Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного мероприятия "Посвящение в юные читатели"»
Разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 1 класса
«Посвящение в читатели»
Цели: знакомство с библиотекой через сказочную игровую ситуацию;
закрепление материала, изученного на уроках чтения;
расширение кругозора учащихся;
развитие коммуникативных навыков;
воспитание чувства сплоченности, умения работать в команде.
Действующие лица: учитель начальной школы, работники библиотеки, Асырк и Торк, Ученый кот – учащиеся средней школы или родители, учащиеся 1 класса.
Необходимые атрибуты и оборудование: костюмы для героев, стрелки – указатели, шлагбаум, оформление – волшебный лес, болото с кочками, мостик из бревнышек, волшебные ворота, полянки для команд, конверты с заданиями; листы чистой бумаги, фломастеры, книги и закладки для подарков ученикам, мягкие тапочки, шаль.
Форма проведения: игра – путешествие.
Игровая ситуация: дети попадают в необыкновенное место, где воплощаются все фантазии, проходят посвящение в юные читатели, попадают в город Книгоград, знакомятся с хранителями библиотеки.
Историческая справка: посвящение – возведение в какой – либо сан, звание с соблюдением определённых обрядов.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня у вас знаменательный, необычный день. Необычен он тем, что сейчас вы входите в интересный и таинственный мир книг – мир приключений и невероятных историй, в котором возможно все, что угодно…То, что никогда не может произойти в реальной, нашей обычной жизни возможно и вполне естественно в книжном мире…
Оглянитесь вокруг, ребята, что вы видите?
И вы сегодня попали сюда не просто так. Мы закончили учебный год, познакомились с удивительными учебниками, и теперь нам открыта дорога в замечательную Страну книг.
Асырк и Торк : Как же, только вас и ждем! Открыто для них все, да вы и буквы –то поди не знаете, а туда же, в читатели! Вспомните, как туго вам пришлось, когда мы захватили Лесную библиотеку, еле-еле алфавит вспомнили!
Ведущий: А вот и наши знакомые, поздоровайтесь, ребята! Приятно увидеть вас в нашей районной библиотеке. А как вы сюда попали?
Асырк и Торк : Мы хранители ПРАВИЛ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ! Вот если ребята смогут пройти все испытания в Стране книг, дойдут до Книгограда , познакомятся с Правилами юных читателей, то для них откроется Тайна Страны книг.
Ведущий: А где же этот город и как туда попасть?
Асырк и Торк : Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
Книгоград зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Но не помогут даже и спасатели
Найти тот горд!
Нет ведь указателей!
А чтобы указатели здесь появились,
Необходимо, чтобы все вы подружились!
Лишь так вы сможете весь путь преодолеть,
Для этого по группам надо сесть!
Появляется Ученый кот: А помогу вам в этом я!
Узнали вы меня друзья?
С помощью алфавита вас, мои друзья.
На группы разделю вас я!
(Учёный кот раздает детям буквы алфавита и в соответствии со строчками стихотворения, дети делятся на группы и рассаживаются на «волшебные полянки».)
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё – знайте место вы своё,
Ж,З,И,Й,К,Л,М – вспоминайте, кто за кем,
Н,О,П,Р,С,Т,У – стойте дружно на посту,
Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ, - собирайтесь не спеша,
Ъ,Ы,Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э,Ю,Я – вот и в сборе вся семья!
Асырк и Торк: Первое наше испытание будет в Волшебном лесу ..Вам необходимо отыскать Чудесный мостик. Для этого надо инсценировать стихотворение. Ученый кот будет вам помогать, а мы МЕШАТЬ и ЩЕКОТАТЬ. Если не справитесь с заданием, отправим вас домой!!!
Здравствуй, лес,
Волшебный лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь?
И что за птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же знаешь, мы свои…
Ученый кот: Ребята замечательно справились с заданием, а вот Чудесный мостик, который приведет нас к дороге на Книгоград!
Но он сломан! Не хватает брёвнышек! Что же делать?
Асырк:.
Мост я сделать помогу.
Но что не знаете, найду!
Докажу, что зря старались,
Лучше б в садике остались!
Щас проверю я смекалку,
Отгадайте –ка загадки…
Вставьте нужное словечко
На пустое вы местечко!
Торк: А словечко прямиком станет толстым брёвнышком!
(Для каждой команды отдельная загадка)
Асырк: Знает взрослый человек,
Знает даже маленький,
Чтобы летом не болеть,
Надевают……(Сандалии)
Видел я синицу в клетке,
Мимо львов я проходил.
Вдруг гляжу, сидит на ветке,
Жадный, страшный…..(Коршун)
Я ужасно испугался,
Из распахнутых ворот
Вдруг сердитый лай раздался,
Это лаял серый….(Пёс)
Ученый кот:
Я скажу, ребята, так:
Не попали вы впросак!
Мост построен,
Дальше, в путь!
Торк: Но чем же преграждён наш путь?
Ведущий: Да это же просто шлагбаум!
Объясните, ребята, что обозначает слово «шлагбаум».
Вспомните стихотворение Алексея Дмитриева «Шлагбаум», прочитайте по частям. Какие ещё юмористические стихотворении из школьной программы вам понравились?
Ученый кот:Ребята, шлагбаум стоит здесь не просто так. В Книгоград пускают не всех! Надо продолжить высказывание и пройти через шлагбаум.
Торк: Голоден, как…(волк).
Болтлив, как…(сорока).
Упрям, как…(осёл).
Нем, как…(рыба).
Надулся, как…(индюк).
Ведущий: Среди нас нет таких? Тогда продолжим путь!
Чтобы не было скучно, давайте вспомним шутки-прибаутки. Можете?
Асырк:
Ой, да всё вы только врёте!
Ничего вы не могёте!
Или могите? Забыла!
В школе плохо я учила!
Торк:
Теперь вам ребус предложу,
Через болото провожу.
Есть конец и есть начало,
Что за кочка здесь стояла?
В кочке спрятано словцо.
Отгадай, будь молодцом!
(На обратной стороне «кочек» нарисованы ребусы. Ребята успешно их разгадывают и по кочкам продвигаются вперёд. Работают группами.)
Асырк и Торк: Ну, что, ребята, наверное устали? Сделаем привал.
Ученый кот:
Мешочек с собою взял я в дорогу.
Всего в тот мешок положил понемногу.
Того, без чего в дороге нельзя.
Хотя это просто слова.
- Слов на всех хватит, но вот кому первому давать, не знаю, боюсь, что поссоритесь!
Ведущий: Да что Вы, ребята у нас дружные!
Ученики:А мы ещё считалок много знаем, можем посчитаться и решить, кому первому мешочек получать!
Ведущий: Ребята, а почему эти слова так важны для тех , кто хочет попасть в Книгоград?
Ученый кот: Какие молодцы! Эти слова должны знать не только юные читатели, приходящие в библиотеку, но и все воспитанные люди.
Ох, устал уж я , ребята!
Путешествовать мне трудновато!
А вы свой путь продолжайте,
Воротав Книгоград открывайте!
Ведущий:Спасибо, Учёный кот за помощь!
Асырк и Торк:Да, вы молодцы, до самых ворот дошли! Но просто так в город не попасть. Ворота охраняют чары сказочных героев. Если ваши команды ответят на вопросы, то чары падут.
Вопросы сказочных героев: (запись на магнитофон разными голосами с шумовым оформлением).
- Какой зверь не лает, не кусается, ни на кого не бросается и живёт выше всех? (Большая медведица.)
- Какая женщина первая поднялась в воздух и на каком летательном аппарате?(Баба – Яга на метле).
- Сколько горошин могут войти в стакан? (Сами войти туда не могут ).
- В какой сказке герои были размером с огурец?( Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
Ведущий: Ура! Мы у цели!(Спотыкается). Чья это тёплая накидка? Чьи это мягкие тапочки?
Ведущий: Она очень мудрая волшебница и оставила их для того, чтобы напомнить вам, что вы прошли много испытаний и вступаете в особый мир, где царят покой и тишина.
(Дети подходят к читальному залу.
Надпись гласит: « КНИГОГРАД».
У ворот стражники, требующие назвать пароль.)
Асырк и Торк: Ребята, посмотрите на ключи, которые висят на поясах у стражников. На каждом из них написано слово. Если слова собрать, то получится пословица, это и будет наш пароль.
(Ребята составляют из слов пословицу:
«Кто много читает, тот много знает».)
Ведущий:Вы успешно справились с испытаниями и попали в Книгоград. А здесь вас встречает Егорова Елена Николаевна. Она много лет работает в нашей библиотеке и хочет , чтобы вы стали настоящими читателями.
(Работники библиотеки знакомят детей с читальным залом и Правилами юных читателей.
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Взял ты книгу почитать.
Не забудь её отдать!
Ровно через десять дней
Книгу ты верни скорей!
Съев сладкий, вкусный пирожок,
За книгу не хватайся ты, дружок!
Сначала руки ты помой,
Затем читай, мой дорогой!
Решили чтение прервать,
Прошу листы не загибать!
Для этого сейчас вам всем
Раздам закладки…
Все поняли меня, ребятки?
Согласны вы со мной, ребята,
Все правила готовы соблюдать?
Тогда прошу вас книги взять и почитать!
(Дети знакомятся с книжным фондом, выбирают любую книгу, обмениваются, учатся снимать книги с полки, передавать друг другу, возвращать работнику читального зала).
Асырк и Торк: Настоящими читателями вы станете тогда, когда прочитаете свою первую книгу, полученную в Книгограде.
Библиотекарь:
Я эти книги вам в подарок принесла.
Желаю их почесть, мои друзья.
Набраться лишь хорошего из них,
Добрее и умнее стать!
И уважать других!
(Дети получают в подарок книги по внеклассному чтению для 1 класса).
Библиотекарь: Ребята, каждый из вас сумеет узнать тайну Страны книг, когда дома начнет читать эту книжку. В ней вы найдёте листочек со стихотворением, внимательно его прочтёте и всё сами поймёте. НО!!! Сейчас книгу не открывать, вслух листочек не читать!
(В книгах вложены листки со стихотворениями)
Хорошая книга привыкла к почтенью,
И тот получает пятёрку по чтенью,
Кто с детства любитель большой почитать.
И книжки, как старших привык уважать.
Книга беседует с читателем своим,
Источник радости, жизни, знанья.
Любите её, читайте!
Давайте читать другим!
Библиотекарь и ведущий:
Поздравляем вас!
Вы достигли своей цели,
Преодолеть вы всё сумели!
Вы очень дружный, умный класс!
Всегда будем ждать в гости вас!
До новых встреч!
Литература
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
2.Внеклассные мероприятия в начальной школе/авт. – сост.Я.Ю.Мартынова. – Волгоград:Учитель, 2007.