Разработка внеклассного мероприятия "Весёлая масленница"
Разработка внеклассного мероприятия "Весёлая масленница"
Разработка внеклассного мероприятия для проведения коллективного творческого дела в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие проводится в школьном дворе под весёлую музыку с шутами. Воспитанники 9 класса стоят по станциям в костюмах и приглашают участников принять участие в различных развлекательных мероприятиях. Участники по маршрутным листам проходят все станции и получают баллы.
При подведении итогов учитываются активность, правильность ответов. Победители получают грамоты на линейке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы.
.
Ход мероприятия
Красивый и достаточно необычный сценарий празднования масленицы в школе мы приготовили для вас. Он отлично подойдет как для празднования в помещении, так и для празднования на улице. На нем могут присутствовать и ученики начальной школы и старшеклассники. Потому что много конкурсов и шуток поднимут настроение и подготовят всех к весне. Празднуйте, сжигайте масленицу и встречайте весну, которая не за горами.
В центре зала, где будет проходить праздник, стоит на специальной подставке Масленица (большая соломенная или тряпичная кукла на палке, которую в последствие будут сжигать на улице). Рядом с Масленицей 2-3 стола с блинами и угощением. Гости входят в зал.
Ведущий: Вот и Масленица пришла! Пришла Масленица к нам, Красна Масленица, нам всем улыбается! Нам всем улыбается, да с зимой прощается! До свидания Зима, Да приди же к нам весна! Будем угощать тебя блинами, Да танцуй Весна ты вместе с нами!
Выходит танцевальная группа в русских народных костюмах, и исполняют русский народный танец, а потом со всеми гостями водят хоровод вокруг масленицы.
Ведущий: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы. Выходят 7 учеников.
1 ученик: Понедельник первый вечно и называется он «встреча», В этот день Весну встречают, И блины печь начинают!
2 ученик: Вторник – «заигрыш» зовется, Ходят все друг к другу в гости, С горок снежных все катаются, И блинами наедаются.
3 ученик: Среда – лакомка называется, Вот тут все точно объедаются! Живот себе все набивают, И друг друга угощают!
4 ученик: Ну, а что же с четвергом, Четверг зовется «перелом» С этого дня все меняется И разгулье начинается!
5 ученик: «Тещины вечорки» пятница называется, В этот день зятья к тещам в гости собираются! И тещи для зятьев пекли блины, И устраивали настоящий зятю пир!
6 ученик: А суббота – день семейный, Зовется «золовкины посиделки» В этот день невеста родных в гости принимает, А золовкам всем подарки дарит!
7 ученик: У воскресенья званий много, Но скажем лишь одно мы, Прощенное зовется воскресенье, И просят все друг у друга прощения!
Ведущий: Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. А теперь давайте немного поиграем. «А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции вас встречают веселые скоморохи и красные девицы. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Описание станций:
I. Понедельник-«Встреча»
Скоморох:
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
Команды двигаются дальше.
II. Вторник-«Зайгрыш»
(Эта станция на улице, на пришкольном участке; на эту станцию обе команды приходят одновременно).
Скоморох 1:
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи – ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
Скоморох 2:
«Две команды у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы.»
Эстафета 1«Обруч»:
- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Эстафета 2 «Сани»:
- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Скоморох 3:
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4«Перетягивание каната».
Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
III. Среда-«Лакомка»
(Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).
Скоморох:
«Станция «Лакомка».
Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Судья объясняет правила игры.
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг«Разгуляй четверток»
(Проводится в здании школы).
Скоморох:
А на нашей станции «Четверток широкий»
Вас встречают русские
Весёлые скоморохи.
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие - запишем
Разгуляй - гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
Команды двигаются дальше.
V. Пятница «Тёщины вечера»
Скоморох:
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадай загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка:
Скоморох:
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»
Ребята: -ДА!
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
Скоморох:
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Скоморох:
Тещу «умаслили»,
Блины от тещи получили.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.
Команда двигается дальше.
VI. Суббота «Золовкины посиделки»
Скоморох:
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки.
Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»
Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);
5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);
7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);
8. Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигается дальше.
VII. Воскресенье «Прощёный день»
(Проводится на улице.Все становятся вокруг чучела).
Учитель
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Бог простит!
« Пора прощаться нам с Зимой,
Повстречаться всем с Весной.
Зиму будем доставать,
На костре большом сжигать.
Но к ней пройти не каждый сможет,
Есть здесь смелые, кто поможет!»
Выбегают скоморохи, поджигают чучело.
Все участники кричат:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!»
Проведение игр (Правила проведения игр прилагаются)
Учитель
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.»
- Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.
Подведение итогов:
Все команды в школе
Учитель:
«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».
Ведущий 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару»
Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.