Рефлексивно-деловая игра
«Выработка групповых правил поведения и умение пользоваться этими правилами в процессе игры».
РДИ поможет сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. В процессе выполнения РДИ создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в игре ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.
Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.
Цель: деловая: - разработка правил поведения в классе ( группе)
Внутриличностная: - развитие рефлексивного сознания учащихся;
Социоразвивающая:
Этапы игры.
Разминка.
Цель: - снятие эмоциональной напряженности;
развитие способности в позитивной заинтересованности в партнере;
расширение представлений школьников о себе, о товарищах, о жизни класса.
Средства: психотренинговое упражнение;
Ожидаемый результат: создание доброжелательной атмосферы в группе и усиление интереса к дальнейшей работе.
Основной: выработка групповых правил поведения и умение пользоваться этими правилами в процессе игры .
Цель: - групповая разработка комплекса правил поведения, соблюдение которых будет способствовать сплоченности и срабатываемости класса (группы);
Средства: - групповая проблемная работа;
Ожидаемый результат: -
выработка комплекса правил поведения в классе и готовность действовать в соответствии с правилами;
Рефлексивный.
Цель:
развитие рефлексивного сознания;
развитие готовности действовать в соответствии с правилами и готовности развивать эти правила:
развитие и расширение образов «Я» и «Мы»
Средства: - самооценка и взаимооценка;
Ожидаемый результат: -
готовность учиться у товарищей и учить товарищей соблюдению правил через собственное поведение;
расширение понимания себя и других;
развитие готовности к сотрудничеству.
Ход игры.
Разминка.
«Вертушка общения»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. По сигналу ведущего участники, стоящие во внешнем кругу, делают предположение о партнере напротив, затем – наоборот, и, наконец, - обмен впечатлениями. Важно, чтобы тот партнер, которого описывают, не вмешивался в речь говорящего, а, может быть, даже записывал личностно важную для него информацию. После выполнения каждого задания участники внешнего круга перемещаются на одно место (например, по часовой стрелке). Таким образом, возникают новые пары.
Задания:
1) описать внешность партнера;
2) сделать предположение о его хобби;
З) назвать сильную сторону характера партнера;
4) назвать слабую сторону его характера;
5) предположить, что партнер более всего ценит в людях;
6) предположить, что его более всего раздражает в людях;
7) назвать роль, которую партнер чаще всего играет в группе;
8) описать его вклад в дела класса или школы;
9) дать совет партнеру;
10)предположить, чему у партнера можно поучиться.
2. Основной этап: выработка групповых правил поведения и умение пользоваться ими в процессе игры.
В каждую группу раздаются листы и ручки.
Ведущий предлагает каждой группе ( путем обсуждения) записать 5 правил поведения в группе ( классе), которые бы, по их мнению, способствовали сплоченности и срабатываемости класса. На работу в группах отводится 3- 5 минут.
Ведущий предлагает представителю от каждой группы назвать выработанные в результате обсуждения правила поведения. Ведущий фиксирует их на доске.
Ведущий предлагает каждой группе выбрать из полученного списка правил 3 таких правила, которые, по их мнению, в наибольшей степени способствуют сплоченности и срабатываемости группы.
Затем ведущий ранжирует выработанный группой список правил, используя следующий прием: просит поднять руки тем учащимся, кто выбрал первое правило – и ставит на доске рядом с формулировкой этого правила соответствующее количество голосов, затем - кто выбрал второе правило – и рядом соответствующее количество голосов и т.д. В результате на доске рядом с формулировкой каждого правила будет стоять число, характеризующее количество выборов этого правила.
Ведущий при поддержке группы выбирает из списка правил 4 правила, набравших наибольшее количество голосов, а остальные правила просто стирает с доски.
Теперь класс, по общему согласию, должен учиться жить по этим правилам, поддерживая друг друга.
Можно предложить учащимся совершить некое ритуальное действие: вслух хором «поклясться» выполнять эти правила, наглядно их оформить( можно с иллюстрациями) и повесить в классе.
Далее ведущий предлагает провести игру , где участникам необходимо будет соблюдать и пользоваться принятыми правилами.
«Ехали цыгане»
Продолжительность игры: 10 минут.
Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут.
В ходе выполнения задания ведущий наблюдает за участниками и отмечает
Интерпретация:
Кучер - на данный момент главный лидер - организатор
Телега,Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры - основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
3.Рефлексивный этап.
Ведущий предлагает каждому участнику игры «поработать» с личными листками правил следующим образом:
поставить «восклицательный знак» около тех правил, выполнение которых не составит труда школьнику;
поставить « вопросительный знак» около тех правил, соблюдение которых
будет требовать определенных усилий и, возможно, внутренней работы над собой;
записать около «вопросительных знаков» фамилии или имена тех людей (товарищей, учителей, родителей и др.), которые могут стать «учителями» в выполнении этих правил.
После того, как предложенная ведущим работа с листками правил закончилась, каждый участник игры озвучивает свои ответы . В общем виде выступление может выглядеть следующим образом: «Проще всего мне будет соблюдать ……… правила. Затруднения могут вызвать …….. правила. Но я буду учиться первому правилу у тебя, Света, потому что…… . А третьему правилу мне легче будет поучиться у отца, так как … .»
Ведущий, заканчивая ведение игры, напоминает школьникам о том, что выработанный список правил нельзя считать окончательным. Через месяц необходимо собраться снова и обсудить действенность этих правил и степень их влияния на психологический климат группы ( класса).И возможность выработку новых правил в ходе других РДИ.