Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста в условиях формирования УУД
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста в условиях формирования УУД
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель:
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Формы работы психологического сопровождения школы
Работа с обучающимися
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска, сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации. При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами и другими работниками школы.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Ожидания и достигаемые цели: создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
- Проведение бесед, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности. Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания ребенка.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся.
выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.
Психологическая поддержка обучающихся пятых, шестых классов на этапе адаптации.
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучается уровень адаптации, особенности психоэмоциоального состояния обучающихся.
2.Групповое консультирование и просвещение родителей: на собраниях даются рекомендации родителям, которые способствуют успешной адаптации детей, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.
3.Просвещение и консультирование педагогов (будущих классных руководителей, учителей предметников) по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
2. Повышение уровня личностного и познавательного развития учащихся.
3. Сохранение единства преемственности ступеней образовательной системы.
Аналитическая справкапо результатам психодиагностического исследования
учащихся 5,6-х классов МОУ СОШ № 11.
Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста.
Методики: анкета по оценке школьной мотивации. (Н. Лусканова) (действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося); методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (выделение морального содержания действий и ситуаций); методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева; методика определения школьной тревожности; проективная методика «Мой класс».
Диагностика тревожности.
Уровень тревожности является очень важным показателем, по которому можно судить о протекании процесса адаптации. Если адаптация протекает тяжело, то показатели тревожности будут высокими. Тест школьной тревожности позволяет подробно изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели теста дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с
сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации своих возможностей.
3.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в
ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
4. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других
в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых
окружающим, ожидание негативных оценок.
5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный
фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Диагностика мотивации школьников.
Мотивация так же является важным показателем протекания адаптации. Когда адаптация происходит тяжело, то мотивация падает, желание ходить в школу ослабевает.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности).
4-й уровень (хорошая школьная мотивация).
3-й уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
2-й уровень - низкая школьная мотивация.
1-й уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Общие результаты классов можно увидеть в диаграммах.
Диагностика отношения учащегося к школьной жизни
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся 5,6 -х классов
Сравнительный анализ показателей сформированности учебно – познавательного интереса учащихся 5,6-х классов показал, что преобладает умеренная сформированность интереса. Процент учеников имеют низкий уровень сформированности учебно – познавательного интереса присутствует во всех классах.
Таким образом, по этому показателю картину во всех классах можно охарактеризовать, как однородную. Качественный анализ позволяет сделать вывод, что 40% учащихся 5,6-х классов имеют высокий уровень и приблизительно 60% учащихся имеют средний уровень сформированности учебно – познавательного интереса.
По критерию «школьная тревожность» можно сказать следующее: в 5,6-х классах большинство ребят имеют умеренный и низкий уровень тревожности и только 7% учащихся данных классов, что составляет 8 человек имеют высокие показатели по данному параметру. Уровень школьной тревожности зависит от многих факторов, но ведущим является комфортная обстановка и уверенность учеников в собственном благополучии. Таким образом, мы можем сделать вывод, во всех классах наблюдаются комфортные условия обучения.
По критерию «нравственно – эстетическая ориентация» можно сказать следующее: в 5, 6-х классах все ребята имеют средний и высокий уровень сформированности нравственно – эстетической ориентации, однако беспокоит тот факт, что есть учащиеся в 6 «А», которые имеют низкие показатели, хотя их мало (2 ученика).
По критерию «самооценка» анализ результатов показал, что в 5 и 6 классах больше детей с высоким и средним уровнем самооценки.
Сопоставление результатов, полученных по всем показателям (тревожность, мотивация, сформированность учебно – познавательного интереса, самооценка и нравственно – эстетическая направленность) показало, что приблизительно 92% учащихся 5,6-х классов имеют средние и высокие показатели сформированности универсальных учебных действий.
Социометрия, определяющая уровень межличностных и межгрупповых отношений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дал достаточно наглядную картину взаимоотношений в классах.
Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в классах большое количество детей имели благоприятный статус. Коэффициент взаимности - индекс групповой сплоченности – приблизительно 48%, из чего следует, что в данных классах этот параметр относится к среднему уровню взаимности.
Сравнительный анализ учащихся 5, 6-х классов показал, что в остальных классах уровень сплоченности имеет приблизительно одинаковые показатели.
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Рекомендации:
· рекомендовать учителям оказывать эмоциональную поддержку учащимся со сниженной самооценкой, низким уровнем притязаний вовлекать их в классные и школьные мероприятия, моделируя ситуацию успеха, обращать внимание на удачи, переводить неудачи на уровень анализа. При оценивании делать акцент на сильные стороны выполнения работы.
· рекомендовать учителям к урокам готовить карточки с усложненными заданиями для учеников с уровнем интеллекта выше возрастной нормы, больше времени уделять на их самостоятельную работу с материалом, выявить предметные предпочтения и задействовать в предметных и эвристических олимпиадах.