Родители делятся на группы и им предлагается ситуация:
- Вы команда корабля, который потерпел крушение возле незнакомого острова. Ваш корабль идет ко дну. Каждый из Вас, за короткое время, может вынести с корабля на берег лишь один необходимый предмет. Что Вы возьмёте?
- Вы нашли на необитаемом острове мешок с деньгами. Что Вы с ним будете делать?
- А как бы Вы распорядились этим мешком по возвращению домой?
2. Знакомство родителей с эссе детей на тему «Если бы у меня был мешок с деньгами…»
Сообщение темы.
Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, постоянными стрессами истощают людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им всё труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.
Большинство родителей смутно представляют себе, что ребёнку нужны не только еда, дом, одежда, образование, но и руководство, а главное – любовь. Но именно безоговорочную, безусловную любовь они не умеют проявить. Для того, чтобы за то короткое время, когда ребёнок с вами, дать ему всё, что вы можете, вы должны уметь выражать эту любовь.
Инсценирование стихотворения.
Э.Успенский «Мама приходит с работы…»
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- К нам приходил бегемот?
- А может подъезд не наш?
- А может не наш этаж?
- Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
Как Вы думаете, что увидела мама?
Случались ли такие ситуации в Вашем доме? Как Вы на них реагировали? Почему дети ведут себя так?
Иногда мы задаём себе вопрос: «Почему детям не приходит в голову, что всё стоит денег? Дети пачкают и рвут вещи, ломают дорогие игрушки, выпрашиваю бесчисленные конфеты и подарки». И если мы сами не заговорим с ними о деньгах, они так и не узнают, что почём.
Родители жалуются на то, что сделать воспитание детей духовным очень трудно в мире, где приходится постоянно пополнять иссякающие запасы джинсов, обуви, игрушек, видеоигр, магнитофонов. Подойти «духовно» к вопросу денег – для многих это звучит так, будто нужно навсегда отказаться от компьютеров, кукол и играть лишь в тряпичных кукол и ходить в перешитой одежде с чужого плеча.
4. Работа в группах.
Дебаты «Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?»
2 группы родителей становятся друг против друга. По очереди называют аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» денег. Затем группы меняются местами. Делается вывод о пользе или вреде денег в нашей жизни.
5. Вопрос для родителей.
Кто из вас может сказать про себя:
« Я учу детей тому, что в жизни есть много больше великолепного и потрясающего, чем те вещи, что можно купить за деньги» ?
Когда и каким образом вы их стараетесь в этом убедить?
( высказывания родителей, обмен опытом))
Наиболее эффективный путь помочь детям правильно отнестись к деньгам – эта как можно больше говорить о них. Наш опыт с деньгами формирует из нас личностей с самой юности. То, как мы тратим деньги, как добываем их, как сберегаем их – всё это говорит о нас самих очень много.
6. Вопрос для детей и родителей.
Вспомните сказки, в которых речь идёт о людях бедных материально, но с богатым добрым сердцем, и о богатых людях, но духовно бедных?
(если родители затрудняются, можно провести весёлую викторину или продемонстрировать рисунки учащихся к сказкам).
Вспомните, как в детстве вы относились к этим героям? Изменилось ли ваше отношение сейчас? Как вы пытаетесь поддержать веру в справедливость у ваших детей?
Сказки учат тому, что обеспеченность деньгами и счастье идут в жизни рука об руку. Обычно герои сказок начинают жизненный путь бедными, но добродетельными, а заканчивают – богатыми и счастливыми.
Когда мы убеждаем детей, что к вопросу денег нужно относится серьёзно, когда учим их экономить и ценить каждое приобретение, мы помогаем им связать в их умах получение денег и их расходование.
Дети со временем начинают понимать, что «Деньги могут купить счастье – но не всё счастье».
Высказывание мнений родителей по поводу цитаты.
Учитель рассказывает притчу «Чаша желаний».
АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Каков обычай вашей семьи говорить о деньгах.
Чему вы уделяете больше значения и времени: покупкам в магазине или самодельному изготовлению?
Предлагаете ли вы ребёнку подарки взамен своего внимания и присутствия в доме?
Проводите ли вы выходные и отпуска с экономией средств или ваш отпуск и выходные всегда связаны с тратой денег? На чём вы экономите?
(при желании родителей – обмен мнениями)
8. Работа в группах (каждой группе по одному вопросу)
Как вы отвечаете на вопросы ребёнка:
А) Почему эта игрушка такая дорогая?
Б) Почему тебе непременно нужно ходить на работу?
(Во-первых, мне нравится моя работа; во-вторых, я думаю , что она нужна людям; в-третьих, нам нужны деньги.)
(Любая честная работа хороша. Когда ты будешь выбирать работу, тебе нужно будет подумать, к чему у тебя есть способности и любовь, что ценится в обществе и где именно ты будешь работать.)
Г) Мы- богатые? Я бы хотел, чтобы мы были богатыми.
( Для меня богатство – это не только деньги. Жизнь богата и друзьями, и детьми. Я надеюсь, это будет так же для тебя, когда ты вырастешь.)
Д) Как Вы поведёте себя в данной ситуации?
Ваш ребёнок пришёл со школы и рассказал о дорогих роликовых коньках, которые его другу подарили родители. Сын тоже мечтает научиться кататься на таких роликах. Он делится своим желанием с вами. Ваша реакция?
Детям трудно примириться с тем, что возможности их семьи не таковы, «как у некоторых». Однако эту трудность и зависть легко преодолеть, если дети почувствуют, что их желания уважают, что их поддерживают, что их увлечениями гордятся. Предложите купить сыну роликовые коньки дешевле. Ведь главное не цена роликов, а возможность научиться кататься на них.
Е) Как объяснить ребёнку, что вы не в силах больше оплачивать дорогостоящие занятия в секции, что вы не сможете купить ему подарок, давно обещанный на праздник?
Будьте честны, но подбадривайте ребёнка, вселяйте в него надежду. С вашей любовью ребёнок поймёт, что хотя деньги важны – но они ещё не всё в этой жизни.
9. Вывод. Рефлексия.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
А что такое деньги по сути вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям.
Но именно мы - родители должны объяснить детям, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому можно и нужно экономить на мороженом, или пирожных, но не экономить на обедах. Экономить на супермодной одежде, но не экономить на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам и им нравится. Объяснить, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не стоит всё соизмерять деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
Нужно, чтобы наши дети помнили, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы. Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.
Листочки с притчей раздаются каждому присутствующему.
ПРИТЧА
« НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ»
Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье». Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель – но не сон; еду – но не аппетит; лекарства – но не здоровье; слуг – но не друзей; женщин – но не любовь; жилище – но не домашний очаг; развлечения – но не радость; учителей – но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.
10.АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (для самоанализа)
Листочки раздаются каждому присутствующему.
«Любовь и деньги»
Так ли важно для вас, чтобы у вашего ребёнка было всё самое лучшее?
Покупаете ли вы подарки, которые вам не по карману?
Стараетесь ли вы оберегать ребёнка от семейных проблем?
Какова роль денег в ваших супружеских отношениях?
Советуетесь ли вы с супругом относительно планируемой покупки?
Есть ли у вас друзья гораздо более обеспеченные, чем ваша семья? Как разница в деньгах влияет на ваши отношения?