kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа с элементами игры - практикума « За чистоту русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  классный  час  был  разработан  и  проведён в рамках  городского семинара  на  тему "Система  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних".  Мероприятие  направлено на формирование  навыков здорового  образа  жизни,  культуры речи,  эстетического вкуса,  культуры поведения, развитие  умения  работать в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа с элементами игры - практикума « За чистоту русского языка» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №56» г. Курска













Классный час

с элементами игры-практикума

«За чистоту русского языка»











Классный руководитель 8 «А»

Лысенкова Н.В.

Классный руководитель 8 «Б»

Костина Л.С.











г. Курск – 2013.



Классный час с элементами игры-практикума

Тема: «За чистоту русского языка»

Цели:

Формирование навыков здорового образа жизни.

Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Развить умение работать в группах.

Задачи:

Расширить знания учащихся о вредных привычках.

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Привить ребятам вкус к овладению посильными приёмами самостоятельной работы над языком;

погрузить их в поисково – творческую работу;

углубить познания о языке;

повысить культуру речевого общения;

обогатить речь учащихся.

Подготовительная работа:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 8 – х классов: «Твое отношение к сквернословию»

  2. Оформить плакаты, отражающие данную проблему:

«Сквернословие вредит здоровью»

« Здоров будешь – все добудешь»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Умейте же беречь бесценный дар наш – речь!»

«Речь - это показатель ума» (Сенека).

Оборудование: компьютер, экран, проектор, плакаты о родном языке.


Содержание:

1.Сценка «За чистоту русского языка».

2.Практикум: «Собери пословицы», «Конкурс толмачей», «Говори правильно», «Непрошенные гости».

3. Проблемы засорения русского языка: Жаргонизмы. Просмотр виодеоролика из киножурнала «Ералаш»: «Почему мы так говорим?»

Нецензурная лексика. Выступления учеников на тему «Сквернословие и здоровье».

4. Результаты анкетирования. Игра «Скажи ласковые слова».

5.Творческая работа. Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?» Составление антирекламы сквернословия.

6. Подведение итогов. Вручение памятки «Правила для говорящего».



Ход классного часа.

Слово учителя:

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о выразительности русского языка и о том, что засоряет его - о вреде сквернословия. Но прежде чем мы перейдем к игре-практикуму, давайте в качестве эпиграфа послушаем выступления ребят.

Сценка «За чистоту русского языка».

1-й: Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й: Нам сказки читали и песенки пели,

Когда мы лежали еще в колыбели.

А в школе мы с первых страниц букваря

Учились читать с буквы А и до Я.

3-й: Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

1-й: Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударение, это несложно.

Досуг, а не досуг, звонит, а не звонит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Таможня, ходатайство и каталог –

Запомни и выучи их назубок.

2-й: Меня так колбасит, тебе параллельно!

Откинешь копыта! Да, случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

3-й: Но это цветочки, скажу по секрету.

А ягодки рядышком, а не где-то.

Такое, порой, вылетает, ребята…

Ругательства и непристойные маты!

1-й: Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

2-й: Ребята, ведь это всего лишь бравада!

3-й: На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.



А. Н. Толстой о русском языке сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».

Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним речевые обороты, которые сложились в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным.

Мудрость народа отразилась в пословицах и поговорках. Они, как сверкающие вкрапления, украшают нашу речь. Недаром говорится: «Пословица не на ветер молвится». А.М.Горький справедливо говорил: «Пословицы…краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

Ребята, вспомните и составьте по двум данным словам поговорки и пословицы.

Мы с вами в игровой форме поупражняемся правильно произносить слова, вспомним пословицы, поговорки и афоризмы, которые украшают нашу речь. Желаю вам продемонстрировать свои знания, проявить смекалку и сообразительность.

Игра-практикум.

1.Задания: «Собери пословицы».

1) составьте по двум данным словам поговорки и пословицы.

Дело – смело

Труд – пруд

Болит – говорит

Коса – камень

Перо – топор

Время – потеха

Шило – мешок

Лес – щепки

синица – журавль

Слово – воробей

Вода – брод

телега – сани

2)Подберите к началу подходящее продолжение, чтобы получилась полная пословица.

На словах и так, и сяк…(а на деле никак).

На словах города берет…(а на деле ни шагу вперёд).

Не храбрись словом…(покажи делом).

Щедр на слова…(да скуп на деле).

2. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, красочной! Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. Перейдем к следующему конкурсу. Конкурс толмачей.

Задание: подобрать фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

Дальний родственник – седьмая вода на киселе.

Ещё молод и неопытен – молоко на губах не обсохло.

Очень умный – 7 пядей во лбу.

Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.

Бесследно пропасть – как в воду канул.

Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды.

Трудное начало – лиха беда начать.

3. Говори правильно. Бесспорно, фразеологизмы делают нашу речь богаче, помогают образнее выражать свои мысли. Но представить себе грамотного человека без умения верно произносить слова, то есть не ошибаться в постановке ударения, тоже невозможно.

Мой дядя выяснял лет сорок

И всё же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней –

творог?!

Задания: Расставьте ударение в следующих словах:

Звонит, красивее, каталог, торты , жалюзи, договор, квартал, облегчить, скольких, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр.

4. Но проблема чистоты языка связана не только с ударением! «Первым и чуть ли не важнейшим недугом русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам» - писал К.И.Чуковский несколько десятилетий назад. Одна из проблем чистоты языка и в наше время – это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей. Заимствование слов – это совершенно естественный языковой процесс, но с «чужеземными словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум и невпопад. Перейдём к следующему заданию нашего практикума.

Конкурс «Непрошенные гости».

Задание: записать рядом со словами иностранного происхождения отечественные слова – синонимы.

Валюта – деньги.

Карцер – тюрьма.

Менеджмент – управление.

Наркоз – обезболивание.

Шоу – зрелище, представление.

Коммерция – торговля.

Рэкет – шантаж.

Презентация – представление.

Ностальгия – тоска.

Проблемы засорения русского языка.

Итак, наша речь подвержена разнообразным влияниям, в том числе оскуднению и засорению. А в последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями.

Наш родной язык, по словам Н.В.Гоголя, есть сам по себе поэт, ведь в нём « что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…». Поэтому так неприятно режет слух грубая жаргонная лексика. Почему же мы так говорим?

Просмотр видеоролика из киножурнала «Ералаш». «Почему мы так говорим?» (автор Лион Измайлов. HЕHУЖHЫЕ СЛОВЕЧКИ. Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.).

Жаргонизмы.

Во – первых, наблюдается использование жаргонизмов не только в молодёжной среде, но и в средствах массовой информации.

Во – вторых, одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её словами – паразитами: «как бы», «значит», «типа того», «в смысле», «ну – у».

Вот некоторые из них:

Тормоз – глупый; клёвый – хороший; оторваться – веселиться; предки – родители; прикинь – представь; наезжать – приставать; не базарь – не говори; не гони – не обманывай; в смысле – как понять; оттянуться – отдохнуть; несданный экзамен – хвост; голова – кумпол; телевизор – телек; домашка – домашнее задание; уйти – слинять; за бугром – за границей; тачка – машина; тащусь – восхищаюсь; ящик – телевизор.

«Употребление жаргонной лексики ,- пишет языковед Л. И. Скворцов, - засоряет и огрубляет разговорную речь".

Засорению разговорной лексики способствует также и использование нецензурных слов и выражений. А сейчас мы послушаем несколько выступлений учащихся на тему: «Сквернословие и здоровье».

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

Выступление 1 ученика:

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Выступление 2 ученика:

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Выступление 3 ученика:

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген.

И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же исцеляли больных.

Слово учителя: Давайте проведем тоже небольшой эксперимент. Произнесите ласковые, приятные слова своим одноклассникам. Когда слышишь приветливые слова, сказанные с улыбкой на лице, то сразу становится теплее.

Игра «Скажи ласковые слова».

К. И. Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

Ребята, а вас волнует проблема чистого языка? А как вы думаете, почему молодежь употребляет нецензурные слова? (Результаты анкетирования).

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

3. Как часто ты произносишь эти слова?

4. В каких ситуациях это происходит?

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто, как речевой мусор, но и как нарушение правил хорошего тона. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Давайте составим памятку «Как избавиться от сквернословия?»

Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх: перестать ругаться самому,

  1. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

  2. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

  3. читать русскую классическую литературу;

  4. запоминать стихотворения, афоризмы.



Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон (цветок такой) ». И кому-то это помогало.

Составление антирекламы сквернословия.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе.

-Слова нецензурные слух режут!

Их слышать будем все реже и реже!

-Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч, и велик!

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Заключительное слово.

Итак, сегодня мы с вами обсудили такую серьёзную проблему, как сохранение нашей прекрасной русской речи.

Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. « Русский язык в его классической чистоте, говорит писатель Вячеслав Пьецух, - это наша последняя фамильная драгоценность… Если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам.»



Подведение итогов

Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. (Всем участникам классного часа вручаются памятки).



Правила для говорящего.

-Осторожно обращайтесь со словом. «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь» (В.И.Даль).

-Хорошо продумывай свою будущую речь. «Не допускай, чтобы язык забегал впереди ума».. (Хилон).

-Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией. «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях» (Ф.Честерфилд).




Постарайтесь запомнить эти правила и следовать им в общении с людьми. Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Желаем вам научиться обращаться со словом, помнить всегда, что слово должно жить прежде всего в нашей душе, а уже потом на языке.





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка классного часа с элементами игры - практикума « За чистоту русского языка»

Автор: Костина Лилия Сергеевна, Лысенкова Надежда Васильевна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства