kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Соотношение возраста рыбы и ее размера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект ученика для получения информации и ее использования на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Соотношение возраста рыбы и ее размера"»

В нашей семье все любят рыбалку. Я ловлю рыбе с 6 лет. Мы с дедушкой и братом побывали на всех реках и озерах Шапшинского поселения, а также на озерах сел Кумзеро и Азла.

Мы ловим щуку, окуня, сорогу, ершей.

Рыба попадается разная: и крупная, и мелкая. Я всегда думал: чем крупнее рыба, тем больше ей лет. А недавно я прочитал книгу Анатолия Ехалова «Невероятное лето на Белом озере». Там говориться о рыбе белуге, которая «икру начинает метать, когда достигает веса 70-80 кг в возрасте 17-18 лет» (источник 1). И я задумался: а сколько же лет рыбе, которую мы поймали? И вообще, сколько лет могут жить речные рыбы?

Действительно ли зависит размер рыбы от ее возраста?


Гипотеза: чем крупнее рыба, тем она старше.


Я поставил перед собой цель: доказать, что размер рыбы зависит от ее возраста


Для достижения цели нужно выполнить следующие

задачи:

  1. найти теоретический материал для подтверждения гипотезы;

  2. найти информацию о способах определения возраста рыб;

  3. воспользоваться данными способами практически;

  4. соотнести размер рыбы и ее возраст;

  5. узнать продолжительность жизни речных рыб;

  6. создать таблицу соотношения размера рыбы и ее возраста.


Технологическая карта проекта

Разделы технологической карты

Краткая характеристика




Тема проекта

Соотношение возраста рыбы и ее размера

Смысл проектной деятельности

Получение информации и ее использование на практике

Цель проекта

Доказать, что размер рыбы зависит от ее возраста

Кому адресован проект

Учащиеся начальной школы, рыболовы - любители

Продукт проектной деятельности

таблица соотношения размера рыбы и ее возраста

Необходимые средства (что нужно для выполнения проекта):

Источники информации

  1. Природа.

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Энциклопедия «Рыбы».

  4. Книга: Анатолий Ехалов «Невероятное лето на Белом озере»

  5. Атлас родной природы. Животные водоемов.

Приборы и материалы

Компьютер, лупа, цифровой микроскоп, линейка, рулетка

Необходимые умения, способы работы

Работа с цифровым микроскопом и лупой, работа с Интернет – источниками, наблюдения в природе, работа с литературными источниками.

Время, необходимое для выполнения проекта

1 месяц

План работы над проектом:

Этап 1

Наблюдения в природе - выдвижение проблемы

Этап 2

Работа с Интернет – источниками - поиск теоретического материала для подтверждения гипотезы

Этап 3

Работа с Интернет – источниками - поиск информации о способах определения возраста рыб

Этап 4

Работа с цифровым микроскопом и лупой - использование полученных знаний

Этап 5

Работа с измерительными инструментами - установление соотношения размера рыбы и ее возраста

Этап 6

Работа с литературными источниками - поиск информации о продолжительности жизни речных рыб

Этап 7

Создание таблицы соотношения размера рыбы и ее возраста

Этап 8

Оформление проекта и презентации



Подтверждение своей гипотезы я нашел на сайте «Мир рыб». (источник 5)Там я узнал, что «в отличие от других животных рыбы растут постоянно в течение всей жизни. В течение года рост рыбы идет неравномерно и находится в прямой зависимости от условий обитания, в частности обеспеченности пищей, от температуры воды, содержания кислорода и многих других факторов. Рост рыбы происходит неравномерно: в молодом возрасте рыба растет быстрее, по достижении ею половой зрелости рост замедляется и к старости постепенно затухает». Значит, мои предположения оказались верны: чем крупнее пойманная рыба, тем она старше.

Теперь нужно было научиться определять возраст рыб. Для этого я нашел в Интернете информацию о способах определения возраста рыб (источник 4) и воспользовался ими на практике.

Я узнал, что существует несколько способов определения возраста у рыб: по чешуе, по жаберной крышке, по срезу костей и другие.

Возможность определения возраста рыбы по чешуе (источник 7) открыл известный всем нидерландский натуралист и изобретатель микроскопа Левенгук в 1684 году.

У многих рыб первые чешуйки заметны через 30-40 дней после выхода личинки из икры, у некоторых значительно позднее. Затем, во второй год, под чешуйкой первого года вырастает вторая, размером больше первой настолько, что ее край выдается за такой же край первой пластинки. На третий год появляется третья и т. д. В конце концов, у взрослой рыбы, имеющей возраст, например, пять лет, каждая чешуйка состоит из пяти пластинок.

Таким образом, чешуйка обнаруживает сходство с детской пирамидкой: вверху самый маленький кружок, внизу самый большой, сверху чешуйки самая маленькая, она и самая старая пластинка, снизу — самая большая, она же самая молодая.

Второй способ определения возраста рыб - по костям жаберных крышек. На них, так же, как и на чешуйчатых пластинках, имеются годовые линии.

На практике я воспользовался двумя способами определения возраста рыб.

Для определения возраста пойманной щуки я использовал первый способ, т.к. у щуки крупная чешуя. При помощи цифрового микроскопа удалось рассмотреть годовые кольца на пластинках чешуи. Оказалось, что трем пойманным щукам 1, 2 и 3 года.( см. презентацию)

Вторым способом - определение возраста по костям жаберных крышек – я пользовался для определения возраста пойманных окуней, т.к. у них чешуя мелкая. При помощи лупы я увидел, что на жаберных крышках так же, как и на чешуйчатых пластинках, имеются годовые линии.

Затем я измерил размеры исследуемых рыб. По результатам измерения сделал рисунки (см. приложение 1и 4).

На следующем этапе работы с интернетом (источник 6) и литературными источниками (источник2,3) я нашел информацию о продолжительности жизни речных рыб (см. приложение 2) и об их максимальных размерах (см. приложение 3).

Вывод: моя гипотеза подтвердилась – действительно, чем крупнее пойманная рыба, тем она старше.

Полученные данные я оформил в виде таблицы, которую мы с учительницей распечатали на закладках. Эти закладки я подарю папе, дедушке, старшему брату и другим рыболовам, чтобы по таблице они смогли определить возраст пойманной рыбы.

Я надеюсь, что мое исследование принесет пользу всем любителям – рыболовам и заинтересует моих друзей и одноклассников.




Список литературы и Интернет- источников

  1. Анатолий Ехалов «Невероятное лето на Белом озере».Вологда, творческий центр «Матица», 2009

  2. Атлас родной природы. Животные водоемов. Учебное пособие для школьников младших и средних классов. Москва, Эгмонт Россия, 2002

  3. Энциклопедия «Рыбы», Мегепроект, 2002

  4. .http://fishermenfrompinsk.ru/doc/slovar

  5. http://мир-рыб.рф/

  6. http://vamm.ucoz.com/publ/rybalka/ryby_nashikh_rek/vozrast_ryb/

  7. http://babyps.livejournal.com/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проект "Соотношение возраста рыбы и ее размера"

Автор: Кораблева Наталья Вениаминовна

Дата: 15.02.2019

Номер свидетельства: 499830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства