Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Учитель и классный руководитель коллектива, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, в комплексной программе по коррекции детско-родительских отношений проводит: лекционно-просветительское направление в форме бесед, «круглых столов», родительских конференций, тематических родительских собраний и детских праздников и т.д.; психолого-педагогическое сопровождение родителей во внеурочное время,что и представлено в данной публикации представлены занятия семейного клуба выходного дня)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Рахимзянова Гульнара Шамильевна
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ 66, г. Екатеринбург
Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
В Конвенции о правах ребенка отмечается, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые способствуют его уверенности в себе и дают возможность быть активным участником общественной жизни.
Как учитель и классный руководитель коллектива, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, в комплексной программе по коррекции детско-родительских отношений включаю следующие компоненты:
лекционно-просветительское направление в форме бесед, «круглых столов», родительских конференций, тематических родительских собраний и детских праздников и т.д.;
психолого-педагогическое сопровождение родителей во внеурочное время (в данной публикации представлены занятия семейного клуба выходного дня)
План работы клуба выходного дня для детей ОВЗ1
Цель: способствовать формированию у родителей позитивного отношения к ребёнку и гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
расширить возможности понимания своего ребёнка;
выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.
Срок реализации: в течение года 8 встреч в семейном клубе (2 встречи в четверть2).
Участники: дети 7-11 лет и родители.
Занятие «В мире красок»
Рисование сказочных волшебных рыб.
Инструкция: родители и дети совместно придумывают образы рыб и ведут диалог о выборе форм, цвета и сюжета.
Чаепитие и релаксация: видеоролик «Цветовая терапия. Рыбы в аквариуме» [http1].
Рекомендации родителям:
СD «Релаксация. Релаксация и лечение. Цветотерапия. Отличное самочувствие и прекрасное настроение». На данном диске в основе метода Цветовой функциональной пробы (Тест ЦФП) лежат известные факты влияния эмоциональной окрашенности стимулов на время моторной реакции (Лурия А. Р., 1928, 1984 гг.) и способ психозондирования (Смирнов И. В. патент №2218867 2002 г.).
Занятие «В мире музыки»
Слушание на выбор «Шестая симфония» П.И.Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Л.Бетховена и «Венгерская рапсодия 2» Ф.Листа. Данные произведения снимают депрессию, улучшают общее самочувствие и повышают жизненный тонус.
Инструкция: участнику дается задание послушать имена, выбрать и назвать среди имен присутствующих одно имя по данной ему номинации (каждому участнику - одна номинация): «самое пушистое имя», «самое певучее имя», «самое нежное имя» и т.д.
Музыкальная зарядка: видео ролик «Физминутка. Барбарики» [http2].
Тренинг с детьми [Рубштейн 2008]:
Упражнение «Здравствуй друг»
Здравствуй друг. - одновременно жмут друг другу руки
Как ты тут - хлопают по плечу
Где ты был? - берутся за ухо
Я скучал - показывает на себя, перекрестив руки на груди
Ты пришел? - Раскрывают руки в стороны
Хорошо! - обняться, погладить друг друга по спине
Упражнение «Я тебя люблю» (ребенок перед зеркалом учиться хвалить себя и делать комплименты).
Чаепитие.
Информация для родителей:
Орджоникидзевский район
СДЮСШОР № 19 Детский стадион (конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, спортивное ориентирование, секции для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на ул. Кировградская, 30а; телефон (343) 338-37-49.
ДЮСШ № 16 (художественная гимнастика, фигурное катание, спортивная акробатика, спортивное ориентирование, футбол, секции для слабослышащих и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на ул. Черноярская, 18; телефон (343) 320-27-41.
Занятие «В мире красок»
Рисование сказочных волшебных деревьев.
Инструкция: родители и дети совместно придумывают образы деревьев и ведут диалог по выбору форм, цвета и сюжета.
Чаепитие и релаксация: видеоролик. «Цветотерапия. Зеленый цвет» [http3].
Памятка для родителей. Избегайте жалости.
Инвалидом ребенка делает жалость ваша и других. Жалость не то, что вам нужно. Вам нужно скорее сочувствие. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, вопросы, не отдавайте слишком много энергии на переживания по поводу неприятных вам реакций чужих людей. Это ваш ребенок, и это самое главное. Во-первых, это ребенок, а, во-вторых, он инвалид, помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам и ребенку это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой [http6].
Занятие «В мире дружбы»
Упражнение «Рисунок любви»
Инструкция:
Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте «любовь», дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша любовь?
Беседа в ходе рисунка:
Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?
Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?
Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?
Просмотр мультфильма о дружбе.
Чаепитие и обсуждение мультфильма: Мультфильм о дружбе [http4].
Памятка для родителей. Ищите помощи других родителей
Найдите других родителей ребенка с инвалидностью и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей детей-инвалидов, которые помогают друг другу.
Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми. Боль, разделенная, не так тяжела, иногда помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, обращайтесь за помощью к специалистам [http6].
Занятие «В мире музыки»
Слушание на выбор «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Лунная соната» Л.Бетховена, «Лебедь» К.Сен-Санса и «Метель» Г.Свиридова
Содержание: «Бах на фоне звуков природы», «Звуки природы», «Сказочный лес» и др.
Занятие «В мире красок»
Рисование сказочных волшебных бабочек.
Инструкция: родители и дети совместно придумывают образы бабочек и ведут диалог по выбору форм, цвета и сюжета.
Релаксация: видеоролик. Музыка для релаксации [http5]. http://www.youtube.сom/watсh?v=VzrHvwWjXEs
Чаепитие.
Памятка для родителей. Будьте реалистом.
Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет. Помните, что время играет на вас.
Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с инвалидностью дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне [http6].
Занятие «В мире музыки»
Игра «Я – дирижер!»
Инструкция:
Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.
Произведения на выбор: «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена или «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
Чаепитие и обсуждение музыки.
Памятка для родителей. Ищите информацию.
Некоторые родители находят много информации. Самое важное – искать точную правдивую информацию. Не нужно бояться задавать вопросы, ответы на которые будут первой ступенью к пониманию ребенка.
Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медицинских работников или педагогов из-за их профессионального опыта, иногда из-за их манеры общаться свысока или снисходительно. Родителей необходимо убеждать, что им не стоит беспокоиться о том, что они докучают специалисту своими вопросами: это их ребенок, и неразрешенная проблемная ситуация может отразиться на его последующей жизни, поэтому очень важно узнать как можно больше информации [http6].
«Создавая систему коррекции детско-родительских отношений, важно помнить, что это не самостоятельная замкнутая система, а часть большого целого – системы специального обучения, реабилитации через образование, повышение культурного уровня родителей в сфере психологических знаний и педагогических умений общения с ребенком» [Моисеева 2013: 255].
Библиографический список
Моисеева Л.В., Минюрова С.А. Общество, семья, личность: теория и
практика решения актуальных проблем. Екатеринбург 2013 – с. 302
Рубштейн Н.В., Теске О. Тренинг жизненного успеха. М.: Эксмо. 2008 – с.190