Просмотр содержимого документа
«Разработка тематической линейки по патриотическому воспитанию подрастающего поколения "Я гражданин России"»
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Сеяхинская школа – интернат общего (полного) образования»
Мероприятие подготовила и провела
воспитатель 2 младшей группы
Салиндер Клавдия Юрьевна
Февраль 2015 год
Цель и задачи:
формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданственности;
популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
расширение исторических знаний и представлений детей;
развить познавательную активность ребят
повышение правовой культуры будущих избирателей
Оборудование: мультимедийный слайд проектор
Участники: воспитанники 2 младшей группы – 1 и 4 классы, воспитатель.
Ход беседы:
1 слайд
Воспитатель: Как называется наша страна?
2 слайд
Наша страна очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток.
3 слайд
Нашу страну населяют люди разных национальностей. Россия многонациональная страна. И все мы граждане России.
4 слайд
Какой город является столицей нашей страны?
5 слайд
Воспитатель Наше государство называется Россия или Российская Федерация. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны. Россия - Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство.
Демократическое - это значит, что источником власти в государстве является народ. В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в решении государственных дел.
Федеративное - это значит, что государство состоит из равноправных частей. Правовое - означает, что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто, ни граждане, ни само государство, не должны нарушать
. 6 слайд
Главным законом, по которому живут все граждане России – Конституция. (Читать по слайду)
Слайд 7
Воспитатель: Скорее всего, вы уже слышали от взрослых это красивое, звучное слово «президент». В переводе с латинского — это «сидящий впереди, стоящий во главе». Кто на данный момент является во главой нашего государства, т.е. является президентом Российской Федерации? (ответы детей)
Можете ли вы назвать нескольких президентов? (Ответы детей)
А знаете ли вы, чем они занимаются? (Руководят, управляют.)
А вы знаете, почему именно они стали президентами?
Давайте подумаем, каким должен быть человек, которого выбирают в президенты? (Дисциплинированным, образованным, ответственным, серьезным, аккуратным, важным, деловым, образованным.)
Воспитатель: Правильно, ребята! А может ли двенадцатилетняя девочка стать Президентом? (ответы детей)
Да, может. Несмотря на то, что по закону Российской Федерации Президентом имеет право быть только взрослый не младше 35 лет. Однако любая девочка или мальчик может стать Президентом, когда вырастет. Кстати, имейте в виду, в наше время женщины всё чаще и чаще становятся главами государств.
Президент - это глава государства, избираемый всем народом на 4 года, им принадлежит верховная власть, и они имеют большие права, но и столь же большую ответственность перед своими избирателями. Но есть и другие президенты. Повзрослев, вы непременно встретитесь с теми, кто стал президентом, кого выбрали руководить учреждениями, например Академией наук, возглавлять крупные финансовые и промышленные компании, корпорации, исследовательские и благотворительные фонды, спортивные клубы. Можете ли вы привести мне примеры таких президентов? (Ответы детей)
Президентом какой компании хотел бы стать ты?
Кто хотел бы стать президентом финансовой компании? Благотворительного фонда? Спортивного клуба? Президентом страны? (выслушиваются ответы детей)
Выборы.
Представьте себе ситуацию: вы выдвинули свою кандидатуру на пост президента спортивного клуба, но на ваши выборы никто не пришел, хотя клуб очень важен для вашего города. Как вы думаете, выборы состоятся? (нет) А почему? (потому что никто не пришёл) А что же сделать для того, чтобы они состоялись? Ведь только если выборы состоятся, то и клуб в городе появится. (ответы детей)
Слайд 8
Воспитатель: Часто ли ваши родители ходят на выборы? Бывает ли так, что мама или папа говорят: зачем идти на выборы, если и так все решат без меня? Как вы думаете, нужно ли ходить на выборы? Или можно их и «прогулять»?
Пока вы еще дети, за вас принимают решения важных вопросов родители. Но наступает момент, ответственный в жизни каждого гражданина, когда ему исполняется 18 лет – он обязан принимать участие в главных выборах государства - выборах президента. Если прогулять эти выборы, не прийти на них, то придётся опять, как в раннем детстве, послушно пользоваться тем, что выбрали для вас другие.
Что вы сейчас скажете своим родителям, если услышите мнение, что от них ничего не зависит? А когда вы станете взрослыми, будете ли ходить на выборы? А брать с собой детей? (выслушать ответы детей)
Слайд 9
Государственная символика.
Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои символы. Что такое государственная символика?
К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Слайд 10
Воспитатель: Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России.
Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный.) Слайд11
Что вам напоминает белая полоса? (белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу.)
Слайд 12
- Синяя полоса? (Небо, реки, озёра, моря.)
Слайд 13
- Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла.)
- Послушайте это замечательное стихотворение………
Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска-
солнечный рассвет.
Слайд 14
-Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет своё значение?
- Верхняя, белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
- А вы готовы защищать свою Родину? (ответы детей)
Слайд 15
Воспитатель. Как вы думаете, для чего необходим флаг? (предположения детей)
- Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны, как на ваших рисунках.
Или, когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.
Во время больших спортивных соревнований, например Олимпийских Игр, по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображён и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.
Очень часто президенты и члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около здания, где они встречаются, вывешивают флаги этих государств. И любой человек может узнать, из какой страны приехал президент или член правительства.
Слайд 17
Знакомство с гербом.
Воспитатель.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним отличительным знаком нашей страны, с гербом. (Показать изображение герба.)
- На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства. Посмотрите внимательно на
крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими руками проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьём издавна чеканили на мелких монетах.
В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава (показать крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр). Это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.
- Покажите, на гербе скипетр. (Дети показывают)
- Держава – позолоченный шар с крестом на верху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
Слайд 18
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Предположения детей.)
-Герб можно увидеть на пограничных столбах, которые устанавливаются на границах России с другими странам; на важных документах; на деньгах.
Давайте послушаем стихотворение о гербе.
Герб России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Что мы узнали о гербе РФ?
Что он символизирует?
Что такое флаг?
Какие цвета у Российского флага? (Ответы ребят)
Слайд 19
Воспитатель: Следующий символ государства - это гимн. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают) Давайте прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.
Звучит гимн, дети встают.
Воспитатель: Итак, ребята, в сегодняшней нашей беседе мы вспомнили о конституционных правах, о государственных символах России. Какие же выводы можно сделать? (Ответы ребят)
Для детей постарше можно предложить написать эссе
«Что нового я узнал о своих правах и обязанностях»
В заключении мероприятия ребятам предлагается нарисовать символику РФ 1 класса - флаг РФ, а уч 4 классов – герб России. (Рисунки ребят оформляются в выставку. Наиболее активные участники мероприятия поощряются сладкими призами.)
Возможно проведение небольшой викторины по итогам беседы для закрепления материала. (Приложение №