kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста в условиях формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста в условиях формирования УУД»

Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста в условиях формирования УУД»


Педагог-психолог МОУ СОШ №11, г. Орехово-Зуево

Е.И. Дьякова


Психологическое сопровождение адаптации учащихся младшего подросткового возраста.

Основные направления:

1. Профилактическое.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель:

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

  1. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.


  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6.Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Формы работы психологического сопровождения школы

  1. Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска, сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации. При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

  1. Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

Ожидания и достигаемые цели: создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

  1. Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

- Проведение бесед, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности. Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания ребенка.

Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся.

  • выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;

  • выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.

Психологическая поддержка обучающихся пятых, шестых классов на этапе адаптации.

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучается уровень адаптации, особенности психоэмоциоального состояния обучающихся.

2.Групповое консультирование и просвещение родителей: на собраниях даются рекомендации родителям, которые способствуют успешной адаптации детей, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

3.Просвещение и консультирование педагогов (будущих классных руководителей, учителей предметников) по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Прогнозируемый результат:

1.Повышение эффективности образовательного процесса.

2. Повышение уровня личностного и познавательного развития учащихся.

3. Сохранение единства преемственности ступеней образовательной системы.

Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования

учащихся 5,6-х классов МОУ СОШ № 11.

Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего подросткового возраста.

Методики: анкета по оценке школьной мотивации. (Н. Лусканова) (действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося); методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (выделение морального содержания действий и ситуаций); методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева; методика определения школьной тревожности; проективная методика «Мой класс».

Диагностика тревожности.

Уровень тревожности является очень важным показателем, по которому можно судить о протекании процесса адаптации. Если адаптация протекает тяжело, то показатели тревожности будут высокими. Тест школьной тревожности позволяет подробно изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели теста дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с

различными формами его включения в жизнь школы.

2. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций,

сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,

демонстрации своих возможностей.

3.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в

ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

4. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других

в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых

окружающим, ожидание негативных оценок.

5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный

фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Диагностика мотивации школьников.

  • Мотивация так же является важным показателем протекания адаптации. Когда адаптация происходит тяжело, то мотивация падает, желание ходить в школу ослабевает.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

  • 5-й уровень (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности).

  • 4-й уровень (хорошая школьная мотивация).

  • 3-й уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

  • 2-й уровень - низкая школьная мотивация.

  • 1-й уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Общие результаты классов можно увидеть в диаграммах.


Диагностика отношения учащегося к школьной жизни

Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся 5,6 -х классов


Сформированность учебно – познавательного интереса



Самооценка учащихся 5,6 -х классов.

Нравственно – эстетическая ориентация



Сравнительный анализ показателей сформированности учебно – познавательного интереса учащихся 5,6-х классов показал, что преобладает умеренная сформированность интереса. Процент учеников имеют низкий уровень сформированности учебно – познавательного интереса присутствует во всех классах.

Таким образом, по этому показателю картину во всех классах можно охарактеризовать, как однородную. Качественный анализ позволяет сделать вывод,  что 40% учащихся 5,6-х классов имеют высокий уровень и приблизительно 60% учащихся имеют средний уровень сформированности учебно – познавательного интереса.

По критерию «школьная тревожность» можно сказать следующее: в 5,6-х классах большинство ребят имеют умеренный и низкий уровень тревожности и только 7% учащихся данных классов, что составляет 8 человек имеют высокие показатели по данному параметру. Уровень школьной тревожности зависит от многих факторов, но ведущим является комфортная обстановка и уверенность учеников в собственном благополучии. Таким образом, мы можем сделать вывод, во всех классах наблюдаются комфортные условия обучения.

По критерию «нравственно – эстетическая ориентация» можно сказать следующее: в 5, 6-х классах все ребята имеют средний и высокий уровень сформированности нравственно – эстетической ориентации, однако беспокоит тот факт, что есть учащиеся в 6 «А», которые имеют низкие показатели, хотя их мало (2 ученика).

По критерию «самооценка» анализ результатов показал, что в 5 и 6 классах больше детей с высоким и средним уровнем самооценки.

Сопоставление результатов, полученных по всем показателям (тревожность, мотивация, сформированность учебно – познавательного интереса, самооценка и нравственно – эстетическая направленность) показало, что приблизительно 92% учащихся 5,6-х классов имеют средние и высокие показатели сформированности универсальных учебных действий.

Социометрия, определяющая уровень межличностных и межгрупповых отношений.



Анализ социоматрицы по каждому критерию дал достаточно наглядную картину взаимоотношений в классах.

Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в классах большое количество детей имели благоприятный статус. Коэффициент взаимности - индекс групповой сплоченности – приблизительно 48%, из чего следует, что в данных классах этот параметр относится к среднему уровню взаимности.

Сравнительный анализ учащихся 5, 6-х классов показал, что в остальных классах уровень сплоченности имеет приблизительно одинаковые показатели.



Ожидаемый результат психологического сопровождения учащихся:

- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


Рекомендации:

·  рекомендовать учителям оказывать эмоциональную поддержку учащимся со сниженной самооценкой, низким уровнем притязаний вовлекать их в классные и школьные мероприятия, моделируя ситуацию успеха, обращать внимание на удачи, переводить неудачи на уровень анализа. При оценивании делать акцент на сильные стороны выполнения работы.


·  рекомендовать учителям к урокам готовить карточки с усложненными заданиями для учеников с уровнем интеллекта выше возрастной нормы, больше времени уделять на их самостоятельную работу с материалом, выявить предметные предпочтения и задействовать в предметных и эвристических олимпиадах.

















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дьякова Елена Игоревна

Дата: 05.10.2016

Номер свидетельства: 347576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства