Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с техническим обслуживанием автомобилей; пробуждение интереса к технической сфере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа Профессиональная проба "Автослесарь"»
Программа профессиональных проб для подростков по направлению
«Слесарь по ремонту автомобилей»
Общие сведения.
Подготовка обучающихся к осознанному выбору своей образовательной траектории в современных условиях становится все более актуальной. Поэтому наша задача состоит - создать условия, в которых учащийся ознакомится с конкретными видами профессиональной деятельности и сделает свой выбор.
Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с техническим обслуживанием автомобилей; пробуждение интереса к технической сфере.
В процессе выполнения профессиональной пробы восьмиклассники и девятиклассники получают общее представление о специальности слесарь по ремонту автомобилей; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.
Профессиональная проба должна помочь убедиться в правильности выбранного пути для продолжения образования в этой сфере. Учащиеся получают элементарные знания и умения по техническому обслуживанию автомобилей, которые могут им пригодиться в случае принятия решения об организации собственного бизнеса в будущем.
Продолжительность профессиональной пробы составляет 8 ч учебного времени. Задание I уровня сложности требует от школьников в основном несложных исполнительских действий, а задания II и III уровней сложности содержат элементы интеллектуального труда.
Сфера и направление деятельности
Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.
Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет статическую и динамическую балансировку деталей и узлов.
Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок.
Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку
проводов, проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования.
Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта.
Оформляет приемо-сдаточную документацию.
К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел.
Слесарная обработка производится по 4-7 классам точности.
Слесарь 5-6 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей.
При этом должен обеспечиваться 1 класс точности обработки.
Работа преимущественно посменная, индивидуальная, в помещении и на открытом воздухе. Характерны неудобные рабочие позы, поднятие и перемещение тяжелых предметов, наличие запахов масел, бензина и др.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный), подвижность, точность движений кистей и пальцев рук, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошая образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимания, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми заболеваниями
сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
опорно-двигательного аппарата;
аллергическими заболеваниями;
выраженными дефектами зрения и слуха;
серьезными нервно-психическими расстройствами.
Требования к профессиональной подготовке
Необходима хорошая подготовка по физике (особенно механике и гидравлике), а также математике и черчению в объеме средней школы.
Должен знать:
основы экономики и организации ремонтных работ;
правила техники безопасности;
основы электротехники и металловедения;
действующие технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
правила эксплуатации используемого оборудования.
Необходимы навыки обработки металла резанием, желательно умение водить автомобиль.
Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности
Возможно создание частного авторемонтного предприятия или занятие индивидуальной трудовой деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Родственные профессии
Слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, слесарь подвижного состава, слесарь путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, станочник.
Где можно обучаться.
Пермский химико-технологический техникум.
Адрес: 614113, Пермский край, Пермь, улица Ласьвинская, 6
Сайт: www.phtt.ru
Телефон: 8 (342) 252-52-29
Автомеханик
▪ Слесарь по ремонту автомобилей, очно, на базе 9 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: нет
Краевой многопрофильный техникум
614023, Пермский край, Пермь, улица Светлогорская, 5
Сайт: kmteh.ru
Телефон: 8 (342) 250-49-03
Пермский колледж транспорта и сервиса
614056, Пермский край, Пермь, улица Ивана Франко, 39
614111, Пермский край, Пермь, улица Обвинская, 10А
птот.рф
8 (342) 269-39-93, 8 (342) 269-61-69
2. Паспорт программы профессиональной пробы
Цель программы: Формировать у учащихся собственного обоснованного взгляда на работу слесаря по ремонту автомобилей.
Задачи программы: ∙ воспитание уважения к труду слесарей по ремонту автомобилей; ∙ углубление знаний об особенностях транспорта; ∙ развитие у учащихся самостоятельности и умения делать обоснованный выбор в ситуации, требующей принятия ответственного решения; ∙ осознание учащимися общественной значимости и актуальности получения профессии; ∙ привитие навыков самостоятельной работы; ∙ развитие интереса к проведению исследований.
3. Продолжительность пробы-4 занятия по 2 часа.
Формы и методы работы: наглядные, словесные, практические. Форма проведения занятий: беседа, индивидуальная работа, работа в группе, игровые методы, конкурсы, метод групповой дискуссии Формы подведения итогов Зачеты, контрольные работы, тесты, создание авторской работы (презентации);
Основные направления работы
осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;
проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;
проверку наличия топлива в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;
проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;
проверку исправности звукового сигнала;
проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);
проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух — трех колебаний);
проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);
проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;
проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;
наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.
Система условий реализации профессиональных проб
1. Выполнение профессиональных проб осуществляется в соответствии с профессиональными склонностям подростков; 2. Соответствующая технологическая готовность площадки для проведения профессиональных проб; 3. Соблюдение требований законодательства РФ по труду несовершеннолетних, соблюдение ограничений по состоянию здоровья и физическому развитию детей 4. Выполнение законченного действия в процессе осуществления проб 5. Соответствие профессиональным склонностям, как самоопределения личности.
Принципы
Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности - предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, профессионального самоопределения.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы проф.проб
Результат: Правильное выполнение действий (работы) по проведению технического осмотра автомобилей. Под техническим осмотром автотранспортных средств понимается содержание автомобиля в технически исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы: развитие творческого мышления, наблюдательности; навыки коллективной деятельности, в процессе совместной работы, в команде под руководством педагога; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций практических задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: умение сравнивать, анализировать, выделять главное; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных практических задач; умение рационально строить самостоятельную деятельность; стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в профессиональной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы профессиональных проб «Слесарь по ремонту автомобилей» техника безопасности и охрана труда; мойка автомобиля; техническое обслуживание автомобиля.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
мотивационная основа профессиональной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к проектированию способов деятельности для организации практической работы;
устойчивый познавательный интерес к новым способам и методам исследования технологий и материалов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности профессиональной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия на практике.
Диагностика осуществляется через мониторинг результатов проведения зачетов, тестов, практическую контрольную работу и создание авторской работы (презентации);
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение в профессию
1.1. Ознакомление обучающихся общеобразовательных организаций с профессиями автомобильного профиля: история становления автомобилестроения; значение автомобильного транспорта для экономики страны; особенности российского автопрома; знакомство с профессиональными требованиями к рабочим и специалистам.
Тема 2. Устройство автомобиля
Классификация и общее устройство автомобилей.
Классификация автомобилей: автомобили нормальной и повышенной проходимости; классы автомобилей: легковые, автобусы, грузовые и специализированные.
Основные части автомобилей: двигатель, шасси, кузов. Назначение и устройство основных частей автомобилей.
Работа агрегатов трансмиссии, ходовой части, механизмов управления.
Диагностика и техническое обслуживание механизмов двигателя. Виды технического обслуживания: ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.
Работы, выполняемые при диагностировании двигателя: измерение мощности и проверка технического состояния КШМ и ГРМ при помощи стетоскопа и компрессорометра.
Практическая работа. Затяжка болтов (гаек) головки блока цилиндров динамометрическим ключом. Регулировка тепловых зазоров между носком коромысла и торцом клапана.
Викторина по теме «Экскурсия в мир профессии».
Тематический план
№ п/п
Наименование темы
Всего час.
В том числе
Формы контроля
Лекции
Выездные занятия, деловая игра
Практические, семинарские занятия
1
Введение
в профессию
4
2
2
1.1
Знакомство
с профессией
по теме: «Будущая профессия моими глазами»
2
2
—
—
Опрос
1.2
Экскурсия
на предприятие
2
—
2
—
Фотоотчет, собеседование
2
Устройство автомобилей
4
Листы рабочей тетради, тесты
2.1
Классификация
и общее устройство автомобилей
2
2
—
—
2.2
Диагностика и техническое обслуживание механизмов двигателя