kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы "Песни военных лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержании сценария отражена история написания текстов и музыки песен военных лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы "Песни военных лет"»

1 слайд Общешкольное мероприятие, посвященное Дню Победы

«Песни военных лет»



Дата проведения: 07.05.2018 и 08.05.2018

Аудитория: 9-12 классы

Цель: знакомство с тенденциями развития темы Великой Отечественной войны в кинематографе военных лет, Советской эпохи и современности.

Задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, своих героев;

  • Воздействовать на нравственные качества личности: честь, совесть, патриотизм, толерантность

  • Расширять кругозор и общий уровень культурного развития на примерах шедевров отечественного кинематографа, музыкальных текстов.

2 слайд

Сразу включить видео (немного мелодии военных лет), постепенно убавляя звук. Ведущий: Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло уже 73 года со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Помнить о героическом подвиге нашего народа помогает искусство. И не только кино и литература, но и музыка, песни.

И сегодня наше мероприятие мы посвящаем советским песням, песням военных лет, которые поддерживали боевой и патриотический дух Советской армии в годы ВОв, воспитывали веру в силу и нерушимость своей Родины в Советскую эпоху и не давали забывать о великих моментах истории своего Отечества современному поколению.

3 слайд

Голос Левитана о начале войны



Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.



На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии без объявления войны обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. 

Первыми под удар попали боевые части и мирные жители Севастополя, Каунаса, Житомира, Одессы, Киева.

- А как вы думаете, какая песня была написана первой о войне и спета буквально в июне 1941 года?


4 слайд. Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

(Звучит песня «Священная война» и демонстрируется клип).


- Скажите, пожалуйста, а под какую мелодию уходили на фронт бойцы? (под марш «Прощание славянки»).


5 слайд. Звучит марш «Прощание славянки».

Знаменитый марш "Прощание славянки" был написан в 1912 году русским военным музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964) во время Первой Балканской войны. Марш приобрёл огромную популярность, особенно, в годы Первой мировой войны. Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма, и у его колыбели долго и заботливо хлопотала умная и талантливая женщина с древнерусским именем Ольга.

История эта весьма романтическая. Когда военный музыкант Василий Иванович Агапкин приехал служить в Тамбов, он был зачислен штабс - трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Стройный красавец в военной форме, заставлявший своей певучей трубой замирать женские сердца, не остался без внимания тамбовчанок, и однажды подошла к нему с нотной тетрадкой лучшая городская модистка Оля Матюнина.

Заботливая жена одела мужа с иголочки, купила в комиссионке рояль с кипой старинных нот и стала готовить будущую знаменитость к поступлению в музыкальное училище. Церковно-приходская школа давала лишь начальное образование, а для поступления нужны были минимум четыре класса гимназии. Ольга попросила подругу-гимназистку, и та стала заниматься с Агапкиным по недостающим предметам. Готовился Василий Иванович как одержимый и осенью 1911 года поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение.

По счастью, бравый кавалерист-музыкант попал в класс известного педагога Федора Кадичева. Именно Федор Михайлович привил своему талантливому ученику основы сочинительства и обучил начальной технике дирижирования. К чести преподавателя, студент Агапкин быстро усвоил все необходимые учебные дисциплины, добросовестно изучил композиторский опыт отечественных и зарубежных мастеров, и уже через год стал пробовать свои силы в сочинении прикладной музыки для военного оркестра. Приближался столетний юбилей Бородинского сражения и желание молодого музыканта создать героико-патриотическое произведение в жанре духовой музыки на этом фоне выглядит вполне естественным.


Под этот знаменитый марш мы тоже уходим в историю песен военных лет.


Осенью 1941 года наша страна переживала тяжёлые и тревожные дни. Немцы двигались к Москве, оставляя после себя руины. В октябре-декабре жестокие бои с гитлеровскими захватчиками развернулись вдоль Волоколамского шоссе. С Московской битвой связана история ещё одной песни.

- Как вы думаете, какой?



6 слайд. Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года тёплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени её любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.


(Звучит песня «В землянке» и демонстрируется клип).


7 слайд. (стихотворение А. Ахматовой «Клятва»



И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!



- Как вы думаете, какая песня символизирует прощание женщины с милым, уходящим на войну? («Синий платочек»).



Слайд 8. В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города Орла. 5 августа 1943 года. Над развалинами города несётся песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поёт: «Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» А ведь песня была написана в 1940 году поэтам Яковом Галицким и композитором Еже Петербургским.

(Звучит песня «Синий платочек» и клип).


Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулемётчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило своё недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

Слайд 9. Особая тоска по родным и близким ощущается ночью. Бойцы в это время суток стараются написать письмо домой, свёрнутое в знаменитый треугольник.


- А в какой песне поётся о том, как боец пишет письмо домой?


Слайд 10. История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Тёмная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

(Звучит песня «Тёмная ночь» и демонстрируются кадры из кинофильма).


Слайд 11.

Эх, дороги…

Пыль, да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.



Дороги войны, как они долги и тяжелы, как испещрены ими земли и леса… «Эх, дороги!..»

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков назвал эту песню в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и песней «Соловьи». А ведь эта песня была создана уже после войны, осенью 1945 года. Но как ярко выражена в ней военная тема. Поэт Лев Ошанин (наш земляк) вспоминает: «Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу…» Анатолий Григорьевич Новиков, написавший музыку на слова Ошанина, сказал так: «Эх, дороги…» Запелось, словно со вздоха, а ведь так начинаются многие русские народные песни.

(Звучит песня «Эх, дороги!..»).


В годы Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались бойцы разных национальностей.

Слайд 12.

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии А.В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте. А в последующем её включили в известную киноленту «В бой идут одни старики».

(Звучит песня «Смуглянка» и демонстрируется клип»).

Слайд 13.

Как много пройдено дорог, и сколько предстоит пройти ещё солдату.

Ведёт он смертный бой, понимая, что нет уже возврата.


Боевые сражения были на суше, в море, в воздухе, за город, улицу и даже дом. В истории военных песен Отечественной войны есть ещё одна, которая описывает бой за высоту.

- Что это за песня?На безымянной высоте»)

События, о которых поётся в этой песне, не выдуманы. Всё это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит посёлок Рубеженка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьёзной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить её нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточённого боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастёрке поднялся он во весь рост и пошёл прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошёл метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шёл очень долго. На этом пути был ещё несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперёд. «Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, – вспоминает поэт М.Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне всё это снова, когда в начале 60-х годов режиссёр Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноимённому роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух  главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..»

Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. «Когда третий вариант её, — рассказывал потом композитор, — был забракован и поэтом, и режиссёром картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время ещё есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать её было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…» Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

Слайд 14.

Песня М. Л. Матусовского и В. Е. Баснера привлекла внимание и к судьбе её реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушён и контужен в том бою. Засыпанный землёй от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты — Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружён памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки…

«Я тоже не однажды бывал в этом музее. Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет М. Л. Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули ее. Нарубили лапник, повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из песни:

Мы не забудем, не забудем

Атаки яростные те —

У незнакомого поселка

На безымянной высоте…

И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором её писали, нам не представлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов, и молодых…»


Звучит песня «На безымянной высоте» и демонстрируется клип.


Слайд 15.

…Среди вековых деревьев и высоких берегов несёт через Смоленщину свои прозрачные воды речка Угра. Тихий шелест травы, неповторимый аромат цветущего сада, девушка, с надеждой и тоской смотрящая вдаль с крутого берега – быть может, именно такая картина однажды предстала взору молодого поэта Михаила Исаковского, а в голову сразу пришли строки:

«…Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой…»

Написанное четверостишье едва не отправили в «долгий ящик». И не познакомь весенним днём журналист Василий Регинин в редакции газеты «Правда» Михаила Васильевича Исаковского с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, мы бы, наверное, так и не стали обладателями всемирно известного шедевра. В 1936 Блантер настоял на скорейшем написании продолжения стихотворения. Поскольку в воздухе тревожно носились предчувствия неминуемой войны, а Красная Армия уже воевала в Испании и у озера Хасан, неспокойная приграничная обстановка не могла остаться без внимания даже в глубоко лирической песне.

Впервые «Катюша» прозвучала 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Между тем, песня быстрее ветра распространялась по стране.

А потом пришла Война. И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями и в другом контексте. Катюша стала и санитаркой, и бойцом, и ждущей с победой солдата, и партизанкой.

Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных миномётов БМ-8 и БМ-13. На применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой находилась маркировка «КАТ» – «Костикова автоматический термитный».

«Привет от Катюши», – приговаривали бойцы. И привет был столь горячий, а песенный образ столь ярким, что имя девушки моментально заменило казённую аббревиатуру.

А вот выдержка из воспоминаний солдата, воевавшего под Ленинградом, когда до противника было всего 700-800 метров: «В ясную погоду оттуда доносились звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть, долетала песня „майн Гретхен“. А однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном: „Рус Иван, спой Катьюшу!“. Немцам, видать, эта песня хорошо запомнилась, потому что мы её частенько пели.  Давайте мы её и послушаем, а, может, даже и подпоём!

Звучит песня «Катюша» и демонстрируется клип.

Слайд 16.

1418 дней длилась война, долгих и тяжёлых дней и ночей. Не описать словами, не сыграть ни на одном музыкальном инструменте все тяготы и горе людей, переживших эту войну. Но настало время ПОБЕДЫ!

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без неё сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.

Слайд 17. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, её даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слёз. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен и стал гимном Великой Победы!

Звучит песня «День Победы» и демонстрируется клип.

Дорогие ребята! Сегодня мы вспомнили лишь малую часть песен о Великой Отечественной войне. Но песни тех далёких лет мы поём и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Слайд 18. Песни Великой Отечественной войны стали памятником великого Мужества. В них запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет. Слова этих песен рождены войной. Благодаря им, мы будем помнить, какой ценой завоёвано наше счастье - жить на этой прекрасной Земле. Их пели, поют, и будут петь.

В знак благодарности и памяти всем павшим на полях сражений объявляется минута молчания!

Слайд 19.

Клип «Самая лучшая песня о войне».

Искренняя благодарность всем, кто принял участие в нашем мероприятии. Всем нам счастья, добра и главное – мира!

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы "Песни военных лет"

Автор: Мельникова Ирина Анатольевна

Дата: 10.05.2018

Номер свидетельства: 469019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства