ЦЕЛИ: помочь разобраться, что для каждого значит Родина, какое место она занимает в душе человека, каким должен быть настоящий гражданин своей страны; дать определение понятию «патриот», познакомить с историей возникновения слова «Русь»; расширять представление детей о патриотизме, как свойстве души каждого гражданина; воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину, любовь к окружающему миру, людям, уважение к православным святыням; корректировать представление о чувстве патриотизма, стремление стать лучше и быть полезным своей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родина-это часть тебя »
Внеклассное занятие на тему:
Родина – это часть тебя.
Воспитатель: Фомина Н.М.
ЦЕЛИ: помочь разобраться, что для каждого значит Родина, какое место она занимает в душе человека, каким должен быть настоящий гражданин своей страны; дать определение понятию «патриот», познакомить с историей возникновения слова «Русь»; расширять представление детей о патриотизме, как свойстве души каждого гражданина; воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину, любовь к окружающему миру, людям, уважение к православным святыням; корректировать представление о чувстве патриотизма, стремление стать лучше и быть полезным своей стране.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды по теме занятия, фотографии с изображением природных явлений, фонограммы песен: «С чего начинается Родина», «Из чего наш мир состоит», мелодия «Одинокий пастух», музыкальный инструмент – баян, фото поэтов: Лермонтова, Пушкина, Тютчева, карточки с пословицами, маски с изображением предметов живой и неживой природы.
Ход занятия
Орг. начало Слайд №1.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости и от вас требуется внимательность, сосредоточенность, активность и примерное поведение. Готовы? Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
II. Сообщение темы и целей.
- Послушайте, пожалуйста, песню и будьте готовы ответить мне на вопросы. (Звучит песня «С чего начинается Родина?»)
- Какое чувство вызвала у вас песня?
- Чувство грусти, тоски, печали о детстве, любви ко всему родному.
- О чём в ней говорится?
- В ней говорится о Родине, о друзьях, маме, родном крае.
Пусть есть края,
Где полыхают розы,
Растут бананы, плещутся моря.
Но та земля, где шепчутся берёзы,
Дороже всех, сердечно говоря.
Всем, что я есть, родной земле обязан,
И нахожусь я близко, иль вдали,
Везде я с ней незримо сердцем связан
И от неё всегда не отделим.
- Мы поговорим о Родине, о том, что для нас значит Родина, выясним какое место мы занимаем в ней и она в нас, каким должен быть человек, чтобы быть достойным её. Тема нашего занятия «Родина это часть тебя»
У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Как называется страна, в которой мы живём? ( Россия).
1уч-к:
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- Как автор стихотворения называет Россию? (Русь)
- Откуда пришло к нам это слово?
Рассказ В-ля:
Этот вопрос очень давно волнует учёных, но и до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племён – родиев, россов, или руссов. Отсюда недалеко до возникновения слов «Русь» и «Россия». До конца XVII века она чаще именовалась Русью, позже уже Россией (слова «россы», «руссы» на доске)
- Сколько бы ни было у России имён, но для нас она прежде всего Родина. Это вся наша необъятная страна с её лесами и полями, морями и реками, городами и сёлами. Наша Родина – это Родина Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Россия – это наша общая, одна на всех, Родина. У каждого из вас есть своя малая родина. Слайд№3
- Что мы называем малой родиной?
- Край, где родился, улица, дом, всё что сердцу дорого.
- Может быть, кому-то это место покажется ничем не примечательным, но твоему сердцу здесь дорога каждая мелочь. И, конечно же, рассветы и закаты, лес за околицей, лужицы после грозы, в которых отражается родного неба синь.
1уч-к:
Грозою до блеска промыты чащи,
А снизу, из-под зелёных ресниц,
Лужи наивно глаза таращат
На пролетающих в небе птиц
(фото лужицы)
2уч-к:
Гром, словно в огненную лису,
Грохнул с утра в горизонт багряный
И тот, рассыпавшись, как стеклянный,
Брызгами ягод горит в лесу.
(фото ягод в лесу)
3уч-к:
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши опята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька.
(фото опят)
4уч-к:
До чего ж рассвет сегодня звонок
В пенисто-вишнёвых облаках.
Он сейчас как маленький ребёнок,
Улыбнулся радостно спросонок
У планеты в ласковых руках.
(фото рассвета)
5уч-к:
А в низу – туман-то валом катится
То медведем пляшет у реки,
Ёжится рябинка в лёгком платьице,
Спят, сутулясь, клёны-старики.
(фото туман)
6уч-к:
Полночь небо звёздами расшила,
Синий свет над крышами дрожит.
Месяц – наше доброе светило
Над садами топает уныло,
Видно, сны людские сторожит.
(фото ночь и месяц)
7уч-к:
Сосны беседуют не спеша.
И верю я твёрдо, как верят дети,
Что есть у леса своя душа,
Самая добрая на планете.
(фото соснового бора)
(Дети прикрепляют фото на доску под музыку. Звучит песня «Как прекрасен этот мир, посмотри»).
- Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что означает слово Родина? (Ответы детей: дом, улица, деревня…)
2чтец:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём…
(Звучит мелодия «Одинокий пастух», на фоне её звучания воспитатель говорит слова)
- Родина не только вокруг нас, она внутри нас, в нашем сердце, в наших мыслях, душе, памяти. Она – часть нас, а мы часть её. Родина – Это наша любовь к стране, в которой живём, к месту, где родились. Это и любовь к первой игрушке, к тропинкам, по которым гуляли, к играм, в которые играли со своими друзьями, к рассвету, который наблюдали ранним утром, твоя любовь к людям, которые тебя окружают; Родина – это та ветка, с которой ты упал и набил себе шишку, это твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слёзы. Это все ваши чувства и переживания и, конечно же, ваши близкие и родные люди. Это всё, что внутри вас, в вашей душе. Расскажите нам, что у вас на душе (Дети поют частушки) Слайд№4
1уч-к:
Мы споём для вас частушки,
Они очень хороши.
Вы похлопайте в ладоши,
Мы поём вам от души.
2уч-к:
Мы в любимой нашей школе
Учимся старательно.
Всем мы в школе помогаем,
Даже воспитателям.
3уч-к:
Мы работать в школе любим,
Хоть полоть, хоть поливать,
Наши беленькие ручки
Не боимся замарать.
4уч-к:
Я люблю своё селенье,
Вы должны меня понять.
Даже птицы возвращаются
На лето к нам опять.
5уч-к:
А весной река Десна
Свои бросит берега,
Превратится в сине море,
Затопив собой луга.
6уч-к:
На горе большая церковь,
Её мы не сторонимся.
Будут праздники большие –
Сходим и помолимся.
7уч-к:
Милый край – моя Отчизна
И моя родная Русь,
И куда бы не поехал,
Я к тебе опять вернусь.
8уч-к:
Душа русская широка
Расцветай ты каждый год,
И с неё плодов хороших
Кто захочет наберёт.
- Есть такая поговорка: «Дома и стены помогают». В родном краю всё дышит любовью к человеку и даже природа, и в трудную минуту в жизни человека дыхание родной земли лучше всякого лекарства.
Сценка. Слайд №5
1уч-к: - Когда на меня навалилась беда, и шёл я по отчему краю,
2уч-к: «Отдай свою боль мне» -
1уч-к: сказала вода, по горному склону стекая. Сказала мне высь:
3уч-к: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога».
4уч-к: «Спокойно иди, я тебя не предам».
1уч-к: тихонько шуршала дорога.
5уч-к: «Взгляни на мои голубые снега»
1уч-к: чуть слышно гора мне шептала.
6уч-к: «Приляг на траву».
1уч-к: поманили луга. Прилёг я, и легче мне стало. И стало всё просто, и понял я вдруг – иного не надо мне края, а только б дорога, да речка, да луг, да небо родимого края!
- Народ издавна от большой любви к своей Родине слагал о ней стихи, песни, а так же выражал любовь к ней через пословицы и поговорки.
- Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете (ответы детей).
- Посмотрите на доску: на ней начало пословиц. Ваша задача – правильно закончить каждую из них.
1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
3. Родина – мать, умей за неё постоять!
4. Родина – мать, а чужбина – мачеха.
- Объясните их значение.
- Как ещё называют Родину? (Отечество, Отчизна, отчий дом)
- Людей, которые любят свою Родину, живут в своём отечестве, называют «сынами Отечества».
- Такое великое звание не даётся просто так, его нужно заслужить. Чем можно заслужить это поистине достойное звание? (быть настоящим гражданином своей страны)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём можно было сказать, что «он – гражданин своей страны»?
(Должен нести пользу обществу: добросовестно учиться, работать, ценить, что имеет, любить людей и уважать их труд, если необходимо будет, то отстоять свою Отчизну и, обязательно должен воспитывать себя, стремиться к лучшему, творить добрые дела). На доске вывешивается перечисленные качества гражданина своей страны.
Гражданин должен:
- добросовестно учиться и работать;
- любить людей и уважать их труд;
- по необходимости отстоять свою Отчизну;
- воспитывать себя и стремиться к лучшему;
- творить добрые дела.
- Воспитание себя – это духовное возрастание, которое человек проходит в течение всей жизни. Завершиться успехом оно может тогда, когда человек не будет творить зла, и в душе у него будет жить вера, надежда и любовь к родине и людям. Слайд №6
3 чтец:
Среди неба, среди огневого
Чистым звонам твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю православную Русь.
Там, где небо, - ей мало простора,
Там, где бездна, - и бездны ей нет…
Продолжение Божьего взора –
Свет единственный, солнечный свет.
4 чтец:
Купола надо мною собора
Голосами возносятся хора.
В тихом звоне Твоём схоронюсь.
Высока же ты, матушка Русь!
И под сводами этого звона,
Будто в храме небесном, стою.
Вместо солнца сияет икона
И всю Родину видит мою!
- Стоя в молитве перед образом Спасителя и Божьей Матери, замираешь с мыслью о мире всего мира, о судьбе народа… В этот момент и рождается настоящее чувство патриотизма: любви к Родине и людям, побеждается зло в себе, а значит и во всём мире.
- Всё, что мы перечислили и поместили на доске, характеризует человека как хорошего гражданина, другим словом такого гражданина можно назвать патриотом своей Родины (слово вывешивается на доске, указывается его определение с научной точки зрения).
Патриот (греч. patriots – земляк) – человек, преданный своему народу, любящий своё отечество.
- Перечисленными на доске качествами вы обладаете, об этом можно судить из проведённой беседы, а вот обладаете ли вы знаниями о своей родной стране, я хочу проверить. Предлагаю провести тест-опрос и проверить, можете ли вы претендовать на право называться «сынами своего Отечества».
На ваших столах лежат тесты и карандаши. Я читаю вопрос, а вы выбираете правильный ответ, подчеркнув его или выделив кружком. Если вы сумеете ответить на все вопросы, значит, вы имеете все права называться «сынами Отечества». Начинаем: Слайд №7
Как называли нашу страну в древние времена?
А) СССР;
Б) Киевская Русь;
В) Российская Федерация;
Кто является президентом нашей страны?
А) Д. Медведев;
Б) С. Лавров;
В) В. Путин;
Назовите государственные символы России.
А) Флаг, герб, гимн;
Б) Язык, речь, национальность;
В) Гражданство, паспорт, прописка;
Назовите цвет флага сверху вниз.
А) Белый, синий, красный;
Б) Красный, синий, белый;
В) Синий, белый, красный;
Какое дерево традиционно считается символом России?
А) Клён;
Б) Липа;
В) Берёза;
Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина?
А) Свидетельство о рождении;
Б) Паспорт;
В) Военный билет;
Как называется главный документ нашего государства?
А) Конституция РФ;
Б) Прописка РФ;
В) Гражданство РФ;
Как называются документы, в которых записаны своды законов?
А) Сборники;
Б) Кодексы;
В) Списки;
Слайд №8
Давайте проверим вашу работу. Поменяйтесь листочками. На доске тот же тест, только с правильными ответами, проверьте и посчитайте, сколько ошибок у вашего друга (проверяют). Поменяйтесь снова.
- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки, у кого одна, две и более.
- Вы очень хорошо справились с заданием. Эти знания помогут вам в жизни достойно выполнять свои обязанности. Это звание – «сын Отечества», если приобрели, нужно хранить, так как легко можно его лишиться, став на путь неправды.
IV. Подведение итогов. Слайд №9
- Давайте подведём итог.
- Почему нашу Родину в далёкие времена называли Русью? По названию племён россов или руссов).
- Что чаще всего представляешь, когда произносишь слово «Родина»? (дом, село, родителей, детство).
- Родина – это только то, что вокруг нас? (Не только, это то, что в нашей душе: чувства, эмоции, любовь к близким людям, своей малой родине, воспоминания о детстве и т.д.)
- Кого можно назвать патриотом или «сыном Отечества»? (гражданина своей страны, который любит свою Родину, большую и малую, стремится быть полезным своей стране, защищать её от врагов, довольствоваться тем, что есть, любить Бога и людей, им созданных, стремиться стать лучше и т.д.)
- Я очень надеюсь, что вы будете жить не только по кодексам, а по чести и совести, что, выйдя из стен своей школы, вы будете достойно нести звание гражданина-патриота своей страны.
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И подымай безумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся!
- Помните: Родина – это часть каждого из вас! (Звучит песня «Из чего наш мир состоит»).
- На этом наше занятие окончено. Всего вам доброго!