Развитие творческих способностей детей на занятии в объединении "Чудесная мастерская"
Развитие творческих способностей детей на занятии в объединении "Чудесная мастерская"
Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни. Современный ребенок должен не только овладеть объемом знаний, ни и уметь творчески применить его, найти решение любой проблемы.
Развитие потребности в творческой самореализации, активной жизненной позиции, национальной идентичности – задачи, стоящие перед системой образования в целом и учреждениями дополнительного образования в частности. Афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую» сегодня можно было бы выразить по-иному: «Разумно мыслю, действую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Человека, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле». Это возможно в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития воспитанников. Поэтому развитие творческих способностей является одной из актуальных задач образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей на занятии в объединении "Чудесная мастерская"»
Развитие творческих способностей детей на занятиях
в объединении «Чудесная мастерская»
Гришина Елена Вячеславовна,
Педагог дополнительного образования,
МБУДО «СДТТ» г.Оренбурга
Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни. Современный ребенок должен не только овладеть объемом знаний, ни и уметь творчески применить его, найти решение любой проблемы.
Развитие потребности в творческой самореализации, активной жизненной позиции, национальной идентичности – задачи, стоящие перед системой образования в целом и учреждениями дополнительного образования в частности. Афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую» сегодня можно было бы выразить по-иному: «Разумно мыслю, действую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Человека, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле». Это возможно в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития воспитанников. Поэтому развитие творческих способностей является одной из актуальных задач образования.
Профессия «педагог дополнительного образования» является творческой во всех направлениях. Непосредственно моя специальность имеет прямое отношение и к творчеству, и к труду – я руководитель творческого объединения «Чудесная мастерская ». В истории духовной и материальной культуры почти каждого народа искусство художественной обработки дерева занимает важное место. Одна из наиболее распространенных пород дерева в России – береза. Береза на Руси – это и символ, и поэтический образ страны. Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала, а резные работы по дереву – национальный вид искусства. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в долгие осенние и зимние вечера принимался за работу – вырезал из дерева, плел из бересты туеса и игрушки.
Несмотря на множество созданных в последнее время полимеров, работа с деревом и берестой продолжает оставаться одним из интересных видов декоративно-прикладного творчества. Резными работами в структурном подразделении «Поиск» с увлечением занимаются дети разного возраста. На занятиях органично сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы.
Занятия в объединении «Чудесная мастерская» направлены на трудовое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание детей и подростков.
Передо мной, как педагогом и руководителем творческого объединения стоят важные задачи:
- приобщение подрастающего поколения к отечественной и мировой культуре и декоративно-прикладному искусству русского народа;
- воспитание уважения к труду, человеку труда, к нравственным истокам православного народа;
- выработка навыков по художественной обработке древесины, бересты и декоративному оформлению изделий;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
На занятиях резьбы по дереву и бересте работает всё – от фантазии до логики. Это направление затрагивает разные социально-культурные сферы для разностороннего познания личности: народный орнамент, композиция, рисунок, скульптура, флора и фауна. Подумать здесь всегда есть о чём. В процессе обучения у детей формируется потребность общения с природой, развивается исследовательский интерес, чувственно-эмоциональная сторона личности, познавательный интерес к национальной культуре. Все это способствует гармонизации внутреннего мира ребенка, его психологического здоровья.
Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения на практических занятиях, которые носят характер проектной деятельности.
Творческий уровень знаний это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности: изучение истории родного села, улицы, написание проекта и выполнение его в материале. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших занятиях только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И моя задача - помочь этим замыслам осуществиться.
Приятная, гармоничная обстановка, добродушное отношение и интрига в вовлечении ребёнка в нашу среду, способствует быстрой адаптации и хорошему усваиванию новой информации, развитию и формировании способностей. Каждый год контингент приходит самый разнообразный и «приходится буквально таки петь» чтобы заинтересовать и увлечь работой на занятиях.
Сопоставляя интересы обучающихся, материальные возможности учебного заведения возникает множество проектов, в которых охотно участвуют все.
Проект на тему: « Чудеса природы». Работа с природным материалом.
Форма: групповая
Возраст детей: 7-8 лет
Цель: Создание поделки из природного материала по мотивам литературных произведений с декором из бересты.
Задачи: провести работу с литературой, исследовать предоставленные образцы, разработать эскиз литературного героя из природного материала, выполнить в материале.
Результат проекта: работа с источниками информации, генерирование идей и выбор лучшего варианта, закрепление практических навыков работы с простейшими инструментами (наждачная бумага, шило, простые и фигурные ножницы, дыроколы), навыки работы в команде.
Работа с таким природным материалом, как береста, дерево пробуждает в детях врожденное, генетически заложенное чувство единства с природой, развивает познавательный интерес к изучению природы и национальной культуры; способствует гармонизации внутреннего мира ребенка.
.
Очень приятно, когда ребята из других объединений приходят в кабинет, друг у друга интересуются, просят инструмент попробовать сделать пару несмелых узоров на заготовке…
Видишь искорку в их глазах, заинтересованность в результате, восторг от первых неровных линий, вырезанных самостоятельно, желание развиваться дальше и это, пожалуй, лучший результат.
На мой взгляд очень важно, чтобы дети ощущали нужность их работы, удовлетворение от сделанного, чтобы сделанные работы дарились родителям, друзьям, школьным учителям. Это учит детей разделять радость человека, получившего подарок, и дальнейшие работы наполняются светом этой радости и любви к окружающим. Изделие, выполненное с таким настроением, всегда очень красиво, даже если оно технически не совершенно.