Просмотр содержимого документа
«Птицы Алтайского края»
Тема: «Птицы Алтайского края»
Цель: Познакомить детей с птицами Алтайского края, с их разнообразием.
Задачи:
Образовательные:
* Закрепить и расширить представления детей о птицах родного края. *Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни. *Уточнить условия обитания.
Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке (За внешним видом, за поведением). Прослушивание аудиозаписи – пение птиц. Чтение художественной литературы: Виталий Бианки «Подкидыш», «Кукушонок», «Дятел и малиновка», «Две вороны»; Н. Сладков «Вежливая галка»; Георгий Скребицкий «Сорока». Чтение стихотворений о птицах. Разгадывание загадок.
Оборудование:
Конверт;
Картинки с изображением птиц Алтайского края;
Картинки с изображение птиц;
Картинки силуэтов птиц;
Разрезные картинки с птицами;
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня с утра солнышко так ярко светит, радуется новому дню, и я радуюсь вместе с ним, и у меня хорошее настроение. Я хочу поделиться своим хорошим настроением и передать свою улыбку вам по кругу
Воспитатель предлагает детям встать в круг, чтобы передать друг другу хорошее настроение. Игра «Передай улыбку другу»
2. Основная часть
- Ребята, кто напомнит нам, как называется наша малая Родина?
(Алтайский край)
-Верно, Алтайский край. Наш замечательный край, которому посвящено много стихов. Предлагаю Вам послушать одно из них, его написала Ирины Сереброва
«Многоликий Алтай»
Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;
Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов...
Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
- Ребята, сегодня мы поговорим о птицах Алтайского края. Только ответы не выкрикиваем, а кто знает, поднимает руку и отвечает полным ответом.
- Каких птиц Алтайского края вы знаете? ( Сокол, степной орел, сова, аист, дятел, воробей, голубь, ворона, сорока).
- Какие Вы молодцы ребята знаете много птиц, которые обитают в Алтайском крае. А места обитания этих птицы можете назвать? (В лесу, на озере, в степи)
-Вот интересно, воробья и голубя где из названых вами мест можно встретить: в лесу, в степи или на озере?(В городе, эти птицы живут рядом с человеком).
- Каких птиц вы видели на участке нашей школы или дворе своего дома? (Синицу, воробья, сороку, грача, ворону).
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (зимующие).
- Ребята, посмотрите на картинки с изображением птиц Алтайского края и назовите тех птиц, которые остаются на зиму. СЛАЙД 2
- Молодцы, назвали всё правильно, но вот картинка лебедя – эта птица разве не зимующая?
Дети: Нет, лебедь, наоборот, к нам прилетает на зимовку.
- Верно, лебеди прилетают к нам, когда северные озера замерзают, с ноября по апрель лебеди зимуют на алтайских озерах и поэтому этих птиц можно смело называть алтайскими птицами. СЛАЙД 3
Сегодня познакомлю вас ещё с несколькими птицами, обитающими в нашем крае: это снегири и кедровки.
Снегирь СЛАЙД 4 – эта птица вам наверняка знакомая. Когда наступает зима, мы встречаем снегирей в городских парках и можно решить ,что они прилетают к нам из других краёв. Однако, снегири вообще никуда не улетают. Они ведут оседлый образ жизни. В летнее время снегири обитают в хвойных лесах. Они малозаметны, прячутся на ветвях деревьев. Пищей им служат ягоды, плоды и семена. С наступлением зимы, когда в лесу нечем питаться снегири в происках пропитания прилетают в город. Их любимое лакомство – ягоды рябины. У самца этой птахи красная грудка, бока и щеки, а вот самка имеет серо-коричневый цвет.
Кедровка СЛАЙД 5– это птичка, обитающая в лесных густых чащах, где и устраивает свои гнезда. Кедровка, как и снегирь, ведет оседлый образ жизни. Питается кедровка орехами, желудями, ягодами и семенами хвойных деревьев, иногда они ловят насекомых и мелких представителей беспозвоночных. Знать кедровку по внешнему виду, также как и снегиря не сложно. У кедровки тонкий длинный клюв, оперение темное расцветка пестрая, на коричневом фоне множество белых пятен. На голове окрас шапочки однотонный. Самка выглядит немного светлее, поэтому пятна не так ярко выделяются, как у самца. Любимое лакомство этой птахи – кедровые орешки. Именно поэтому эту птичку и зовут кедровкой.
-Ребята, с какими ещё птицами алтайского края вы сегодня познакомились?
- А какой образ жизни ведут эти птицы? (оседлый образ жизни).
- Молодцы ребята! Вы называли зимующих птиц, а какие ещё бывают?
(перелетные птицы, пролетные птицы).
-Правильно. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
- Ребята, я знаю, что Вы любите выполнять интересные и даже сложные задания и у меня в конверте есть такие. Как думаете, справитесь?
Дети: Да, справимся
Задание 1. «Узнай птицу по силуэту»
(Воспитатель показывает детям картинки силуэтов птиц, дети отгадывают).
1.Синица.
4.Ворона.
5.Ласточка.
6. Дятел
Задание 2. «Собери картинку»
(Воспитатель раздает индивидуальные конвертики с разрезными картинками птиц, дети выполняют задание самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь детям, у которых задание вызвало затруднение)
Задание 3. «Какая птица лишняя»
(Воспитатель вывешивает на доску 5 картинок птиц, 4 из которых птицы Алтайского края.) Дети определяют лишнюю картинку, задание меняется несколько раз.
-Ребята, у меня для вас осталось ещё одно задание. Это загадки про птиц. Предлагаю присесть на ковер полукругом, напоминаю, дослушиваем до конца, не выкрикиваем, кто знает ответ, поднимает пальчик.
Задание 4. Загадки про птиц.
1.Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (Грач)
2. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
3. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки! (Свиристели)
4. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
5. Когти остры, глаза зорки,
Тонкий слух отменный.
Если мышь услышит в норке,
Схватит непременно. (Сова)
6. Меня сизокрылым все с детства зовут.
Как символа мира и любят, и чтут. (Голубь)
3. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: О птицах Алтайского края
Воспитатель: А с какими новыми птицами вы познакомились?
Дети: Снегирь и кедровка.
Воспитатель: Что интересного о них узнали?
Дети: Эти птицы ведут оседлый образ жизни, никуда не улетают. А ещё кедровку назвали кедровкой, потому что любимое лакомство – кедровые орешки.
Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, какие задания вы выполняли?
Дети: «Разрезные картинки», «Угадай силуэт», загадки про птиц.
Воспитатель: Ребята Вы сегодня большие молодцы, Вы были очень внимательными, всё слушали и запоминали и уверена, что обязательно поделитесь тем, что узнали со своими близкими. Спасибо Вам.