Проект "Подари тепло души" ( Понафидина Н.Н. МОУ СШИ №2)
Проект "Подари тепло души" ( Понафидина Н.Н. МОУ СШИ №2)
Цели проекта:
формирование активной гражданской позиции учащихся через систему благотворительных мероприятий, направленных на привлечение внимания к решению социальных проблем в своем городе;
приобретение социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций;
оказание моральной и материальной помощи детям, пожилым людям, одиноким гражданам, оказавшимся в трудных социальных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Руководитель проекта: зам. директора Зотова Наталья Васильевна
Возраст участников: 14-16 лет.
Оборудование: схемы проектной деятельности, дополнительная литература по теме, компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотобумага, копировальная бумага для офисной техники, ватманы, краски и др. канцелярские принадлежности.
Пояснительная записка
Твори добро, другим во благо…
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.
Толерантность и милосердие, представляется нам одними из важнейших ценностей человека. И в связи с этим, был создан социальный проект «Поделись теплом своей души». Проект рассчитан на 6 месяцев. В ходе проекта учащиеся самостоятельно провели исследования по различным источникам СМИ (печатные издания, Интернет ресурсы), проводили анкетирование у сверстников, родителей, оформляли результаты своих исследований в виде диаграмм, презентаций, буклетов. В ходе создания проекта были применены такие методы, как наблюдение, изучение проблемы, интервьюирование (у сверстников, родителей), опросы.
Приоритетные направления проекта « Подари тепло души»:
1. Акция «Дети - детям» - оказание помощи сиротам и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
2. Акция «Прояви заботу» - посещение Дома Ветеранов с концертной программой и подарками.
3. Акция « Меньшие братья»- сбор корма, посещение станции Юных натуралистов и поддержка птиц в зимнее время.
В современное время, когда компьютеры и телефоны, заменили человеческое общение, тема милосердия и благотворительности приобретает еще более острую актуальность. Важно, чтобы ребенок или взрослый, ни при каких обстоятельствах не утрачивал способность быть милосердным, уметь сострадать, ценить такие качества, как доброта, сочувствие, сострадание, уметь делиться человеческим теплом, заботиться о ближнем. Занимаясь благотворительностью, мы не просто дарим добро от себя, но и получаем колоссальную отдачу! А это самое главное!
Цели проекта:
формирование активной гражданской позиции учащихся через систему благотворительных мероприятий, направленных на привлечение внимания к решению социальных проблем в своем городе;
приобретение социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций;
оказание моральной и материальной помощи детям, пожилым людям, одиноким гражданам, оказавшимся в трудных социальных условиях.
овладеть учащимся теоретическими знаниями и умениями, необходимыми для участия в социально значимом проекте;
овладеть практическим опытом участия в социальном проекте;
вовлечь других учащихся и родителей в совместную деятельность по решению проблем социального характера.
Ожидаемые результаты:
вовлечение учащихся, готовых проявить милосердие к людям, нуждающимся в поддержке в социально значимую деятельность;
рост общественной активности участников учебно - воспитательного процесса школы;
развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности;
формирование гражданской позиции;
формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, к сиротам и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
воспитание у учащихся в себе ответственного сознания и поведения в повседневной жизни — один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
Миссия проекта — воспитание гражданственности, развитие лучших моральных качеств: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, потерял веру в поддержку со стороны других людей.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект
Потребность развития социальной активности детей, успешного обретения позитивного социального опыта.
Психологический аспект
Получение морального удовлетворения от общения, переживаний и результатов своей работы.
Педагогический аспект
Опыт коллективной и индивидуальной работы воспитания детей в процессе социально значимой деятельности, которая при определенных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяющей сформировать зрелую гражданскую позицию.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 - март 2017 года
Разработка системы оценки проекта и формирование общественного мнения.
Результаты данного проекта будут представлены:
1. на обсуждение участникам Совета лидеров;
2. методическому объединению классных руководителей и воспитателей;
3. участникам ДОО « Друзья»:
через школьную газету «Школьный дозор» - публикации статей о ходе акции;
на сайте школы МОУ «СШИ №2»- информация о ходе проекта;
организация фотовыставки «Поделись теплом души».
Анализ результатов работы:
Выводы по анализу результатов работы в ходе реализации общешкольного проекта « Поделись теплом души:
социальный проект реализован полностью;
цель и задачи проделанной работы достигнуты;
интерес учащихся к работе в проекте высокий;
родители учащихся откликаются и участвуют в проекте;
необходимо продолжить работу в данном направлении в 2017-2018уч.г.;
считать данное направление работы - хорошей традицией школы.
I. Актуальность и важность данной проблемы.
Милосердными людьми всегда была богата Россия. Каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с простой и естественной вещью, вызывающей уважение у окружающих и неизменно приятной для себя – оказание бескорыстной помощи и поддержка людей или какого-либо дела.
Сейчас в России возрождаются традиции благотворительности, милосердия, добровольческой помощи нуждающимся. Особенно радует то, что молодежь активно участвует в этом процессе. Как ни странно, в период, когда в стране царит политическая и социально-экономическая нестабильность, падение уровня жизни населения, трансформация ценностной системы и масса других трудностей, молодёжь особенно чувствует проблемы социально незащищенных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, престарелых, многодетных и малообеспеченных семей.
Привлечение подростков и молодежи к милосердной деятельности, на наш взгляд, способствует гражданскому становлению личности.
Сегодня дети и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую классным руководителям и воспитателям не хватает достаточно времени на воспитание духовности и нравственности у юного поколения. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее отношению к взрослым, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. А современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Между тем, школа - это то место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами дети в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом у них стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому они чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.
II. Информационное поле.
Для реализации проекта учащимися были изучены следующие нормативно - правовые документы:
Конституция РФ,
Конвенция о правах ребенка,
Конвенция прав человека и т.д.
Данный анализ правовых документов позволил решить следующие вопросы:
определить круг обязанностей и пределы дозволенного в рамках реализации проекта;
правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми в ходе реализации проекта;
материал средств массовой информации и интернета позволил выявить статистику данной проблемы.
Анкетирование.
Используя анкетирование, был проведён социологический опрос среди учащихся, их родителей и сотрудников школы о милосердии, заботе. Для этого была составлена и запущена анкета. В анкетировании приняли участие 200 учеников и 100 взрослых: преподаватели нашей школы и родители. Анкета состояла из следующих вопросов (что такое забота, милосердие, заботитесь ли вы о ком-либо, проявляете ли милосердие близким, нужно ли в нашем обществе милосердие, хотели ли вы участвовать в проекте «Поделись теплом души» и т.д.) (приложение №1).
На вопросы:
«Что такое забота?» положительно ответили все участники. (Приложение 2, диаграмма 1).
«Что такое милосердие?» - правильно ответили все, даже дети начального звена. (Приложение 2, диаграмма 2).
«Заботитесь ли вы о ком-либо?» о родителях -20 %, животных-35%, дедушке и бабушке – 45%, не забочусь - нет. (Приложение 2, диаграмма 3).
«Нужно ли в нашем обществе милосердие?» - у всех ответ – да. (Приложение 2, диаграмма 4).
«Хотели ли бы вы участвовать в проекте «Поделись теплом души?» - 90 % (Приложение 2, диаграмма 5).
Вывод: все учащиеся и взрослые, участвующие в анкетировании, понимают смысл понятий «милосердие», «толерантность» и не отрицают свое участие в деятельности.
Анализ нормативно-правовой базы.
Конвенция о правах ребенка от 1989 г.
Статья 15. Государства-участники признают право каждого ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Статья 27. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Конституция РФ от12 декабря 1993 г.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 44. Каждый имеет право на участие в культурной жизни Федеральная целевая программа "Старшее поколение"
Цель программы: создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития сети и совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности, медицинской помощи, социальных, образовательных культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия: активному участию пожилых людей в жизни общества.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
УСТАВ МОУ «Санаторная школа-интернат № 2» для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска определяет среди приоритетных задач школы - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, воспитание у учеников гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине.
Программа развития школы, определяет своими целями модель формирования гармонично развитой личности, ориентированной в современном социуме.
Таким образом, социальное проектирование по теме «Милосердие и забота о людях»- правомерно.
III. Программа действий, которую предлагает данная проблема.
№ п/п
Срок реализации
Наименование мероприятия
Форма проведения
1.
Сентябрь
Проект «Поделись теплом души».
День мудрости
знакомство с программой;
формирование творческих групп;
определение цели и задачи работы каждой группы;
назначение главного координатора в каждой группе;
определить сроки выполнения задач каждой группой;
подготовка концерта;
изготовление подарков для дома ветеранов
2
Октябрь
День мудрости
День учителя
Акция « Дети– детям»
посещение Дома Ветеранов с концертом и подарками;
организация общешкольного концерта для бабушек и дедушек учащихся школы.
поздравление учителей
с праздником.
организация общешкольного концерта.
посещение детского дома «Родник»
3
Ноябрь
Неделя толерантности
«Меньшие братья»
театрализованные представления на темы: « Не будь равнодушным», « Наш класс- пространство толерантности»,
Мастер – класс по рисованию «В кругу друзей».
Проект « Моя большая семья»
акция по сбору корма для животных станции Юных натуралистов
4
Декабрь
Сказка «Приключение Нового года»
Акция «Наши пернатые друзья»
подготовка сказки для учащихся начального звена
изготовление кормушек для птиц, заготовка корма для птиц в зимний период.
5
Январь
Сказка «Приключение Нового года»
Акция «Наши пернатые друзья»
показ сказки для начального звена.
приглашение детей детского дома «Родник».
кормушки для птиц, забота о корме для птиц в зимний период.
6
Февраль
Помощь Маше.
оказание помощи ученице нашей школы, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации.
7
Март
Мир наших увлечений.
Итог реализация проекта «Подари тепло души»
посещение детского дома «Родник» с целью проведения совместного мероприятия « Мир наших увлечений»
защита проекта. Показ презентации по итогу работы над проектом «Подари тепло души» с рассказом о ходе проекта.
IV. Реализация плана действий команды
Для реализации плана была организована работа по направлениям:
Направления деятельности
Содержание деятельности
1.
Акция «Дети - детям»
Помощь Маше
Для ребят Дома ребенка №1:
собраны гигиенические принадлежности, канцтовары, книги, одежда, игрушки;
организовали игры, подготовлены художественные номера.
подготовлена и показана новогодняя сказка «Приключение Нового года».
Оказана материальная помощь учащейся нашей школы, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации.
учащимися старших классов подарены мыло и сувениры, сделанные своими руками;
поздравили ветеранов школы и учителей с праздником.
3.
Акции
«меньшие братья»,
«Наши пернатые друзья»
Для животных станции Юных натуралистов:
организовали сбор кормов;
посетили станцию Юных натуралистов - 2 раза в 1 полугодии;
изготовили кормушки для птиц в рамках школьной акции «Наши пернатые друзья»;
подкармливали птиц в течение всего зимнего периода.
Главная задача нашего проекта - вовлечь в благотворительную деятельность как можно больше учащихся, чтобы каждый ребенок почувствовал свою необходимость в социально значимой деятельности.
Плюсы проекта: проект не требует больших финансовых затрат (что немало важно в период экономического кризиса), а нашей теплоты души, сочувствия, милосердия и щедрости хватит многим…
Перспективы данного проекта:
активизируется общественно полезная деятельность учащихся школы;
учащиеся школы подготовятся для активной общественной жизни города в будущем;
активная деятельность учащихся школы поможет социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и внесет определенный вклад для решения других общественных (социальных) проблем.
в итоге - участие детей в общественно - полезной деятельности поможет оздоровить социум и, конечно же, сформирует моральные и нравственные качества детей
В своей деятельности мы придерживаемся таких лозунгов:
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
(Из толкового словаря В.И. Даля)
«Милосердие – это готовность из сострадания, человеколюбия оказать помощь, не требуя благодарности, награды»
«Милосердие – это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими»
Приложение №1. Социальный опрос.
Что такое забота?;
О ком ты заботишься? - о родителях; - о животных; - о бабушке и дедушке (не забочусь);
Что такое милосердие?;
Нужно ли в нашем обществе милосердие? (да – нет);
Хотели ли вы участвовать в проекте «Подари тепло своей души»? (да – не знаю)
Приложение №2. Диаграммы.
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма №4
Диаграмма №5
Сценарий выступления.
1 ученик. Актуальность.
Современный мир - век высоких технологий, компьютеризации, интернета. Взрослые не видят глаз детей. Нет живого общения ни дома, ни среди сверстников. Пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные - та группа людей, которая особо нуждается во внимании, но часто лишены этого. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков. Многие из них стали равнодушными, их не интересуют общественные дела и окружающие люди. Наш проект «Поделись теплом» создает условия для того, чтобы люди смогли проявить свои лучшие человеческие качества, такие как милосердие, сочувствие, доброта, жалость. Мы не хотим быть равнодушными и безразличными! Мы хотим научить всех видеть вокруг себя и находить тех, кто нуждается в нашей помощи!
Мы хотим научить открывать свои сердца для решения важных проблем общества!
Как все начиналось. Лет 20 назад учащиеся 7-ых классов по велению души решили посетить областной дом ребенка № 5, в котором находятся дети до 4-х лет. При первом посещении школьники получили мощный эмоциональный стресс, что таких маленьких детей бросили родители. Они задавали вопросы: «Почему взрослые так поступают?», «Какая судьба будет у этих детей?». Были слезы, непонимание, жалость и огромное желание вернуться к детям снова и хоть чем-то помочь им. Появилось желание поделиться с другими учащимися своими впечатлениями. Ребята с нетерпением ждали следующего посещения, готовили подарки, обратились с просьбой о помощи ко всем учащимся школы. Появилась заметка в газете «Магнитогорский металл», где сотрудники обратились к горожанам с просьбой о помощи дому ребенка № 5. Просили гигиенические принадлежности, канцтовары, игрушки.
Просьба не оставила равнодушными и наших учащихся школы.. Поддержали ребят и родители, каждый старался принять посильное участие в этой акции. С 2006 года это посещение переросло в школьный социальный проект «Поделись теплом своей души», который продолжается по сегодняшний день. В рамки данного проекта, кроме акции «Дети-детям», вошли акции «Прояви заботу» - посещение Дома Ветеранов, акция «Меньшие братья» и «Наши пернатые друзья».
2 ученик.Информационное поле
Для реализации проекта учащимися были изучены нормативно- правовые документы:
Конституция РФ,
Конвенция о правах ребенка,
Конвенция прав человека и т.д.
Анализ документов определил круг обязанностей и пределы дозволенного в рамках реализации проекта. Правовая основа позволила учащимся правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми. Из средств массовой информации и интернета мы выявили статистику данных проблем.
На данный момент в Магнитогорске проживает более 90 тысяч детей, и 2000 из них (2,2%) имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сравнении с прошлым годом эта численность уменьшилась на 4,1%. Причем 84,3% сирот в нашем городе являются социальными — то есть их родители живы, но по каким-то причинам не могут заниматься воспитанием своих мальчиков и девочек. Оставшиеся 15,7% составляют биологические сироты — ребята, чьих родителей нет в живых.
Органы опеки и попечительства тем временем работают, не покладая рук: в 2016 году они устроили в семьи 350 ребят: 213 передали под опеку, 40 — на усыновление, 97 — в приемные семьи. По сравнению с 2015 годом этот показатель оказался больше на 29,2%. Но каждый раз мы задаем себе вопрос « Почему эти дети никому не нужны», « Почему о пожилых людях не заботятся их дети?» и, самое главное, при каждом посещении мы себе говорим «Я никогда так не поступлю».
Используя анкетирование, был проведён социологический опрос среди учащихся, их родителей и сотрудников школы о милосердии, заботе. Для этого была составлена и запущена анкета. В анкетировании приняли участие 200 учеников и 100 взрослых: преподаватели нашей школы и родители. Анкета состояла из следующих вопросов (что такое забота, милосердие, заботитесь ли вы о ком-либо, проявляете ли милосердие близким, нужно ли в нашем обществе милосердие, хотели ли вы участвовать в проекте «Поделись теплом души», и т.д.) (приложение №1)
На вопросы:
«Что такое забота» положительно ответили все участники. (Приложение 2, диаграмма 1).
«Что такое милосердие» - правильно ответили все, даже дети начального звена. (Приложение 2, диаграмма 2).
«О ком вы заботитесь» о родителях -20 %, животных-35%, дедушек и бабушек – 45%, не забочусь - нет. (Приложение 3, диаграмма 1).
«Нужно ли в нашем обществе милосердие» - у всех ответ – да. (Приложение 3, диаграмма 2).
«Хотели ли вы участвовать в проекте «Поделись теплом души» - 90 % (Приложение 3, диаграмма 3).
Мы пришли к следующим выводам: все учащиеся и взрослые, участвующие в анкетировании, понимают глубокий смысл понятий «милосердие», «толерантность», большинство хотят принять участие в проекте, а учащиеся начальной школы выразили большое желание познакомиться и общаться с детьми, посещая Дом ребенка.
3 ученик. Программа действия.
Мы представили свой проект в виде Дома, где каждому будет тепло и уютно. Дети должны быть в семье, а пожилые люди окружены заботой и любовью своих детей. Фундаментом нашего Дома являются наши акции: «Дети-детям», «Прояви заботу» и «Меньшие братья», «Наши пернатые друзья». В сентябре на заседании Совета лидеров мы ознакомились с программой проекта, сформулировали цели и задачи. Сформировали команды проекта и назначили главных координаторов. Определили сроки реализации и формы работы в соответствии с возрастом и возможностями.
4 ученик. Наша деятельность
Результатом данных акций являются те минуты радости, которые испытывают наши маленькие подопечные детки, а пожилые люди получают то общение и внимание, которое им катастрофически не хватает. В очередной раз при посещении Дома Ветеранов, бабушки и дедушки нас ждут, как своих родных внучат. Готовят нам угощение, а главное, просто прижмут к себе и обнимут. Нам становится радостно и тепло от такого приема. А не это ли главное в нашем посещении? Мы знаем, что дети детских домов ограничены в общении с другими детьми. А им так нужна социализация, ведь им дальше жить в обществе. Мы в этот раз мы пригласили их к себе в школу. Сколько у них было радости и впечатлений!
И сказка, которую мы им показали, очень понравилась. А впереди нас ждет встреча с ними в их «Доме», так как они нас пригласили к себе, показать свои таланты.
Показ фильма.
5 ученик.
Ребята нашей школы осознают свою полезность и необходимость работы в данном направлении. Они получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни. Ребята не только принимают участие в организации и проведении общественно полезных акций, но и получают навыки организаторской работы, возможность самосовершенствования и личного роста, опыт работы в команде, расширения круга общения и успешной социализации в обществе. Мы думаем, в конечном итоге, проявление милосердия может привести людей к меценатству, желанию помочь другим людям и главное - дети должны осознать необходимость полноценной семьи, здоровых отношений и твердое убеждение « Я никогда не брошу своего ребенка и своих родителей».
И если кому–то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря.
Доброта слабых делает сильными,
сильных - великодушными, а весь мир - чище и ярче.
Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Пусть в груди каждого из нас будут биться только добрые сердца!