Просмотр содержимого документа
«"Путь к здоровью"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи изучения предмета
Цели:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи: формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие.
Общая характеристика курса
Основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы, как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
Программа «Путь к здоровью» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различные рода деятельности.
Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путь к здоровью» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Место курса в учебном плане
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 30 мин., рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Срок реализации учебной программы
Срок реализации программы – 4 года.
Ведущие формы и методы технологии обучения
Программа «Путь к здоровью» предполагает обучение на двух основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Формы проведения занятия и виды деятельности
игры
беседы
тесты и анкетирование
круглые столы
школьные конференции
просмотр тематических видеофильмов
экскурсии
дни здоровья, спортивные мероприятия
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
решение ситуационных задач
театрализованные представления, кукольный театр
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Требования к личностным результатам:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путь к здоровью» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Требования к метапредметным результатам:
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путь к здоровью» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Требования к предметным результатам:
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов. Опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путь к здоровью», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
практические
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
3
II
Питание и здоровье
5
3
2
III
Моё здоровье в моих руках
7
3
4
IV
Я в школе и дома
6
3
3
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
VI
Я и моё ближайшее окружение
3
1
2
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
Итого:
33
14
19
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
Введение «Вот мы и в школе» (4 ч)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Дорога к доброму здоровью
Здоровье в порядке- спасибо зарядке
В гостях у «Мойдодыра»
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Питание и здоровье (5 ч)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Культура питания. Приглашаем к чаю
Ю.Тувим «Овощи»
Как и чем мы питаемся
Красный, жёлтый, зелёный
Моё здоровье в моих руках (7 ч)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
Как обезопасить свою жизнь
День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
В здоровом теле здоровый дух
Я в школе и дома (6 ч)
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Мой внешний вид – залог здоровья.
Зрение – это сила
Осанка – это красиво
Весёлые переменки
Здоровье и домашние задания
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
Чтоб забыть про докторов(4 ч)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Хочу остаться здоровым
Вкусные и полезные вкусности
День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Я и моё ближайшее окружение (3 ч)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Вредные и полезные привычки.
Я б в спасатели пошел
«Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Опасности летом (просмотр видео фильма)
Первая доврачебная помощь
Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Чему мы научились за год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
деловые игры
практи-ческие
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе»
4
1
1
2
1.1
Дорога к доброму здоровью
1
1
1.2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке
1
1
1.3
В гостях у Мойдодыра
Кукольный спектакль
К. Чуковский «Мойдодыр»
1
1
1.4
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
1
1
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
1
1
2.2
Культура питания
Приглашаем к чаю
1
1
2.3
Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
1
1
2.4
Как и чем мы питаемся
1
2.5
Красный, жёлтый, зелёный
1
1
III
Моё здоровье в моих руках
7
3
4
3.1
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
1
1
3.2
Полезные и вредные продукты.
1
1
3.3
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
1
1
3.4
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
1
1
3.5
Как обезопасить свою жизнь
1
1
3.6
День здоровья
«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
1
1
3.7
В здоровом теле здоровый дух
1
1
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
Мой внешний вид – залог здоровья
1
1
4.2
Зрение – это сила
1
1
4.3
Осанка – это красиво
1
1
4.4
Весёлые переменки
1
1
4.5
Здоровье и домашние задания
1
1
4.6
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
1
1
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
“Хочу остаться здоровым”.
1
1
5.2
Вкусные и полезные вкусности
1
1
5.3
День здоровья
«Как хорошо здоровым быть»
1
1
5.4
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
1
1
VI
Я и моё ближайшее окружение
3
2
1
6.1
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
1
1
6.2
Вредные и полезные привычки
1
1
6.3
“Я б в спасатели пошел”
1
1
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Опасности летом (просмотр видео фильма)
1
1
7.2
Первая доврачебная помощь
1
1
7.3
Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
1
1
7.4
Чему мы научились за год.
1
1
Итого:
33
15
1
17
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
практические
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
3
II
Питание и здоровье
5
3
2
III
Моё здоровье в моих руках
7
3
2
IV
Я в школе и дома
6
3
3
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
Итого:
34
16
18
СОДЕРЖАНИЕ
2 класс
Введение «Вот мы и в школе» (4 ч)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Что мы знаем о ЗОЖ
По стране «Здоровейке»
В гостях у «Мойдодыра»
Я хозяин своего здоровья
Питание и здоровье (5 ч)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
Культура питания. Этикет.
Спектакль «Я выбираю кашу»
«Что даёт нам море»
Светофор здорового питания
Моё здоровье в моих руках (7 ч)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Сон и его значение для здоровья человека
Закаливание в домашних условиях
День здоровья «Будьте здоровы»
Иммунитет
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Спорт в жизни ребёнка.
Слагаемые здоровья
Я в школе и дома (6 ч)
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Я и мои одноклассники
Почему устают глаза?
Гигиена позвоночника. Сколиоз
Шалости и травмы
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
Умники и умницы
Чтоб забыть про докторов(4 ч)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
С. Преображенский «Огородники»
Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
День здоровья «Самый здоровый класс»
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
Я и моё ближайшее окружение (4 ч)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Мир эмоций и чувств
Вредные привычки
Веснянка»
В мире интересного
«Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Я и опасность.
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
Первая помощь при отравлении
Наши успехи и достижения (итоговый контроль знаний - диагностика)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
деловые игры
практи-ческие
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
2
1.1
Что мы знаем о ЗОЖ
1
1
1.2
По стране Здоровейке
1
1
1.3
В гостях у Мойдодыра
1
1
1.4
Я хозяин своего здоровья
1
1
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
1
1
2.2
Культура питания. Этикет.
1
1
2.3
Спектакль «Я выбираю кашу»
1
1
2.4
«Что даёт нам море»
1
2.5
Светофор здорового питания
1
1
III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
3.1
Сон и его значение для здоровья человека
1
1
3.2
Закаливание в домашних условиях
1
1
3.3
День здоровья
«Будьте здоровы»
1
1
3.4
Иммунитет
1
1
3.5
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
1
3.6
Спорт в жизни ребёнка.
1
1
3.7
Слагаемые здоровья
1
1
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
Я и мои одноклассники
1
1
4.2
Почему устают глаза?
1
1
4.3
Гигиена позвоночника. Сколиоз
1
1
4.4
Шалости и травмы
1
1
4.5
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
1
1
4.6
Умники и умницы
1
1
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
С. Преображенский «Огородники»
1
1
5.2
Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
1
1
5.3
День здоровья
«Самый здоровый класс»
1
1
5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
1
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
6.1
Мир эмоций и чувств.
1
1
6.2
Вредные привычки
1
1
6.3
«Веснянка»
1
1
6.4
В мире интересного
1
1
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Я и опасность.
1
1
7.2
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
1
1
7.3
Первая помощь при отравлении
1
1
7.4
Наши успехи и достижения
1
1
Итого:
34
16
18
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
практические
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
3
II
Питание и здоровье
5
3
2
III
Моё здоровье в моих руках
7
3
4
IV
Я в школе и дома
6
3
3
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
Итого:
34
16
18
СОДЕРЖАНИЕ
3 класс
Введение «Вот мы и в школе» (4 ч)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
«Здоровый образ жизни, что это?»
Личная гигиена
В гостях у «Мойдодыра»
«Остров здоровья»
Питание и здоровье (5 ч)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Игра «Смак»
Правильное питание – залог физического и психологического здоровья
Вредные микробы
Что такое здоровая пища и как её приготовить
«Чудесный сундучок»
Моё здоровье в моих руках (7 ч)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Труд и здоровье
Наш мозг и его волшебные действия
День здоровья «Хочу остаться здоровым»
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
«Моё здоровье в моих руках»
Я в школе и дома (6 ч)
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Мой внешний вид –залог здоровья
«Доброречие»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
«Бесценный дар - зрение»
Гигиена правильной осанки
«Спасатели, вперёд!»
Чтоб забыть про докторов(4 ч)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Шарль Перро «Красная шапочка»
Движение - это жизнь
День здоровья «Дальше, быстрее, выше»
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
Я и моё ближайшее окружение (4 ч)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Мир моих увлечений
Вредные привычки и их профилактика
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.
Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В мире интересного
«Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Я и опасность.
Лесная аптека на службе человека
Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
Чему мы научились и чего достигли
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
деловые игры
практи-ческие
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
2
1.1
«Здоровый образ жизни, что это?»
1
1
1.2
Личная гигиена
1
1
1.3
В гостях у Мойдодыра
1
1
1.4
«Остров здоровья»
1
1
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Игра «Смак»
1
1
2.2
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья
1
1
2.3
Вредные микробы
1
1
2.4
Что такое здоровая пища и как её приготовить
1
2.5
«Чудесный сундучок»
1
1
III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
3.1
Труд и здоровье
1
1
3.2
Наш мозг и его волшебные действия
1
1
3.3
День здоровья
«Хочу остаться здоровым»
1
1
3.4
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
1
1
3.5
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
1
3.6
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
1
1
3.7
«Моё здоровье в моих руках»
1
1
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
Мой внешний вид –залог здоровья
1
1
4.2
«Доброречие»
1
1
4.3
Спектакль С. Преображнский «Капризка»
1
1
4.4
«Бесценный дар- зрение».
1
1
4.5
Гигиена правильной осанки
1
1
4.6
«Спасатели, вперёд!»
1
1
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
Шарль Перро «Красная шапочка»
1
1
5.2
Движение — это жизнь
1
1
5.3
День здоровья
«Дальше, быстрее, выше»
1
1
5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
1
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
6.1
Мир моих увлечений
1
1
6.2
Вредные привычки и их профилактика
1
1
6.3
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.
Кукольный спектакль
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
1
6.4
В мире интересного.
1
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Я и опасность.
1
1
7.2
Лесная аптека на службе человека
1
1
7.3
Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
1
1
7.4
Чему мы научились и чего достигли
1
1
Итого:
34
16
18
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
4 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
практические
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
3
II
Питание и здоровье
5
3
2
III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
IV
Я в школе и дома
6
3
3
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
Итого:
34
16
18
СОДЕРЖАНИЕ
4 класс
Введение «Вот мы и в школе» (4 ч)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
«Здоровье и здоровый образ жизни»
Правила личной гигиены
Физическая активность и здоровье
Как познать себя
Питание и здоровье (5 ч)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Питание необходимое условие для жизни человека
Здоровая пища для всей семьи
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Секреты здорового питания. Рацион питания
«Богатырская силушка» )
Моё здоровье в моих руках (7 ч)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Домашняя аптечка
«Мы за здоровый образ жизни»
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
«Береги зрение смолоду».
Как избежать искривления позвоночника
Отдых для здоровья
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье
Я в школе и дома (6 ч)
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
«Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»
Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
Что такое дружба? Как дружить в школе?
Мода и школьные будни
Делу время, потехе час
Чтоб забыть про докторов(4 ч)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности
Я и моё ближайшее окружение (4 ч)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Размышление о жизненном опыте
Вредные привычки и их профилактика
Школа и моё настроение
В мире интересного
«Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Я и опасность.
Игра «Мой горизонт»
Гордо реет флаг здоровья
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе
лекции
деловые игры
практи-ческие
занятия
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
3
1.1
«Здоровье и здоровый образ жизни»
1
1
1.2
Правила личной гигиены
1
1
1.3
Физическая активность и здоровье
1
1
1.4
Как познать себя
1
1
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Питание необходимое условие для жизни человека
1
1
2.2
Здоровая пища для всей семьи
1
1
2.3
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
1
1
2.4
Секреты здорового питания. Рацион питания
1
2.5
«Богатырская силушка»
1
1
III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
3.1
Домашняя аптечка
1
1
3.2
«Мы за здоровый образ жизни»
1
1
3.3
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
1
1
3.4
«Береги зрение с молоду».
1
1
3.5
Как избежать искривления позвоночника
1
1
3.6
Отдых для здоровья
1
1
3.7
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье
1
1
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
1
1
4.2
«Класс не улица ребята
И запомнить это надо!»
1
1
4.3
Кукольный спектакль
«Спеши делать добро»
1
1
4.4
Что такое дружба? Как дружить в школе?
1
1
4.5
Мода и школьные будни
1
1
4.6
Делу время, потехе час.
1
1
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
1
1
5.2
День здоровья
«За здоровый образ жизни»С.
1
1
5.3
Кукольный спектакль
Преображенский «Огородники»
1
1
5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
1
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
6.1
Размышление о жизненном опыте
1
1
6.2
Вредные привычки и их профилактика
1
1
6.3
Школа и моё настроение
1
1
6.4
В мире интересного.
1
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Я и опасность.
1
1
7.2
Игра «Мой горизонт»
1
1
7.3
Гордо реет флаг здоровья
1
1
7.4
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
1
1
Итого:
34
16
18
Критерии и нормы оценки ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепление здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитателього комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза. Виды: грибов, зубных щеток, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.