kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа "Земляки защитники Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Землячки защитники Отечества" позволяет провести предварительную поисковую работу учащимисяпо различным направлениям: учителя-фронтовики, мой дед Герой, ветераны моего микрорайона и города. Итогом работы является проекты учащихся: видеоролики, презентации, сочинения, стихотворения и доклады. Данные материалы можно использовать не только на внеклассных мероприятиях, но и при проведении уроков кубановедения и истории. В ходе работы  учащиеся смогли понять насколько было важно участие каждого человека   в приближении Победы, и то, что эти люди живут рядом с нами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Земляки защитники Отечества"»

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5









РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ДЛЯ УЧИХСЯ 9-Х КЛАССОВ


НА ТЕМУ:

«Земляки защитники Отечества»









РАЗРАБОТАЛ:

классный руководитель 9 «А»

МБОУ СОШ № 5

Мальченко Антонина Сергеевна
















Тема: «Земляки защитники Отечества».

Цель: отметить героическое участие жителей Тимашевска в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • развивающая: формировать навыки работы с первоисточниками, анализировать литературу;

  • воспитательная: вызвать чувство гордости земляками-героями, желание быть похожими на них, воспитывать активную жизненную позицию;

  • образовательная: раскрыть подвиг тимашевцев на фронтах.


Учебное оборудование:

  • презентация по теме.


Класс был поделен на 3 группы учащихся, каждая из которых подготовила сообщения по темам.

Ход:

1. Вступительное слово учителя.

Давно отгремели военные грозы,
Семядисятилетними стали березы,
Снаряды не рвутся, и бомбы не воют,
И мирно живем мы сегодня с тобою,
На улицах шумных и поздно и рано
Седые встречаются нам ветераны…
Когда-то они, эти люди седые,
В атаки ходили и кровь проливали…
Красивые, сильные и молодые…
Отчизну мою и твою защищали.

Сегодня наш урок посвящен героизму и мужеству тимашевцев, так как вы подрастающее поколение не должно забывать прошлое своей малой Родины, страны в целом, чтобы стать достойным примером для современного общества.

Прежде чем начать ответьте на вопросы.

  1. Какие события произошли в нашем районе в годы ВОВ?

  2. Почему Тимашевск был так важен врагу?

  3. В каких сражениях участвовали наши земляки?


А, сейчас, я предлагаю написать Вам синквейны на слово - война. Напоминаю, синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры синквейнов:

Война

Ужасная, кровопролитная

Убивает, разрушает, гнетет

Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть.

Дети зачитывают свои варианты.


Ну, а, теперь я предлагаю каждой группе рассказать заранее подготовленный материал на заранее подготовленную тему.

  1. Группа «Подвиг тимашевских железнодорожников»

Трудно переоценивать вклад тимашевцев в Великой Победе. В 1941 они своими силами построили бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!» Он был очень прочный, так как его стены состояли из 3 слоев. Первый и третий слой были из прочной 14-миллиметровой стали. Между ними заливался бетон. Все удивились, что именно тимашевцы придумали такую конструкцию и воплотили ее в жизнь. Вот имена этих людей: Кравченко И.В (командир бронепоезда), Смолянинов П.И. (комиссар бронепоезда), Черноусов (помощник командира), Власенко А.Г. (старший машинист), Легастаев Н.С. (машинист), Попов А.С. (помощник машиниста). Летом 1942 г. тимашевский бронепоезд вместе с бронепоездами 16 дивизиона № 53, № 751 и «Свердловский железнодорожник» отбивали атаки фашистской авиации и танков противника на участке Тимашевская, Староминская, Ейск, Сосыка.

Во время войны стране нужны были поезда для доставки провианта и обмундирования солдатам на фронт. Но их не было – многие уничтожены на полях боя, оставшиеся – не на ходу или повреждены. Тогда руководитель депо (в тот период) Александр Григорьевич Власенко предложил идею не разбирать локомотивы, которые ушли под откос с пути, а поставить их на рельсы, перевезти их в депо своим ходом и отремонтировать. Так родилось в стране тимашевское движение по восстановлению паровозов.. Работники депо поистине героически бесплатно под руководством машиниста Александра Григорьевича Власенко собственными силами возрождали поврежденные паровозы, которые, казалось, надо было отправлять на металлолом. Никто не верил, что они когда-нибудь будут работать. Но в августе 1945г. на станции все жители Тимашевской уже встречали первый отремонтированный паровоз. Затем был 2-ой, 3-ий, 4-ый, и знаменитый 5-ый – наш Су 215-50 (так правильно называется «Голубой локомотив»), который сейчас стоит на постаменте около депо. В мае 1946 года его встречали на Курском вокзале в Москве как победителя конкурса отремонтированных паровозов (учитывалось количество ран и качество ремонта). Сегодня «Голубой локомотив» является визитной карточкой г. Тимашевска. Примеру тимашевцев последовали многие другие коллективы транспорта. Так железнодорожники вернули с строй более 3500 паровозов и 1345 пассажирских вагонов.

  1. Группа «Учителя-фронтовики»

В нашей школе трудились замечательные учителя:

Ворона Евстафий Михайлович. Принимал участие в освобождении Белоруссии. Белорусская наступательная операция, «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

Гелиус Георгий Ионович. Принимал участие в освобождении Крыма. Ровно 70 лет назад, 16 марта 1944 г, ставка Верховного главнокомандующего приказала начать операцию освобождения Крыма. Сама Крымская операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. 5-7 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта (командующий – генерал армии Ф.И. Толбухин) штурмовали немецкие оборонительные укрепления в тяжелых боях; 9 мая они полностью освободили Севастополь, а 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие.

Шарев Павел Андреевич. Учился в педагогическом училище, когда началась война. Вначале он был курсантом первого запасного стрелкового полка.

В одной из армейских газет (не удалось узнать ее название) была заметка «Маневр». В ней лейтенант Шацков рассказывает о действиях своих курсантов в период армейских учений: «На флангах «противника» оказались автоматчики старшего сержанта Шарева, открывшие свой губительный фланговый огонь». «Противник» был разбит.

В сентябре 1942 года Павел Андреевич попал на Сталинградский фронт. Это были трудные месяцы для Сталинграда. В начале ноября 1942 года Павел, которому было 19 лет, был тяжело ранен в левую руку. Подлечившись в госпитале, вновь идет на фронт. Служит во 2й механизированной бригаде Западного фронта. 10 октября 1943 года был тяжело ранен в ногу в Белоруссии под Могилевым. И опять госпиталь. В 1944 году вновь на фронт. Он становится командиром 76 мм пушки. Дошел до Кенигсберга. Павел Андреевич был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Много лет назад в нашей школе работал учителем математики Григорий Ефимович Громов.

Когда началась Великая Отечественная война, нашему земляку Грише Громову было всего 18 лет. Он был инвалидом с детства, поэтому его не взяли на фронт, так как он хромал на правую ногу. Но желание помочь Родине было сильнее, чем какая-либо боль. Гриша стал связистом при партизанском отряде. Но сразу что-то пошло не так. Тогда Громов создал свою подпольную группу комсомольцев. Группа писала и распространяла листовки, подрывая действия врага в оккупированной станице. Когда комсомольцы добыли приемник и рацию, то они стали узнавать о событиях на фронте и писать листовки с новой информацией о том, что происходит на передовой. Также кроме распространения листовок, группа Гриши Грома (его кличка) помогла спастись некоторым военнопленным из немецкого концлагеря, расположенного на территории современного мемориального сквера. Ребята отвлекли часовых и перерезали колючую проволоку в некоторых местах. Когда Григорий узнал от станичного атамана, что детей его возраста хотят увезти в Германию и использовать как бесплатную рабочую силу, Громов решил уничтожить списки с именами. Но они лежали на столе в военштабе немцев. Тогда Гриша с ребятами проник в здание штаба и украл списки, которые потом комсомольцы сожгли. Он спас не только себя, но и около полутора сотни его ровесников по всем району. Также его группа помогла партизанскому отряду «Решительный» в их действиях.


  1. Группа «Девять соколов. Подвиг семьи Степановых»

Тимашевский музей семьи Степановых – это единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о жизни простой русской крестьянской семьи.

Ни один человек, посетивший музей, не останется равнодушным к трагической судьбе русской матери Епистинии Федоровне Степановой, положившей на алтарь Родины самое дорогое, что у нее было – жизни своих девятерых сыновей. Музей семьи Степановых, являясь центром патриотического воспитания подрастающего поколения, хранит в своих стенах фотографии, архивные документы, рассказывающие о жизни и быте казачьих семей, о мужестве наших земляков в годы войны, о солдатах, погибших в послевоенное время при выполнении воинского долга.

Особо хочется отметить историю сына Епистинии Федоровны Степановой - Николая Степанова.

   Николай ушел на фронт в августе 1941 года в составе 5-го гвардейского Донского кавалерийского корпуса. Гвардии рядовой сражался на Северном Кавказе, освобождал от фашистских захватчиков Украину, несколько раз был ранен, очень тяжело в октябре 1944 года. Осколки повредили правую ногу. Часть их извлекли хирурги, а некоторые так и носил в своем теле до последнего часа. Восемь месяцев боролись за его жизнь врачи в Кисловодском эвакогоспитале.

   Прикованный к постели, Николай вспоминал, как до войны на хуторе Шкуропадском организовал оркестр народных инструментов, в котором играл вместе с братьями Василием, Павлом и Ильей. В Ростове на олимпиаде Азово-Черноморского края они заняли одно из первых мест, получив в награду комплект музыкальных инструментов.

Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с фронта на него прислали «похоронку», что горевала о сыне Епистиния Федоровна. В августе 45-го он вернулся домой.  Мать встретила сына у калитки и, сдерживая слезы, спросила:
- Где ты был, сынок?! - В госпитале, маманя, - ответил он, устало опираясь на палку. – Не хотел обнадеживать Вас, думал не выдюжу…

    Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а на людях. Как и до войны, пока руки держали инструмент, трудился в колхозной строительной бригаде плотником. Иногда брал баян, и над притихшей от дневных забот станичной улицей плыла мелодия фронтовой «Землянки».

Была у Николая Михайловича и большая радость: подрастал сын Валентин.

В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер единственный вернувшийся с войны сын Епистинии Федоровны – Николай.

В канун 60-летия Великой Победы, по просьбе родных Николая Степанова его останки были перезахоронены. Николай нашел свой последний приют в мемориальный комплексе возле своей матушки.

Образ солдатской матери, сидящей на лавочке, запечатлён на гербе Тимашёвского района.

В 1966 году режиссёры Борис Карпов и Павел Русанов создали документальный фильм о Епистинии Фёдоровне Степановой — «Слово об одной русской матери» (приз Московского международного фестиваля).

В 1978 году Краснодарское общество любителей книги учредило литературную премию имени Е. Ф. Степановой (с 2001 года имеет статус премии администрации Краснодарского края). Торжественная церемония награждения лауреатов ежегодно проходит в городе Тимашевске в музее семьи Степановых.

В 1982 году на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) открыт Дом-музей Степановых.

В 2005 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла отдельная книга рязанского писателя Виктора Конова, посвящённая Степановой, в которой приводятся документально подтверждённые даты рождения её и её мужа, а также три книги в боксе-обложке: Покрышкин, Жуков, Епистинья Степанова.

Образ Епистинии Степановой на картине художника Григоровича Дмитрия Сергеевича «Скорбящая мать» занимает центральное место в экспозиции зала Музея «Мемориал Победы» в г. Красноярске.

В 2009 году музей семьи стал одной из 7 жемчужин Кубани.

Далее идет работа по следующим вопросам.

  • Именами каких земляков названы улицы в нашем городе.

  • Установлены бюсты и памятники.

  • На школах, в которых они учились вывешены мемориальные доски и др.


Великая Отечественная война тяжелым и страшным грузом легла на плечи всего советского народа. Не обошла стороной война и наш Тимашевск. Но жители нашего района мужественно встретили страшное известие и бросили все свои силы на борьбу с врагом. И враг был отброшен, изгнан с территории нашей маленькой Родины. Спасибо, за это нашим защитникам, героически, сражающихся на фронтах войны. И отдельные слова благодарности, тем людям, которые пережили страшные дни оккупации. Вечная Вам память!!! Почтим минутой молчания, всех тех, кто отдал свои жизни за будущее своей Родины!

Обращение учителя к детям:

Желаю вам, родные дорогие

Не видеть разрушительной войны.

Но вдруг случиться, скажут свое слово

И в строй армейский встанут снова

Кубани нашей славные сыны…

К. Обойщиков







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка классного часа "Земляки защитники Отечества"

Автор: Мальченко Антонина Сергеевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка классного часа  «Великого Отечества достойные сыны» "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-klassnogho-chasa-vielikogho-otiechiestva-dostoinyie-syny"
    ["file_id"] => string(6) "101602"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402423342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства