kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного занятия "Чернобыльская трагедия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Город Чернобыль является административным центром по управлению отчуждёнными в 1986 году радиационно-опасными территориями. Чрезвычайное решение об отчуждении земель было вызвано значительным радиоактивным загрязнением территорий, прилегающих к АЭС.

Согласно дозиметру уровень загрязнения в пределах нормы, фото 2010 года

В городе базируются основные предприятия, занятые на работах по поддержанию зоны в экологически-безопасном состоянии. В том числе предприятия, контролирующие радиационное состояние 30-км зоны отчуждения — контролируется содержание радионуклидов в воде реки Припяти и её притоках, а также в воздухе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного занятия "Чернобыльская трагедия" »

Занятие – презентация: «Чернобыль – атомная трагедия».

Ни одно событие после Второй мировой войны
не задело за живое столько людей в Европе, 
как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС”.
“Таймс”, апрель 1987 года

Цель: формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий чернобыльской аварии.

Задачи.

1. Способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

2. Развивать мышление, внимание, память, духовно-нравственные чувства: чувства сострадания.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любви к природе.

Оборудование: иллюстрации.

Ход

Воспитатель: Человеку для существования нужна энергия, и мы получаем ее с пищей и при дыхании. Современной цивилизации энергия требуется для производства. В древности использовалась мускульная сила человека и животных, энергия горения топлива, энергия движущейся воды и воздуха — в водяных и ветряных мельницах, в парусном флоте.

Сейчас для промышленности, сельского хозяйства и для комфорта в быту необходимо огромное количество электрической энергии. Она производится, в основном, на крупных электростанциях. Электростанции используют разные источники энергии и, к сожалению, часто создают большие проблемы для окружающей среды и здоровья людей.

Аварии на атомных электростанциях могут оказать влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Кроме того, аварии на атомных электростанциях имеют долговременные последствия (несколько десятков тысяч лет).

Мы знали, с атомом не шутят, (Слайд 2. Презентация)
В коварстве равных ему нет.
Такие вихри в мире крутит,
Что гибнет жизнь и застит свет.

Сегодня мы посвятим наш классный час одной из самых страшных техногенных катастроф XX века – аварии на Чернобыльской АЭС (слайд 3).

Воспитатель: 28 лет назад, в ночь с 25-го на 26 апреля 1986 года, на атомной электростанции, расположенной недалеко от города Чернобыль, в 130 км от столицы Украины Киева, произошла одна из крупнейших в мире промышленных аварий (слайд 4).

Ядерный реактор четвертого энергоблока атомной станции вышел из-под контроля, взорвался и загорелся (слайд 5, 6).

Очевидцы рассказывали, что примерно в 1 час 24 минуты в ночь на 26 апреля раздались два взрыва. Над крышей четвертого энергоблока взлетели горящие куски графита, искры. Часть из них упала на крышу машинного зала и вызвала пожар здания.

В результате пожара огромное количество смертоносных радиоактивных веществ, находившихся в реакторе, попало в окружающую среду. Они были разнесены ветрами на многие сотни тысяч километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества попадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения.

 (слайд 7): Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России, так как Чернобыльская атомная электростанция находилась недалеко от места пересечения границ трех стран. Около 70% выброшенных радиоактивных веществ выпало на Беларусь. На Украине заражено 4,8% территории, в России — 0,5%.

Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что ее последствия можно найти в любой точке Земли.

По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля — в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая — во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая — в Израиле, Кувейте, Турции...

Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая — в Китае, 5-го — в Индии, 5 и 6 мая — в США и Канаде.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира...

Предполагаемые причины аварии (слайд 8):

  • реактор был неправильно спроектирован и опасен;

  • персонал не был проинформирован об опасностях;

  • персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

  • отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.

Воспитатель: Днепровская Припять … места Красивейшие на удивление.

До того рокового дня 26 апреля они были местом отдыха тысяч людей... Сюда всегда так стремились горожане! В этом благословенном уголке тихого украинского полесья, грибы “косой косили”, рыбу ловили на “пустой крючок”, из-под ног брызгала Красным соком земляника. Но кто знал тогда о Чернобыле? (Слайд 9, 10)

Теперь о Чернобыле знают во всем мире. Реку спасали. Главным было не дать радиации попасть в воду. Не допустить возможности разноса по Припяти и Днепру страшной и невидимой смерти. И только те, кто был связан с этой труднейшей работой, появлялись на речных берегах. А вот яблоки, дары садов чернобыля, срывать не решались.

Эти фрукты несли беду. Радиоактивная пыль осела на листьях и плодах. Так и остался урожай не убранным...

Чернобыль — это трагедия. (Слайд 11)

По отношению к ней можно оценивать человека, ведь чернобыль — это суровая проверка человечества на солидарность, на умение сочувствовать чужой беде, тем более что ядерная авария не считается с границами. Почему взорвался реактор, почему произошло то, что не должно было произойти даже в случае самых невероятных вероятностей? Почему это произошло именно здесь, в Припяти, в молодом городе, где детишек рождалось в несколько раз больше, чем в других городах Украины? За две ночи и полтора дня Припять узнала каждого своего жителя. Сегодня Припять уже может сказать, что на десять тысяч ее людей приходилось по одному трусу. Этих, последних, она тоже узнала в эти дни. Ситуация высветила каждого. Высветила бескомпромиссно и навсегда. Припять не поддалась панике.

1

Апрель. Чернобыль. Припять. Ночь.
АЭС. Взорвавшийся реактор.
Летит к чертям собачьим прочь
Прогресс и этот самый “фактор”. (Слайд 12)

Воспитатель.

В ночь на 26 апреля 1986 года при проведении проектных испытаний на

4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошли два мощных взрыва. Они повлекли за собой разрушения части реакторного блока и машинного зала, возникновение пожара, выброс в атмосферу радиоактивных веществ и загрязнение значительных территорий Украины, Беларуси и России. (Слайд 13, 14)

2

Столб света – смертный в небе след.
Ужели нет достойной силы,
Чтоб встать могла и крикнуть “нет”
Разбушевавшейся стихии?
Страна предмайская спала,
Министр ворочался в постели…
А на АЭС беда звала - 
Машины красные летели… (Слайд 15)

Воспитатель.

Испытанием на прочность можно назвать аварию и пожар, произошедшие 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Пожарные, презрев радиационную опасность, тушили разлетевшийся горящий графит и кровлю здания взорвавшегося атомного реактора. Ценой собственных жизней они уменьшили размеры трагедии. (Слайд 16, 17, 18)

3

…Глядят с газетного листа
Почти в упор живые лица.
Они погибли, чтоб беда
Вновь не сумела повториться.

Вашук, Тишура, Кибенок,
Тытёнок, Игнатенко, Правик.
И в горле горьких слёз комок,
И болью сердце ранит память. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)

Воспитатель.

В 1.30 к месту аварии прибыл дежурный караул во главе с начальником караула Войсковой пожарной части лейтенантом Владимиром Правиком (слайд 25).

Собственно говоря, это были всего-навсего 12 пожарных на трёх автомобилях.

Лейтенант Правик за две минуты правильно оценил обстановку и решил передать “№3” - сигнал высшего уровня опасности и общей тревоги для пожарных.

4

Я не раз и не два и не двадцать
Cлышал, как посылают на смерть,
Cлышал, как на приказ собираться
Отвечают коротеньким “Есть!”
“Есть!” в ушах односложно звучало,
Долгим эхом звучало в ушах,
Подводило черту и кончало:
Человек делал шаг…

Воспитатель.

Начальник военизированной пожарной части №2 по охране Чернобыльской АЭС майор Леонид Телятников был в отпуске. Но он прибыл на место чрезвычайной ситуации и взял на себя командование через 21 минуту после момента срабатывания сигнализации (слайд 26).

5

“Хочу опять вернуться в строй” -
Побрит под нуль, как новобранец,
Майор Телятников. Герой !
От павших – нам, живым, посланец.
Слезами горю не помочь,
Слезами горя не оплакать.
А мы могли б в такую ночь
Пойти в последнюю атаку?..

Воспитатель.

На 70-метровой высоте реакторного корпуса ситуация складывалась особенно драматично. Ядовитый дым от пылающих блоков стелился над всей площадью пожара. (Слайд 27, 28)

Самым страшным испытанием при борьбе с огнём стало расплавленное битумное перекрытие машинного зала. Вступая в расплавленный битум, пожарные ногами затаптывали небольшие костерки. Кипящая масса заливала ноги, а затем кожа слезала вместе с сапогами. То были страшные ожоги. И это всё на фоне мощнейшей радиации. Но пожарные не отступили. (Слайд 29)

6

Ты должен сам себе помочь:
Огонь – поднимет, иль отставит…
В глазах чернобыльская ночь.
В душе зовущий к бою Правик.

Воспитатель.

Среди тридцати человек, погибших непосредственно во время борьбы с огнём и угрозой атомного взрыва, - шестеро пожарных. Они не оглядывались, не отступали, не прятались за чужие спины. В самом пекле катастрофы выполняли свои обязанности до последнего вздоха.

А сколько ещё таких же смелых и честных, мужественных и бескорыстных посчитали своим долгом быть там, среди ликвидаторов последствий аварии?! (Слайд 30)

Да, если бы не героизм персонала станции, пожарных, ликвидаторов аварии, отдавших свои жизни, последствия были бы намного страшнее. Кроме персонала АЭС, пожарных и ликвидаторов радиационному воздействию подверглись жители Белоруссии, Украины и других стран. (Слайд 31)

Сразу после аварии из 30-километровой зоны вокруг станции было эвакуировано около 90 тыс. человек. Из Гомельской области Белоруссии – 17 тыс. человек. Но не все понимали опасность радиации, её воздействие на человека, животных.

Большие дозы радиации приводят к смерти. Именно такую мучительную смерть от радиации приняли многие участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Первыми из них были герои-пожарные, тушившие горящий реактор сразу после взрыва. Большинство из них умерло в течение следующих 14 дней.

7

За всё прекрасное земное,
За мир, в котором я дышу,-
Не только гениям, героям
Я благодарность приношу.

Вам – безымянным, неизвестным,
Чья не отмечена судьба,
Вам, кто в своём безвестье честно
Был у реактора тогда.

За вашу смелую работу
Примите мой поклон земной,
Спасибо вам за тот нелёгкий
У смерти выигранный бой!

В той или иной степени радиация оказывает воздействие на всех жителей Земли. Непосредственно через работу в “зоне” по ликвидации последствий аварии и через загрязненные территории прошло около 600 тысяч человек.

Трагедию людей — сотен тысяч жертв аварии невозможно передать. Можно их послушать, попытаться понять, что же это такое “Чернобыль”. Послушайте малую часть воспоминаний людей, чья жизнь была опалена страшным атомным огнем.

Первыми на горящую АЭС прибыли пожарные из города Припять (слайд 32).

Многие из них получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью, от лучевой болезни.



 Сегодня, спустя 28 лет, мы говорим об уроках Чернобыльской катастрофы. (Слайд 33, 34, 35)

Во-первых, “Чернобыльская катастрофа, несомненно, является самым ужасным событием в истории цивилизации. В результате нее пострадало все человечество”.

Последствия аварии глобальны и ужасны (слайд 36, 37, 38, 39, 40).

Глобальны, потому что радиоактивные вещества из взорвавшегося реактора были разнесены по всей планете (слайд 41, 42, 43, 44).

Ужасны, потому что огромное количество людей подверглось облучению.

Во-вторых, нельзя полагаться на технику, какой бы надежной она не казалась (слайд 45, 46, 47, 48, 49).

В-третьих, к сожалению, многие долгоживущие радиоактивные элементы, выброшенные 20 лет назад из взорвавшегося реактора, до сих пор находятся в окружающей среде, переносятся потоками воздуха и воды и представляют опасность для здоровья жителей Земли (слайд 50, 51, 52, 53, 54, 55).

Поэтому люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы, никогда больше не повторялись (слайд 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63).

Итог.

О чем мы сегодня говорили?

Когда произошла Чернобыльская трагедия и где?

Кто первым прибыл на место аварии?

К чему приводят большие дозы радиации?

Почему мы должны помнить о Чернобыле?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеклассного занятия "Чернобыльская трагедия"

Автор: Синявцева Светлана Анатольевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства