Создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через практику реализации социальных проектов.
Научить детей самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
Просмотр содержимого документа
«Программа волонтёрский клуб "Росток" 2015»
МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
СЕРДЮКОВОЙ С.А.
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №
от « » 08 2015 г.
Согласовано
с зам. директора
по ВР
Оразаевой Н. Д.
Утверждаю:
Директор МКОУ
Таловская СОШ
Алиев М.С.
Приказ №
от « » 08 2015 г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа школьного волонтерского клуба «Росток»
Программа рассчитана на детей 10- 16 лет.
Срок реализации программы:
2015-2016 учебный год.
Руководитель: Сердюкова С.А.
2015
Пояснительная записка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально-активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально-активным, не участвуя в самой деятельности.
Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение);
во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность: подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);
в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, агитационные выступления, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Срок реализации программы - 1 год. Она рассчитана на детей 10-16 лет. Основная цель: заинтересовать детей волонтерской деятельностью, вовлечение их в добровольческие проекты, воспитание гражданской ответственности. Основным критерием оценивания станет степень успешности реализации социальных проектов в течение года.
Цель программы:
Создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через практику реализации социальных проектов.
Научить детей самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность”
Теор/
практ
Беседа о вреде пива. Психологический тренинг.
Бумага для буклетов, ноутбук
2
53-54
Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни.
практ
Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни.
Бумага, ноутбук
2
55-56
Оформление стенда «Здоровый образ жизни»
практ
Оформление стенда «Здоровый образ жизни»
Бумага, ноутбук
2
57-58
Чистый поселок – наша гордость. Проведение акции «Чистый двор»
Теор/
практ
Разговор об экологии в нашем поселке. АнкетированиеУборка территории школы..
Инвентарь для уборки.
2
59-60
61-62
Помощь учителям – пенсионерам, ветеранам ВОВ, инвалидам в благоустройстве дворов.
Изготовление открыток для ветеранов.
практ
Помощь пенсионерам, ветеранам
Инвентарь для уборки.
2
2
63-64
Уборка памятника возле школы
практ
Уборка памятника возле школы
Инвентарь для уборки.
2
65-66
Подготовка концерта к Дню Победы
.
Теор/
практ
Подготовка концерта к Дню Победы
Номера
для концерта
2
67-69
Подготовка мероприятий к празднования 71-летия Победы в ВОВ
Теор/
практ
Рассказ о войне. Разработка мероприятий
Презентация
2
70
Обсуждение работы клуба за год, внесение предложений на следующий год, предложения для новых соц.проектов. Обсуждение работы летом.
Теор/
практ
Игры на раскрепощение, доверие.
Презентация о проделанной работе.
2
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого: обеспечение безопасности ребенка; достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”; продуманная логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в программе.
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Методическое обеспечение.
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82Практическое руководство для начинающих волонтеров
Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Литература.
1. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
2. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
3. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 1997
4. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
5. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
6. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
7. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г.