Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "холокост"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рыбновская средняя школа №4
Методическая разработка классного часа на тему:
«Холокост: это не должно повториться».
Разработала: учитель истории и обществознания
Киселева Мария Александровна.
Место работы: МБОУ РСШ №4
2021г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………………...2
Цель и задачи……………………………………………………………….3
Планируемые результаты учебной деятельности………………………...4
Ход мероприятия………………………………………………………..5-11
Заключение………………………………………………………………..12
Список используемой литературы……………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Актуальность программы определяется реалиями современного мира, для которого характерны усиление ксенофобии, национализма. В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, так и для полиэтнической России.
Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков – важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах Северной и Южной Америки, в Японии. До 1991 года в нашей стране практически ничего не знали о Холокосте, а сейчас тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники истории. Безусловно, тема эта не является легкой. Необходима специальная подготовка учителя: содержательная, психологическая, эмоциональная.
Сохранение исторической памяти является очень важной проблемой, особенно сегодня, когда отдельные государства проводят ревизию истории, ставят под сомнение решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма, а также события и ужас Холокоста. Важным доводом в пользу изучения Холокоста – необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью данной методической разработки является повышение общего уровня толерантности, выяснение в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.
Задачи:
Образовательная:
- на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;
Развивающая:
- создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;
Воспитательная:
- создать условия для формирования личностных УУД
- создать предпосылки к воспитанию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты.
По окончании урока, ученики смогут задуматься о личной ответственности за свои поступки, о чувствах других людей; соотносить поступок с моральной нормой; проявлять понимание и уважение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.
Метапредметные результаты.
Ученики смогут вести диалог по теме урока; давать оценку событиям, действиям; выводить умозаключение, делать анализ событий и фактов.
Предметные результаты.
Ученики смогут: использовать знания об истории и культуры своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни; применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества в целом; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.
Формирование УУД:
Личностные действия: умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (КЛАССНОГО ЧАСА).
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Осуществляемые
действия
Формируемые способы деятельности
Организационный момент (1-2 минуты).
Информация о готовности класса и отсутствующих
Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по местам.
Личностные действия:
1. умение слушать.
2. Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Актуализация знаний
(4-5 минут)
Сегодня наше занятие посвящено памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.
Сегодня наше государство защищает, охраняет права детей, действуют программы защиты детства. Но были в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней, испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда. Особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост. Холокост — слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.
Мы говорим о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других и только потому, что он принадлежали к другой нации, религии.
6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.
Наши задачи – сегодня попытаться ответить на вопросы:
что такое Холокост?
каковы его уроки?
почему стала возможна эта трагедия?
что значит – «помнить и никогда забывать»?
Слушают
Познавательные действия:
Общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Личностные действия:
1. Умение слушать.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)
Холокост ( из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.
В период 1933-1945 годов пострадали миллионы ни в чем не повинных ребятишек разных национальностей и вероисповеданий3.
Гитлер был помешан на чистоте арийской расы, поэтому он организовал специальную программу по борьбе за ее очищение. Дети евреев и цыган уничтожались в первую очередь, поскольку они считались опасными для Германии. Истреблению также подвергались физически и умственно неполноценные ребята из захваченных территорий СССР, Польши и самой Германии. Холокост детей затронул многие семьи, в концлагеря попадали как сироты, так и ребята, насильно отнятые у родителей.
Всех жертв можно разделить на несколько групп2:
дети от 12 лет использовались в качестве рабочей силы и для медицинских экспериментов;
уничтоженные новорожденные;
дети, убитые сразу по прибытии в концлагеря;
рожденные в лагерях смерти и гетто, которым удалось спастись благодаря людям, укрывшим их от нацистов.
Отношение нацистов к детям.
В гетто несчастные умирали чаще всего от болезней и голода. Нацистов это мало беспокоило, поскольку малыши для них особой ценности не имели, в большинстве случаев их уничтожали вместе с инвалидами и стариками в первую очередь. Дети Холокоста старше 12 лет использовались в качестве рабочей силы, но условия были такими, что они долго не выдерживали. Немощных нацисты отправляли в газовые камеры, расстреливали или просто оставляли умирать в муках. Холокост детей стал позором для всей нации, немцы до сих пор не могут очиститься перед общественностью за те страшные деяния. Судьбой малышей, как правило, распоряжался юденрат, по его распоряжению ребята депортировались в лагеря смерти.
Выжившие дети .
Светловолосым, голубоглазым ребятам со светлой кожей повезло больше, их отнимали у родителей, но не убивали, а отправляли на воспитание в «расово полноценные» немецкие семьи, поскольку такая внешность являлась «арийской». Холокост детей не затронул тысячи маленьких евреев, которые были депортированы из Германии и оккупированных нацистами стран программой «Киндертранспорт». Были и отважные люди, которые соглашались спрятать под своим кровом несчастных. Многие дети нашли приют в Бельгии, Италии, во Франции их прятали у себя монахини, католические священники, протестантские семьи.
Слушают.
Записывают тему в тетрадь.
Записывают определение.
Регулятивные:
1.Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
Коммуникативные:
1. Постановка вопросов.
Познавательные:
Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
Первичное закрепление
(4-5 минут)
Какая судьба ожидала детей, которые родились в лагерях смерти?
Кто были жертвами преступлений?
Как в документах описано отношение к детям?
Отвечают на вопросы
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
27 января, по решению ООН, во всем мире отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста. В 1945г. в этот день Советская Армия освободила крупнейший из нацистских концентрационных лагерей — Освенцим (Аушвиц-Биркенау)2.
Холокост – это преступление, которое, по мнению
большинства людей, необходимо понять и изучить.
Почему нужно понять и изучить?
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Чтоб такое больше никогда не произошло.
Чтоб не было воин, чтоб не погибали люди.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.
В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.
- Что такое Холокост?
это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.
Познавательные УУД
1. Обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1.Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения
Каковы его уроки?
эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.
Что значит “помнить, и никогда не забывать”
это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.
Глядя на наше вчера, мы думаем о будущем. Самое дорогое у нас - жизнь. Ее нужно беречь5. Фашизм, насилие и войны должны уйти, оставшись лишь в книгах о прошлом.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. Он установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).
В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма»4.
Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". И. Бауэра
Памятники жертвам Холокоста и Геноцида установлены во многих странах мира.
«Никогда больше» - 1-й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства.
Вам жить, строить мир в XXI в. Мы должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Г.В.Клокова “История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), М.НПЦ “Холокост”, 1995 г.
Хрестоматия для учащихся «Русская литература о Холокосте», Москва: 2014
В. Гроссман, И. Эренбург, В. Иванов, Л.Сейфуллина, В. Каверин и др., Документальные материалы «Черной книги».
Леонид Коваль. «Книга спасения», Латвия. 2015
МакКарти Дж., Керен Д., Моррис Дж., МакВэй К. 66 вопросов и ответов о Холокосте