Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя с социальными партнёрами.»
Работа с социальными партнёрами.
Экскурсия учащихся 9 – х классов
на прядильно – ткацкую фабрику.
Цель экскурсии: активизация учащихся по проблеме профессионального
самоопределения с привлечением социального партнёра.
Задачи:
Образовательные - ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции; сформировать представление о современном производстве и современном рабочем.
Развивающие – расширить кругозор учащихся, способность к анализу, а также внимательность, наблюдательность, интерес к истории предприятия, находящимся на территории села.
Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к труду.
Профориентационные – ознакомить учащихся с содержанием труда работников фабрики, потребностью в кадрах, с рабочими специальностями.
Участники экскурсии: учащиеся 9 -х классов, социальные партнёры в лице Корниловой Н. А. – специалиста отдела кадров, Доброхотовой Т.И. – начальника прядильного производства, Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха, Шангараева Г.М.- начальник ткацкого производства
Методики, технологии, формы работы:
лекция
беседа:
работа с проспектами, буклетами.
групповая работа (для составления профессиограмм)
Оборудование:
Производственные станки и механизмы;
информативный материал,
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся;
- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся;
Подготовительный этап экскурсии:
Заключение договора с социальным партнёром, в лице руководителями предприятия, о проведении экскурсии.
Составление учителем и руководителем предприятия экскурсионного маршрута, маршрутного листа (см приложение 1)
Подготовка инициативной группой учащихся информации об истории предприятия в форме буклета.
Ход экскурсии.
Вводная часть - беседа.
Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области, важности и престижности рабочих специальностей.
(См. приложение 2)
Рассказ инициативной группы об истории предприятия.
Подготовленный учащимися буклет(См. приложение 3)
Ответы на вопросы учащихся специалиста отдела кадров
Задания для учащихся (руководитель экскурсии)
- Вам предстоит составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии по плану:
Профессия _____________
Характеристика профессии (содержание деятельности, орудия и средства труда, ответственность, условия труда)
Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
Медицинские противопоказания.
Требования к профессиональной подготовке.
Пути получения профессии.
Родственные профессии (специальности)
Учитель раздаёт учащимся план написания профессиограммы.
- Разделитесь на группы по 3 – 4 человека. Ознакомьтесь с планом написания профессиограммы и уберите листки, это будет домашнее задание.
IVПроведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии (соблюдение дисциплины, не отрываться от группы, ничего не трогать и ни к чему не прикасаться без разрешения в связи с повышенной опасностью производственных процессов).
V. Основная часть экскурсии.
Рассказ и показ учащимся пути изготовления пряжи – от хлопка до готовой продукции
Экскурсоводы показывают учащимся цеха, их оборудование, материалы, технологический процесс получаемой продукции (бязь, миткаль, марля)
Учащиеся знакомятся с содержанием труда разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.
Прядильное производство.
Доброхотова Т.И. – начальник прядильного производства,
На предприятие поступает натуральное текстильное волокна -
хлопок
Сначала хлопок спрессованным в кипы, разрыхляют, т. е. разделяют на мелкие клочки. При разрыхлении и трепании волокно много раз перемешивается.
Машина – кипоразборщик.
(Профессия – поммастер сортировочного отдела)
Дальше массу хлопка разделяют на отдельные волокна, окончательно очищают их, распрямляют и располагают параллельно друг другу. Эту сложную работу выполняют на чесальных машинах. Материал пропускают между быстро вращающимся барабаном и медленно вращающимися шляпками. Чтобы получить самую гладкую, тонкую, особо прочную пряжу, волокна прочесывают специальными гребнями. Короткие волокна и примеси при этом не удерживаются в зажимах и вычесываются.
Чёсальная машина Ленточная машина
(Профессия – чёсальщица) (Профессия – ленточница)
Ленту выравнивают по толщине на ленточных, затем на ровничных машинах ее вытягивают и слегка подкручивают для упрочнения тонкой нити.
И, наконец, на прядильных машинах из ровницы получают пряжу. Ровница вытягивается, скручивается и наматывается одновременно.
Старая прядильная машина
(Профессия – прядильщик)
Есть также пневмомеханические прядильные машин, на которых прядение производится прямо из ленты (без ровницы). Они работают в 3–3,5 раза быстрее, чем обычные.
Новая прядильная машина
(Профессия – прядильщик)
Ткацкое производство.
Хайрхуа Е.С. – начальник приготовительного ткацкого цеха,
Ткачество – технологический процесс изготовления тканей.
Пришедшая из прядильного в ткацкое производство пряжа проходит через определенные технологические переходы, перед тем как ей суждено превратиться в готовое текстильное изделие:
бязь
миткаль
марля.
Именно эту продукцию выпускает фабрика.
В мотальном цехе идёт перематывание — переработка пряжу с прядильных початков на конические бобины Перематывание — осуществляется для того чтобы получить паковку с большой длиной пряжи.
Мотальный цех
(Профессия – мотальщица)
В сновальном цехе— из ставки бобин получают партию сновальных валиков.
Сновальный цех
(Профессия – сновальщица)
Шлихтование - в процессе шлихтования пряжа пропитывается специальным составом — шлихтой, в результате чего становится стойкой к истиранию и более прочной на разрыв.
Шлихтовальная машина
(Профессия – шлихтовальщик)
Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства.
Образование ткани на ткацком станке У опушки ткани нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань и навивается на товарный валик
Ткацкий станок.
(Профессия – ткач)
VI. Заключительная часть - беседа специалиста отдела кадров, учителя со школьниками.
1. Какое предприятие вы сегодня посетили?
2. Какую продукцию оно выпускает?
3. С какими рабочими местами вы ознакомились?
4. Расскажите содержание работы основных профессий: прядильщица, ткачиха,
5.Понравилась ли вам экскурсия?
6.Поделитесь своими впечатлениями об экскурсии
Некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит определиться с будущей профессией.
VII. Домашнее задание.
Составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Экскурсионный маршрут на прядильно – ткацкую фабрику.
I.Доброхотова Т.И. – начальника прядильного производства:
Приготовительный цех;
Ленточное оборудование
Прядильный цех
II.Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха:
Приготовительный ткацкий цех;
Мотальный цех;
Сновальный цех;
Шлихтовальный отдел.
II.Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства:
Ткацкий цех.
Приложение 2.
Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, важности и престижности рабочих специальностей, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области.
Научно-техническая революция вызвала не только количественный, но и качественный рост рабочего класса. Изменилось не только отношение к труду рабочих, но и общая трудовая активность. Настоящих мастеров своего дела сейчас очень мало, поэтому и труд рабочего хорошо оплачивается.
Все быстрее идет процесс уничтожения существенной разницы между умственным и физическим трудом. У нас немало рабочих, которых с полным основанием можно считать инженерами, и немало тружеников сельского хозяйства, которые по существу являются агрономами. Технический прогресс ведет к повышению роли умственной деятельности в трудовых функциях рабочих большинства профессий.
Наше предприятие играет огромную роль в экономике села, района и всей Ивановской области. Большая доля по выпуску бязи, миткаля, марли принадлежит именно нашей фабрики.
Перед вами открыты различные пути приобретения профессий. Профессиональную подготовку можно получить в профессионально - техническом учебном заведении, непосредственно на предприятии.
Приложение 3.
Буклет «История прядильно – ткацкой фабрики»
Используемая литература.
1.Степаненков Н.К. Профориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн., 2013 год.
2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Москва, 2000 год.
3.Борисов Е.М. Индивидуальность и профессия. М., 1991 год.
4.Климов Е.А. Психология и профессионального самоопределения личности.. Ростов – на – Дону. 1996 год.
5.Меляков Н.И. Хрестоматия по педагогической профориентации. М.,1991 год.
6.Пути развития системы профессиональной ориентации. Сб. научных трудов. М., 1991 год.