Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Города Губкина Белгородской области
Занятие кружка общекультурного направления
«Смотрю на мир глазами художника»
в рамках внеурочной деятельности
Проект «Покормите птиц зимой» (заключительный этап)
Бумажная пластика. Изготовление птицы в технике «Оригами».
Подготовила и провела:
Жигулина Н. П.
учитель начальных классов
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
общекультурного направления «Смотрю на мир глазами художника»
Проект «Покормите птиц зимой» (заключительный этап)
Бумажная пластика. Изготовление птицы в технике «Оригами».
Пояснительная записка.
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования школьников. От этого зависит дальнейшее отношение ребенка к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеурочной работе. Проведение занятий по данной теме имеет огромное образовательное и природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой, активно участвуют в мероприятиях по их охране.
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Именно такие мероприятия как занятия кружков, классные часы, беседы, экологические акции, проводятся с целью привлечения школьников к проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и видового состава зимующих птиц.
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Методы обучения, используемые при проведении мероприятия: рассказ, поиск информации о зимующих птицах, наблюдение за повадками птиц, изготовление кормушек, плакатов.
Необходимые условия для проведения мероприятия: место проведения внеурочного мероприятия – классная комната.
Образовательные ресурсы
Информационно-методическое обеспечение:
1. «Смотрю на мир глазами художника» авторская программа для общеобразовательных учреждений Коротеевой Е.И., М.: Просвещение, 2011г.
2. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 — 4 классов / Е. И. Коротеева — М. Просвещение, 2010г.
3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. Норенко И.Г. – Волгоград.: Учитель, 2007г.
4. http://www.luchiksveta.ru/enziklop_ptizi/ptizi.html
5. http://www.zavuch.info/methodlib/70/60865/
Художественные материалы
Бумага, карандаши, иллюстративный материал (таблица «Птицы нашего края», фотографии птиц, рисунки, плакаты о зимующих птицах); раздаточный материал (шапочки с изображением птиц, жетоны с цифрами 1,2,3), памятки «Как устроить кормушку»
Зрительный ряд
Мультимедийная презентация «Птицы нашей местности», 1.http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=35&rpt=simage&ed=1&text=анимационные%20картинки%20о%20зим
2.http://gazeta.aif.ru/online/kids/100/de02_69
3.Видеофильм «Голоса птиц» http://www.topguns.ru/birds,
Цель.
Познакомить учащихся с поведением и жизнью зимующих птиц в наших краях, создание работы в технике «Оригами» и оформление ее по своему замыслу.
Задачи художественного развития.
Развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению эстетических впечатлений, учить видеть красоту окружающего мира.
Развивать способность к творческому самоопределению.
Планируемые результаты образования.
Личностные: приобретения опыта внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе.
Метапредметные
Познавательные: понимания значения красоты и многообразия окружающего мира, научить заботиться о пернатых друзьях.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: совершенствование речевых навыков в процессе обсуждения, умение участвовать в диалоге и обмениваться мнениями, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Методические советы на подготовительный период.
1. За две недели до проведения занятия педагог дает задание школьникам наблюдать за птицами, сделать зарисовки.
2. Подготовка классной комнаты. Педагог совместно с учащимися расставляет столы, стулья для трех групп, украшает класс (развешивают рисунки детей, фотографии, кормушки), подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор)
Сценарный план занятия.
1 этап. Выбор названия групп.
2 этап. Разминка. Работа с метками.
3 этап. Постановка темы и цели занятия.
4 этап. Всезнайка.
5 этап. Оздоровительные минутки. Игра «Свой – чужой».
6 этап. Игра «Собери экологический знак».
7 этап. Мастерская.
8 этап. Подведение итогов. Оформление проекта
Сценарий занятия.
Работа в трех группах. Деление на группы проходит путем жеребьевки. Дети заходят в класс, берут жетон с цифрой, садятся за стол, повторяют правила работы в группе, выбирают организатора в группе.
Выбор организатора.
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
1этап. Выбор названия групп.
(Учитель читает загадку, группа, которая её отгадала первой, получает эмблемы в виде сделанных из бумаги шапочек с изображением птицы.)
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик- чирик!» (воробей)
С желтой грудкой знаем птицу
Называется (синица)
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца …… (снегиря)
2 этап. Разминка. Работа с метками.
(Учитель предлагает группам найти в классной комнате изображение своей птицы, собрать слово и прикрепить на определенное место)
Группы работают мобильно. Дети передвигаются по классу, находят таблицу с изображением своей птицы, собирают рассыпанное слово и прикрепляют его рядом с изображением своей птицы.( 1 группа – на окне, 2 группа - на стене, 3 группа – на двери.)
3 этап. Постановка темы и цели занятия.
Учитель.
- Ребята, как замечательно выглядит наш кабинет. Как вы думаете, о чем сегодня я хочу предложить вам поговорить?
- О каких птицах пойдет сегодня речь? Сформулируйте тему нашего занятия.
- Обратите внимание на доску. Что вы видите? Как вы считаете он требует нашей доработки?
- Какая цель нашего занятия? Что мы должны узнать, чему научиться и что закончить?
4 этап. Всезнайка.
Учитель.
-Хотите больше узнать о наших пернатых друзьях? Хотите быть Всезнайками в мире птиц?
Учитель.
- Тогда слушайте.
Рассказ о птицах проходит с применением таблицы «Птицы нашего края» и в сопровождении аудиозаписи «Голоса птиц».
Синица - обитает в лесах и парках. Часто поселяется рядом с человеком.
Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.
Предпочитает гнездиться в старых фруктовых садах, в зарослях по берегам рек. Гнездо устраивает в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок, хищных птиц и в других закрытых местах.
Материалом для основы гнезда служат тонкие веточки, сухие стебли трав, мох, корешки, лишайники. К ним синица добавляет пух, вату, шерсть, перья, коконы и паутину пауков и насекомых и т. п.
Воробей – живет в городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев. Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев и пр. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.
Интересно, что некоторые сорта пшеницы воробьи предпочитают другим, что связано с особенностями строения колосьев. Очень остистые и плотные колосья птицам вылущивать труднее, и они их почти не трогают.
Снегирь.
Зимнюю природу украшают наши любимцы — красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья, с толстым коротким вздутым черным клювом, мягким длинным густым оперением, удлиненным черным хвостом. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. Много времени снегирь проводит в кронах деревьев, добывая корм, часто спускается на землю. Человека он не боится. Птицы мелодично пересвистываются: «жю-жю-жю». С февраля и самец, и самка интенсивно поют, чередуя крики и свисты. Самцы токуют, распуская крылья и отодвигая распущенный хвост, поворачиваясь и приседая.
5 этап. Оздоровительные минутки. Игра «Свой - чужой»
Детям показывают презентацию из 8 слайдов: птицы нашей местности и птицы, не проживающие на нашей территории. Если птица нашей территории - дети должны встать и попрыгать на месте, если птица не нашей местности – дети должны присесть. Игра проходит на фоне голосов птиц в природе.
6 этап. Игра «Собери экологический знак».
Учитель.
-Как вы думаете, как нужно себя вести в лесу, чтобы нашим птицам хорошо жилось?
Каждая команда получает в конверте разрезанный знак из серии «Как вести себя в природе»
Группа должна за 4 минуты собрать знак, склеить его из фрагментов на лист формата А4, вспомнить название, объяснить его значение. Во время работы детей включается аудиозапись «Голоса птиц в природе»
-не будем разорять птичьи гнёзда;
-не будем ломать ветви деревьев и кустарников;
-не будем уносить домой диких животных.
7 этап. Мастерская
Учитель.
-Что мы должны закончить сегодня на занятии?
Дети.
-Нашу совместную работу «Покормите птиц зимой».
Учитель.
-Что необходимо нам сделать?
Дети.
-Дополнить нашу работу птицами.
Учитель.
-На прошлых занятиях мы научились рисовать наших птиц, а сегодня я научу вас делать птиц из бумаги в технике «Оригами». Оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает «сложенная бумага».
Под руководством учителя дети изготавливают из белой нелинованной бумаги птицу в технике «Оригами» поэтапно.
Затем дети раскрашивают своих птиц (в зависимости от названия групп), используя цветные карандаши.
8 этап. Подведение итогов, оформление проекта.
Каждая группа выбирает ведущего, который делает отчет группы и демонстрирует проделанную работу. Выслушиваются мнение детей из других групп.
Все дети приклеивают своих птиц на оформленный лист ватмана. Высказывают свои мнения.
Учитель.
-Где мы можем использовать вою работу?
Дети.
-Принять участие в школьной акции «Покормите птиц зимой».
-Выступить перед товарищами в классе на уроке окружающего мира с рассказом о зимующих птицах.
-Продемонстрировать свою работу детям 2 «Б», 2 «В», 2 «Г» классов и рассказать о необходимости изготовления кормушек.
Методические советы на период ближайшего последействия.
На следующем занятии школьники организованно вместе с учителем выходят во двор школы, развешивают кормушки на деревьях, располагают их так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время, не мешая им, насыпают корм для птиц. Выбирают ответственных за наблюдениями и учетом количества птиц прилетевших на кормушку, определяют темы творческих исследовательских работ.