РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА И ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА И ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».
Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы, методики, технологии.
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА И ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ »
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
МАСТЕР-КЛАССА И ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.1
Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».
Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы, методики, технологии.
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
Основные задачи мастер-класса.
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога- специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Мастер-класс может иметь разовый характер, но наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.
Он может проводиться
- для начинающих педагогов,
- педагогов, имеющих значительный стаж работы,
- для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов.
В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Примерный план проведения мастер-класса:
вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
основная демонстрационная часть;
комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.;
подведение итогов руководителем мастер-класса.
Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.
Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.
Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие педагога. В это понятие вкладывается развитие способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Основные преимущества мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развития гибкости мышления.
Мастер-класс сродни семинару, но, в отличие от семинара, мастер-класс – это всегда «практическое» мероприятие.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вопросы.
Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности.
Мастером может быть предложен:
обзор актуальных проблем и технологий;
различные аспекты и приёмы использования технологий;
авторские методы применения технологий на практике;
тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
В ходе мастер-класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Специфика мастер-класса в системе дополнительного образования детей:
Как?
На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что – их отдельные элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное – такое мероприятие не должно быть скучным, оно должно заинтересовывать, «цеплять» слушателя.
Для кого?
Мастер-классы особенно полезны для тех педагогов дополнительного образования, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу.
Они полезны для тех педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.
Мастер-классы полезны для всех без исключения педагогов дополнительного образования, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство.
Они полезны тем, у кого есть портфолио. Список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.
Чему научат?
Мастер-классне является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь будет:
описание общего алгоритма работы;
разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий.
Условия проведения мастер-класса.
Есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать при проведении мастер-класса. А именно:
канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т.д.);
вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др.
Формы проведения мастер-класса
Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.
В зависимости от объекта мастер-класса степень интерактивности, вовлеченности участников мастер-класса различна. И от субъекта требуется разная подготовительная работа.
Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную практику и позитивные результаты преподавательской деятельности, а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.
Алгоритм проведения мастер-класса: Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера. Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда». Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие). Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога. Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Документация по мастер-классу:
Как показала практика, для качественного проведения мастер-класса, необходимо наличие определённого пакета документов, который бы включал в себя такие документы, как:
положение о мастер-классе;
памятка для педагога для проведения мастер-класса;
регистрационный лист участников мастер-класса:
информационная справка о мастер-классе;
план-конспект мастер-класса;
справка для участника мастер-класса;
опрос-анкета для участника мастер-класса:
рекомендуемая литература о мастер-классе.
Рекомендуемая литература по теме «Мастер-класс в ДОД»
Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
В статье описывается методика подготовки мастер-класса, проблемы, с которыми сталкивается педагог и пути их решения.
Инчикова Т. А., Родионова Т. Н. Использование «звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании. Мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 11. – С. 47-51.
В статье описан ход мастер-класса, представляющего методику проектной деятельности.
Касаткина С. В. Изготовление деревянной игрушки-матрешки. Мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 11. – С. 52-55.
В статье описан ход мастер-класса по изготовлению матрешки с использованием элементов открытого занятия.
Литвинова А. Х. Мастер-класс: за или против? // Методист. – 2004. – № 5. – С. 36-37.
В статье кратко описаны содержание и формы проведения мастер-классов во время педагогического марафона при подготовке к конкурсу «Учитель года Майкопа-2004».
Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационныеаспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. –М.: МГДД(Ю)Т, 2009. – 200 с.
Хорошилова Т. В. Мастер-класс в ансамбле народного танца «Россиянка» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 3. – С. 36-41.