kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) Кукольный театр «Чародеи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются духовно-нравственные качества, символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) Кукольный театр «Чародеи»»

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МКОУ «СОШ№1»

Протокол№ __________Л.Х.Канимготова. с.п.Шалушка

« » 20 г. ____________Р.Х.Шогенов.








Рабочая программа по внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)



Кукольный театр «Маски »


3 класс











Автор-составитель:Келеметова Д.Б.,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№1»с.п.Нартан

Чегемского района КБР





2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к программе


Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются духовно-нравственные качества, символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль


Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.


Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.


Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.


Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.




Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация театральной деятельности в начальных классах школы.

Занятия проводятся один раз в неделю.





Основные направления работы с детьми


Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.



Программные задачи


  • Развивать чуткость к сценическому искусству.

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

  • Расширять представления детей об окружающей действительности.

  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.

  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

  • Учить действовать на сценической площадке естественно.

  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

  • Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

  • Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

  • Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.

  • Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.

  • Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.

  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

  • Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.

  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

  • Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  • Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

  • Воспитывать зрительскую культуру.





Предполагаемые умения и навыки детей


  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.

  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Планирование работы.


Дата

занятия

Количчасов

Тема занятия

Цель занятия


1

Здравст-вуй,театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».


1

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


1

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Колобок», «Репка».


1

Работа над новым театрализованным представлением «Волк и козлята»

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.


1

Вспомнить и обсудить сценарий представления , распределить роли.


1

Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.


1

Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.


1

Разучивать с детьми текст сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


1

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи


1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


1

Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.


12-13

2

Премьера театрализованного представления «Волк и козлята» с приглашением детей Д.О№2 с.п.Нартан и учащихся начальных классов


14

1

Работа над спектаклем «Мешок яблок»

Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.


15

1

Вспомнить и обсудить сказку «Мешок яблок», распределить роли.


16

1

Выучить с детьми текст сказки. Совершенствовать внимание, память.


17

1

Развивать память, воображение, общение детей.


18

1

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


19

1

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи


20

1

Работа над спектаклем «Мешок яблок»

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


21

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


22

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Учить пользоваться интонациями.


23

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Учить пользоваться интонациями.


24

1

Развивать смелость, сообразительность. Закреплять понятия «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию.


25

1

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.


26

1

Развивать внимание, согласованность действий.


27

1

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.


28

1

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.


29

1

Основы театрал культуры

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Продолжить репетировать эпизоды спектакля в разных составах исполнителей.


30

1


30-31

2


Премьера спектакля «Мешок яблок!» для родителей.

Показ спектакля «Мешок яблок» для детей 1-4 х классов, детей детского сада.





Литература:

Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2007.

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2005.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2009.

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

 






































9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Келеметова Джюлетта Борисовна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства