kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными детьми на уроказ русского языка и литературы в малокомплектной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 5-8 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми на уроказ русского языка и литературы в малокомплектной школе »

Управление образования Киренского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»







Мастер - класс


Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе











Горбунова Надежда Викторовна -

учитель русского языка и литературы






2013 г.



Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

 Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:

1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.

3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.

4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).

5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.

6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения.

7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.

8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.

9. Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.

11. Отличная память.

12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.

13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

14. Самостоятельность, которая предполагает: а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в) внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.

15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности;

-повышается успеваемость и качество знаний по предмету.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 5-8 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа.

В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников.

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов:

1) Творческих. Например:

- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских. Например:

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

- Доказать, что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть  - надменный являются этимологическими родственниками.

3) Информационных. Например:

- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя архивные документы.

4) Игровых. Например:

- Обработать русскую народную сказку на современный лад.

- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

- Написать сочинение по предложенному началу, рассказ - приключение сказочного героя в современном мире, эссе, составить диафильмы, кроссворды, ребусы.

5) Практико-ориентированных. Например:

- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.

- Выпустить “Словарь диалектных слов Киренского района Иркутской области”.

- Подготовить альманах “Алымовские писатели и поэты”.

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам, с перфокартами.

8. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

9. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. Например: Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош.

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.

10. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

11. Задания исследовательского характера.

1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари. «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например:

*модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)

*сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».


12. Творческие работы.

Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. На уроках русского языка большой популярностью пользуется игра «Запомни - запиши». Условие игры: на столе разложено некоторое количество предметов (ручки, книга, тетрадь, ключи, кнопки и т.д.). Дети на несколько секунд подходят к столу, внимательно смотрят, запоминают. Затем садятся за свои места и по памяти записывают названия предметов. Дополнительные задания, которые с каждым разом усложняются: составить словосочетание, придумать разные по цели высказывания предложения, придумать загадку к одному из предметов, составить связный текст с использованием всех предметов, придумать монолог от имени вещей и т.д..

И вот что получилось: «Жил - был калькулятор, он рассказал мне единственную правду о себе. Я - калькулятор, я верно решаю примеры. Есть и кнопки, и звучанье потому и окончанье. Вот решал примеры я - вот и молодость моя, пришёл конец, и я умру... Вы вставьте батарейку, я снова оживу!» (Захаров Игорь, 7 класс).

Ты его узнал конечно:

В нём оценки все стоят.

Будь ты с ним поосторожней —

Это классная тетрадь. (Журнал) (Костенко Наташа, 6 класс)

Я на память остаюсь,

И в альбоме притаюсь. (Фотография) (Ширяева Юля, 6 класс)

Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся  на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются темой. Например: «Игра - фантазия» - нужно придумать «расшифровки» для следующих слов: ПАРУС, АРБУЗ, СПОРТ и т.д. (например, ПАРУС - политическо - актёрский, российско-украинский сбор (Ширяева Юля), СПОРТ - специальная профессиональная организация русских товарищей (Костенко Наташа), средний постоянный родительский трактат (Аниконова Рита), АРБУЗ - аппликации ребят, бывшие у зрителей (Денисов Максим), альтернативная работа бухгалтера у забора (Бабинцев Алёша)). Записать предложения, в которых все слова были бы на одну и ту же букву, либо на приставку (при-, пре -, раз -, в-). Вот что придумали учащиеся 7 класса: «Ростислав Романович растил репу. Репа росла редко. Ростислав Романович разозлился и рванул репу. Репа рванулась и разорвалась» (Аниконова Рита). «Проснулась перепёлка и пошла прокалывать пирсинг. Пошла к пареньку пирсинщику. Попросила пирсинг. Паренёк приговаривает: «Плохо по перьям пирсинг прокалывать» - но проколол. Перепёлка пошла подругам показывать. Подруги посплетничали, посмеялись, поприкалывалисъ, но посмотрели. Перепёлка приукрасилась» (Ширяева Юля).

13. Конкурсные работы.

Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить  с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных.

Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические не организованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для  формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания  поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.

Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших  воспитанников должны вызывать сочувственное  понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, - в области восприятия произведений истинного искусства. Поскольку нельзя научить писать стихи ни взрослых, ни детей, всё, что в моих силах и что может содействовать развитию ребёнка, его интересов, его творческой деятельности, осуществляю на уроках литературы, а особенно на уроках по развитию речи.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся - всё это создает ту литературную  и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.

Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», причём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают  упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например: «Что можно сделать необычного с обыкновенным ... кирпичом?» Ответы могут быть самыми разнообразными: нарисовать на нём красивую иллюстрацию (Смирнов Лёня), сделать фигуру (Саватеев Максим), положить под голову вместо подушки (Костенко Наташа), вырезать ювелирное украшение (Ширяева Юля), кинуть в кого нибудь (Арбатский Вася, Бабинцев Алёша).

Задание: сочинить стихотворение, используя 4 предмета из предложенных на листке.

Грибы растут, а ёлка - нет.

Её срубили под конец,

Внесли в фарфоровую дверь –

И нарядили как тюлень. (Потапова Катя, 7 класс)

В 7 классе при изучении темы «Древнерусская литература. Повесть временных лет» мы с учащимися познакомились с новым для них жанром - поучение (жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его). При анализе «Поучения Владимира Мономаха» мы выяснили, что поучение состоит из трёх составляющих:

  1. Обращение и зачин.

  2. Три основные проблемы - поучения (может быть и больше).

  3. Концовка - наказ о том, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу.

Используя данный план, учащиеся написали поучения своим родственникам, друзьям, одноклассникам. Результаты мы оформили в сборник «Поучения 7 класса» (Приложение 1).

После уроков ознакомления с творчеством И.С. Тургенева, учащимся было предложено написать стихотворение в прозе. Дополнительно выяснив, что стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме, выражающее чувство автора о происходящих событиях. Например: «На одном вечере двух девочек, которые не должны были участвовать, взяли в команды. Участница одной из команды, хорошо знающая обеих девочек, вдруг крикнула: «Нам первую — она умнее!» Почти никто этого не услышал, но у второй девочки в душе остался плохой осадок. Всё - таки надо думать, прежде чем говорить». (Костенко Наташа). «Встретились два мужчины один был беден, а второй очень богат.

- Я вчера на улице нашёл девочку, привёл её к себе в дом и оставил жить — сказал первый.

- Так у тебя уже и так 10 детей, куда тебе? Я бы ни за что так не сделал -воскликнул второй.

- Ну и что спокойно ответил первый.

- А что ты ей дашь, у тебя ведь ничего нет. Она будет есть похлёбку без соли. Выгони её! — не унимался второй.

- Ну и что. Еда не главное. Главное у неё будет крыша над головой и семья, в

которой все друг друга любят и уважают.

Далеко второму мужчине до первого! (Вострецова Марина)

В 11 классе на уроках литературы большая часть программного материала посвящена литературе Серебряного века. Так как теоретический материал лекционно усваивается учащимися тяжело, то им было предложено выполнить творческую работу по творчеству одного из авторов и защитить её на уроке. Творческая работа - коллаж состоит из: 1 - титульного листа (Ф.И.О. автора, годы жизни, портрет), 2 - краткая биография автора, 3 - любое стихотворение, 4 - анализ этого стихотворения, 5 - рисунок - интерпретация (фотография, картинка) стихотворения (Приложение 2).

Используемые приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и стимулируют потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном  преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно участвовали в районных олимпиад по русскому языку и литературе. В 2010-2011 учебном году – Вострецова Виктория заняла III место в олимпиаде по литературе (Приложение 3). В 2011 году Вострецова В. стала победителем районной научно – практической конференции школьников в гуманитарном направлении с работой «Предвидения и предсказания в русской литературе» (Приложение 4). В литературном конкурсе, посвященном 65-летию со Дня Победы — Вострецова В. заняла 2 место с работой «У каждого была своя война. Фронтовые дороги Вострецова Г.И.» (Приложение 5).

Ежегодно мы с учениками участвуем в районном литературном конкурсе «Проба пера», в конкурсах сочинений. Работы моих учеников печатаются на страницах газеты «Ленские зори», «Лучинка», «Молодежка», несколько работ учащихся вошли в сборник «Лена: литературное творчество детей», выпуск 3, 2008 год. Итогом пятилетней работы в данном направлении можно считать выпуск литературного сборника «Когда мы вместе – нам легко» (Приложение 6).

Работа по развитию творческих способностей учеников направлена не только на выявление «одаренных» детей, но и помогает при подготовке к ЕГЭ. Ребята учатся аргументировать свой ответ, находить нестандартные решения, в стихотворной форме быстрее и прочнее запоминаются правила, орфограммы. В 2010 – 2011 учебном году средний балл по ЕГЭ по русскому языку составил – 59,3 (по району – 56,2), по литературе – 66.

Таким образом, уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы “Одаренные дети”. В сельской местности есть потенциал, значит, и у страны есть будущее.


Приложение 1.







Приложение 2.










Приложение 3.


Приложение 4.

Приложение 5.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Горбунова Надежда Викторовна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства