Развлечение поможет детям познакомиться с Домовым, Кикиморой и Лешим; Здесь рассказывается о празднике Домового, о том, как его отмечали раньше; Во время развлечения дети знакомятся с новогодними песнями, дразнилками, скороговорками, потешками, что создает у детей радостное, доброе настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развлечение «Хозяин дома - Домовой»»
Развлечение «Хозяин дома - Домовой».
Цель: познакомить людей с верой наших предков в Домового, Кикимору; рассказать им о празднике Домового, о том, как его отмечали раньше; способствовать развитию интереса и желанию самим устроить такой праздник дома; закрепить знание новогодних песен, дразнилок, скороговорок, потешек; создать у детей радостное, доброе настроение.
Материал.
Проигрыватель, пластинка с народными песнями, длинная веревка с привязанными на нее разными предметами, яблоки на нитках, кубики (20 шт.), мешки (2 шт.),
Персонажи:
1. Домовой.
2. Кикимора.
3. Дети, ведущая (хозяйка) в костюмах.
Ход занятия: Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, мы рады тому, кто в нашем дому. Поздравляю вас с Новым годом! Здоровья, счастья вам на долгие годы!
А где же мои деточки?
Звучит веселая народная музыка. Заходят дети.
Проходите, мои дорогие, мои цветочки. Где цветок, там и медок. Усаживайтесь по удобнее, дайте мне на вас полюбоваться. Вот и собрались мы все вместе. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Я очень рада, что вы все пришли на праздник. А чей это праздник, вы знаете? Как его еще зовут? (Дедушко, хозяин.)
Каждый год, под Новый год, у Домового праздник. Наши предки считали главным хозяином дома - Домового.
Домовой - дух рода. Считалось, что в этот праздник Домовой 8 раз вылезает из своей норки, и хозяйка, которая живет в этом доме, должна 8 раз переодеться. Этим самым она, наверное, хочет показать, как хорошо относится к домовому, хочет доставить ему радость, удовольствие. На стол она ставит все угощения, какие есть в доме. Если домового хорошо накормить, то весь будущий год он будет помогать хозяйке.
Еще этот вечер называли и называют «щедрый вечер», потому что готовятся самые разные вкусные-превкусные вещи. Хозяйки наготавливают различной снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих соседей и знакомых. Щедрый стол - обеспечение хозяину круглогодового достатка. Но если хозяйка не поставила на стол какое-то угощение, которое есть в доме, то дедушка Домовой все равно узнает, и тогда накажет ее - он будет проказничать.
Предки считали, что Домовой живет за печкой, и чтобы он был добрым к хозяевам, они ставили ему туда блюдце с молоком, чтобы он смог полакомиться.
У домового есть подружка, зовут ее Кикимора, которая пакостит «по мелочи»: путает пряжу, все разбрасывает, а больше всего любит пугать маленьких детей.
Вот мы здесь говорим-говорим про Домового, а где же он сам? Его праздник, а его нет. Это он опять спрятался. Давайте споем ему песню «Каравай».
Дети встают в круг и поют, на последние слова «... вот такой ширины» вбегает Домовой.
Домовой: Ой, я услышал песню и давай быстрей бежать сюда, а то вдруг без меня все съедят. Ну что же я забыл? Ах, беда-беда, огорчение. А-а-а вначале надо поздороваться.
А что это вы такие нарядные да красивые? Почему здесь собрались?
Дети: Праздник потому что.
Домовой: Какой, чей?
Дети: Да твой же!
Домовой: Ой, опять забыл. Ах, беда-беда, огорчение! если праздник, то давайте все танцевать.
Звучит народная песня «Барыня», все танцуют.
Хозяйка: Дедушко Домовой, наши дети приготовили тебе подарки. Мы долго думали, что же тебе подарить, и придумали.
Чтение потешек, скороговорок, дразнилок.
Домовой: Ах, так вы дразниться надумали!.. А вот и я вас подразню.
Федя-медя-требуха
Съел печеного быка,
Съел три короба блинов,
Три лукошка пирогов,
Две кадушки щей,
Полну печь калачей.
Хозяйка: это почему же дедушка убежал, обиделся что ль? Как вы думаете?
В это время появляется (под музыку) Кикимора и тащит за собой веревку, на которой привязаны разные вещи (коробки, бумага, туфли и т.д.).
Кикимора: Конечно, обидели моего дружка, он не будет с вами дружить! У него только одна хорошая подружка - это я, Кикимора!
Обращается к Домовому.
Правда, Домовой? Пойдем со мной, дружочек, ну их всех.
Домовой: Не пойду.
Кикимора: Пойдем, пойдем.
Хозяйка: Мы не отдадим тебе Домового, он здесь живет, а хозяин дедушко не может покинуть свой дом.
Дом без хозяина - сирота, и хозяин без дома - тоже сирота.
Дети стают в круг перед елкой, а Кикимора ловит Домового (типа игры «Кошки-мышки») Затем кикимора ловит детей и не может их поймать.
Кикимора: Ну и ладно, подумаешь и не нужен он мне, и вы мне не нужны, ушла я (а сама во время разговора бросает бумажки от конфет).
Уходит.
Домовой: Вот, ушла, а сколько мусора после себя оставила. Полы не помела, вещи не убрала, надо самому порядок наводить. Ах беда-беда, огорчение!
Поднимает бумажки, берется за конец веревки, веревка «тащит» его к выходу. Домовой скрывается за дверью
Хозяйка: Что же нам делать, как спасти нашего хозяина?
Выслушивают ответы детей.
Хозяйка: Может быть, Кикимора похитила Домового потому, что мы не пригласили ее на праздник? Так давайте ее пригласим.
Дети: Кикимора! Кикимора!
Появляется Кикимора.
Кикимора: Я все слышала, о чем вы говорите, хорошо, верну я вам Домового, но только вы отгадаете три мои загадки. Отгадаете, будет ваш, не отгадаете — будет мой.
Загадка 1.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплой весной придут ветра И меня прогонит со двора. (Зима.)
Загадка 2.
Летит без крыльев и поет,
Одним проходу не дает,
А других он подгоняет. (Ветер.)
Загадка 3.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежка.)
Кикимора: Эх, все отгадали, так и быть, придется вернуть вам Домового, пойду за ним.
Звучит музыка, в зал заходит Кикимора и ведет за руку Домового.
Хозяйка: Спасибо тебе. Кикимора, что вернула нам Домового. Оставайся и ты с нами.
«Танец Иванов» (танцуют мальчики).
Сейчас будем играть.
1 игра: откуси яблоко, не держа его руками.
2 игра: кто быстрее и выше построит башенку из кубиков.
3 игра: бег в мешках (вокруг елки).
Кикимора и Домовой завершают бег в мешках.
После игр Домовой подходит к елке.
Домовой: Как я люблю нарядную елку, особенно когда вы поете около нее. А для меня вы споете?
Дети встают вокруг елки и поют песню: «Елочка, елочка, зеленая иголочка».
Хозяйка: А сейчас милости прошу всех в группу, где и детей, и Домового с Кикиморой ждет сюрприз.
Дети под музыку выходят из зала, идут в группу, где их ждут накрытые кчаю столы.