kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия "Историю нельзя переписать!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка подготовлена для учителей, педагогов-организаторов, заместителей по внеклассной работе. Методическая разработка приурочена к юбилею празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Форма воспитательного мероприятия - митинг. Данная разработка может быть взята за основу для разработки линейки, вечера памяти и других внеклассных мероприятий. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Историю нельзя переписать!"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области

«Дворец детского и юношеского творчества»







Сценарий праздничного митинга

«ИСТОРИЮ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕПИСАТЬ!»,

посвященного 70-й годовщине Победы советского народа

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.










Автор разработки:

Антон Викторович Даценко,

педагог-организатор ГБОУ «ДДЮТ»



город Архангельск

2015 г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………..3-4 стр.

Сценарий митинга «Историю нельзя переписать!»………...…5-15 стр.

Список используемой литературы ……………………………….16 стр.



Пояснительная записка

«Через века, через года -

   Помните!

 О тех, кто уже не придет  никогда –

  Помните!»

 Р.Рождественский «Реквием»

     Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно  многогранно по своему содержанию: это любовь к родным и близким людям, и к малой родине, и гордость за свой  народ, знания истории, традиций своей Малой Родины и страны в целом.

В последнее время в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных Сил в разгром фашизма. И не только принизить, в последнее время существуют тенденции даже переписать историю. Подрастающему поколению необходимо напомнить, что в ходе Второй мировой войны эта роль не ставилась под сомнение ни в стане фашистских государств, ни в рядах ведущих держав антигитлеровской коалиции. Великая Отечественная война с фашистскими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти она должна сохраняться, как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и трагедией многих народов на нашей земле. Подрастающее поколение должно знать о подвиге своего народа в годы Великой Отечественной войны, о том, какие огромные потери понесла Родина на полях сражений, на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего. Молодежь должна знать о важнейших вехах на пути к Победе и уметь отстаивать свое мнение и свои убеждения.

Педагогическая сообразность: Одной из форм, способствующей решению данных вопросов может быть форма митинга. Митинг предполагает массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения или формирование мнений по поводу актуальных проблем преимущественно социального или общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам. В подростковом возрасте актуально самовыражение через протест и взрослым людям важно грамотно, доступно направлять подрастающее поколение, приобщать к цивилизованным, демократическим нормам самовыражения и гражданским формам протеста и выступлений. Именно поэтому для решения ряда этих вопросов разработан данный методический материал.

Целью данного мероприятия является формирование интереса молодежи к развитию исторической грамотности и активной жизненной позиции.

Задачи программы:

- формирование у подрастающего поколения патриотизма, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к фактам истории своего народа;

- формирование интереса к военной истории и истории Второй мировой войны в целом;

- приобщение молодежи к гражданским демократическим формам выражения собственного мнения.




Сценарий митинга

«ИСТОРИЮ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕПИСАТЬ!»

До начала мероприятия звучат военные песни и песни о войне.

По периметру, ограничивая территорию вокруг Монумента Победы, стоят волонтеры с цветами в военной форме, спиной к вечному огню.

Фонограмма: (Сигнал внимания)

Волонтеры с цветами в руках поворачиваются лицом к монументу, спиной к собравшимся на митинг.

Ведущий (на голос наложен реверс):

Мы здесь с тобой не потому, что дата

Как злой осколок память жжет в груди,

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя

Упал, ни шагу не вступив назад.

И имя есть у этого героя

Советской армии простой солдат.

Ведущий: Митинг «Историю нельзя переписать!», посвященный празднованию 70-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов считать открытым.

Чтец 1: Я никогда не видела войны 
И ужаса ее не представляю, 
Но то, что мир наш хочет тишины 
Сегодня очень ясно понимаю. 
Чтец 2: Спасибо Вам, что нам не довелось 
Представить и узнать такие муки. 
На Вашу долю все это пришлось – 
Тревоги, голод, холод и разлуки. 

Фонограмма: (Сирена), прожекторы (расположены по бокам монумента) блуждают из стороны в сторону по монументу, имитируя прожекторы противовоздушной обороны.

(Голос Левитана).

«Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление Советского Правительства. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня 22 июня в 4 часа утра, без объявления войны, Германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…»

Фонограмма: 1 куплет из песни «Уходили мальчики - на плечах шинели» стихи И. Карпова, музыка К.Молчанова

(Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, - где, не знали сами.)

Ведущий: Не осталось в Советском Союзе, в каждой республике Советского Союза ни одной семьи, кого-бы не затронула боль войны. Все – грузины, белорусы, латыши, украинцы, казахи, молдаване, узбеки, эстонцы, армяне, литовцы и многие другие – всех коснулась война.

В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил действительную службу в 30-х годах. На защиту Родины поднялись всем миром. С ними же пошли почти в одно время и парни призывного возраста. У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы  мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком.

Только в Москве в военкоматы поступило за первую неделю войны 170 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт.

Фонограмма: куплет из песни «Уходили мальчики - на плечах шинели» стихи И. Карпова, музыка К.Молчанова

(Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой.

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.)

Чтец: Если хочешь узнать о войне 
И о майской победной весне, 
Попроси солдатскую мать 
Письма сына ее почитать. 
На страницах застыли года. 
Двадцать два ему будет всегда. 
Чтец: "Мама, я здоров и живой..." 
А наутро последний бой. 
Мои братья и сестры родные, 
Завтра снова я в бой иду 
За Отчизну свою, за Россию, 
Что попала в лихую беду. 

Ведущий: В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Из Архангельска на острова отправлялись суда со школьниками на борту, что бы добывать пропитание в голодные годы - птицу и птичьи яйца. Каждый старался внести свой вклад, что бы приблизить день победы. «Всё для фронта – всё для победы!» таков был девиз военных лет! «Война, война! Что ты сделала подлая!»

Фонограмма: куплет из песни «Уходили мальчики - на плечах шинели» стихи И. Карпова, музыка К.Молчанова

(Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте...

Не продали мальчики совести и чести.)

Ведущий: Война длилась 1418 дней и ночей. Всего за вторую мировую войну планета Земля потеряла более 50 миллионов человек. Россия потеряла 27 миллионов человек, в том числе 4 миллиона детей. 13 миллионов детей остались сиротами. Вдумайтесь! За один день войны погибало 18 655 человек. Вдумайтесь! За час – 777 человек. Вдумайтесь! За минуту гибло 13 человек.

Каждые 5 секунд чья-то мать теряла сына.

Еще пять секунд, и дочь осталась без отца, а жена без мужа.

Еще пять минут и у родителей не стало дитя.

Фонограмма: звучит отрывок (куплет и припев) песни «Бухенвальдский набат» композитор Вано Ильичу Мурадели, слова Александра Соболева.

Ведущий: Стоит только вдуматься в эту цифру: 5 миллионов человек погибли в фашистских концлагерях. Евреи, поляки, украинцы, французы, болгары, чехи и многие, многие другие.

Мы произносим: «фашисты» - и все представляют немцев идущих по людским головам, сжигающих женщин и детей в концентрационных лагерях. Но не стоит обманывать себя. Вспомните сколько других народов с удовольствием надели на себя фашистскую форму и стали считать себя особенной расой – австрийцы, поляки, итальянцы, прибалты, украинцы, болгары, венгры, испанцы, белорусы, чехи и словаки, и многие, многие другие. Важно не забывать, что фашизм, как и нацизм это не национальность, это идеология. И важно не впускать её в головы и сердца людей!

Фонограмма: последний куплет из песни «Уходили мальчики - на плечах шинели» (стихи И. Карпова, музыка К.Молчанова)

(Повидали мальчики - храбрые солдаты

Волгу - в сорок первом,

Шпрею - в сорок пятом...

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.)

Чтец: Затихли военные годы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят.

Ведущий: Все преодолел наш народ. И не только защитил свою Родину, но и шел воином – освободителем по всей Европе. До сих пор ряд стран празднуют день освобождения от фашистских захватчиков, а освободителем был боец Красной Армии, гражданин Советского Союза. И радостно встречали победителей: белорусов, украинцев, грузин, казахов, узбеков, армян, эстонцев и многих других бойцов. И не было никакой разницы, какая национальность у солдата-освободителя.

Чтец: Вот и всё.
Последний выстрел…
Над Полтавой и над Вислой,
И над Эльбой 
Тишина.
Ликованием солиста. 
Соловьиным пересвистом 
Перечёркнута война. 
Чтец: Заиграли скрипки Вены,
Подарив самозабвенно
На виду у всей вселенной
Обнимает братски нас.
Чтец: От Житомира до Праги
Полыхали наши стяги
На машинах боевых.
И София , и Варшава
Вновь дышать имеют право,
Им во век не позабыть
Тех, кто пал в снега и травы,
Чтоб в хребёт войны костлявой
Кол осиновый забить.

Чтец: Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Ведущий: Поистине историческим символом доблести славы нашей страны стало Знамя Победы, водружённое над поверженным рейхстагом в Берлине.

Вынос копии Знамени Победы. Равнение на знамя!

Фонограмма: минус песни русский военный марш - «День победы»

(муз. Д. Тухманова, слова В.Харитонова)

Вынос копии знамени победы

Ведущий: Один из участников штурма рейхстага Герой Советского Союза К.Я. Самсонов вспоминал: «Все мы слышали, что Знамя – есть символ воинской чести, доблести, славы…. Но как Знамя действует на сердце воина, как преображается солдат при виде Знамени на поле боя, - я по-настоящему почувствовал во время штурма. Казалось, какая-то неведомая сила подняла солдат. Они вскочили и, заглушая выстрелы громким «Ура!», ринулись вперёд. И ничто уже не могло удержать советского солдата. В эти минуты для него не было преград.

… 20 дней реяло Знамя Победы над Берлином, и все эти дни беспрерывно шли к рейхстагу наши воины поклониться святыне. 20 мая 1945 года его отправили из Берлина в Москву, где оно заняло почётное место в Центральном музее Вооружённых Сил».

Во время чтения стихотворения «Помолчим над памятью друзей» спокойным шагом из разных сторон монумента выходят ребята старшего возраста в разных одеждах военного времени («солдат в шинели», «солдат в бушлате», « матрос в форме», «капитан в кителе», «танкист в шлеме», «летчик», «медсестра», «женщина в солдатской форме», «пионер мальчик», «пионер девочка», «комсомолец с завода», «комсомолка в фуфайке», «женщина с карточкой на хлеб в руках») и встают шеренгой. Шеренга выстраивается, не загораживая места для возложения венков. Голова «героев» высоко («гордо») поднята, взгляд в «в даль», в одной руке к ноге прижат белый гелиевый шарик.

Чтец: Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не услышим,
Не увидим, тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в день грядущий вышел!

Помолчим! - Не потому, что нам
Нечего сказать об уходящих! -
Мы их назовём по именам,
Как живых, живущих настоящим! . .

Помолчим, чтобы сказать о них —
Не холодным, равнодушным словом, —
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучаньем голоса живого,

Чтец: Пусть же слова нашего зачин
Прозвучит, как запевала в хоре! -
А пока ни слова!  Помолчим,
Затаив потери, боль и горе! …

Фонограмма: звучит отрывок (последний припев) из песни «В райском небе» в исполнении О. Александра /Старостенко/

Во время исполнения, один за другим, по очереди «ребятами военных лет» отпускаются в небо белые гелиевые шарики. Как только шарик отпущен голова «героя» опускается на грудь.

После окончания музыки.

Ведущий: Минута молчания

Во время минуты молчания прожекторы высвечивают фигуры солдат на монументе и начинают мигать в такт метроному.

Фонограмма: Метроном

Ребята с цветами в военной форме стоявшие по периметру возлагают цветы к монументу и возвращаются на свои места.

Фонограмма : песня «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры», слова Е. Агранович, музыка Р.Хозак.

Исполнение песни.

Прожекторы высвечивают фигуры монумента.

Начиная с первого припева ребята «военных лет» по одному уходят за монумент.

(Погляди на моих бойцов, («солдат в шинели»)
Целый свет помнит их в лицо. («матрос»)
Вот застыл батальон в строю, («солдат в гимнастерке»)
Снова старых друзей узнаю. («капитан в кителе»)
Хоть им нет двадцати пяти, («пионер»)
Трудный путь им пришлось пройти. («комсомолка в фуфайке»)
Это те, кто в штыки («солдат в гимнастерке»)
Поднимался, как один, («летчик»)
Те, кто брал Берлин. («танкист»)
Нет в России семьи такой, («женщина с карточкой»)
Где б не памятен был свой герой, («медсестра»)
И глаза молодых солдат («женщина в солдатской форме»)
С фотографий увядших глядят. («комсомолец с завода»)
Этот взгляд словно высший суд («девочка пионер»)
Для ребят, что сейчас растут. (все остальные)
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.)

Ведущий: Опять война, Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться.

Правы

И убедительны слова...

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы.

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь.

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна...

Ведущий: Важно, знать, помнить и чтить историю. Какой бы горькой она не была! Только тот, кто помнит прошлое, имеет право на будущее! Элеонора Митрофанова (постоянный представитель России в ЮНЕСКО) однажды сказала в интервью: «История есть история – переписать её не возможно!»

- Вы согласны, что нужно знать историю, и её уроки?

(ответ: да!)

- Вы готовы помнить и сохранять историю?

(ответ:да!)

- Вы готовы сохранить память не только с сердцах, но и в поступках?

(ответ:да!)

- Вы будете не давать искажать факты истории и отстаивать правду?

(ответ: да!)

Скажем все вместе: «Историю нельзя переписать!»

Чтец: Вытри слезы мать,
Не время плакать
Сын твой пал, как воин, как герой.
Он шагал сквозь непогоду, слякоть,
Чтоб врагов стереть с земли родной.
Чтец: Не горюй, родимая, о муже,
Разгони морщинки возле глаз.
Мы тебе клянемся, что отныне
Мы войне дадим отпор тотчас.

Ведущий: Свет памяти, Свет скорби и любви…
И через сорок лет, и сквозь столетия
Горячей каплей пролитой крови
Его в себе приносят наши дети!

Чтец: Давайте люди мирно жить
И доброй истине служить
Простой и вечной, человечной
Чтоб песню общую сложить!

Чтец: И надо нам понять сполна
Мы – люди, мы одна семья.
И нам дана на всех, одна
Звезда по имени Земля.

Ведущий: Митинг «Историю нельзя переписать!», посвященный празднованию 70-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов считать закрытым.

Фонограмма: песня «День Победы» стихи В.Харитонов, музыка Д.Тухманова






Список литературы

1. Бондаренко, Е. А. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова. – М.: АС-Траст, 2009. – 240 с.

2. Костяев, А. И. Цивилизационный процесс и патриотическое сознание в России. – М., 2008. – 254 с.

3. Красильщик, С. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы великой Отечественной войны./ С. Красильщик – М.:АПН, 1985. – 343 с.

Ссылки на электронные источники

1. http://www.spektr.info/articles/kultura/32  

2. http://www.playcast.ru 

3. http://topwar.ru/11444-poteri-sssr-i-germanii-v-vov.html

4. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=102&id=460575

5. http://bogdan-63.livejournal.com/5016026.html

6. http://do.gendocs.ru/docs/index-3997.html?page=3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия "Историю нельзя переписать!"

Автор: Даценко Антон Викторович

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259871

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства