kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Огненная дорога», посвящённый Подвигу водителей во время блокады Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Огненная дорога», посвящённый Подвигу водителей во время блокады Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Проект «Огненная дорога», посвящённый Подвигу водителей во время блокады Ленинграда»


СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»









Проект «Огненная дорога», посвящённый Подвигу водителей во время блокады Ленинграда

































29 мая в России отмечают День Автомобильных войск. Страна чествует военных автомобилистов, солдат, для которых машина — не просто средство передвижения. Военные годы помнят немало подвигов водителей. Особого внимания заслуживают солдаты, доставлявшие груз в осажденный Ленинград по Дороге жизни

Единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный город с «Большой землей», была военная трасса №101. Она, проходящая через Ладожское озеро, миллионам людей известна как Дорога жизни. В тяжелейших условиях, рискуя жизнью, водители совершали по несколько челночных выездов в день, доставляя в осажденный город продовольствие, топливо и боеприпасы. Грузовики шли с открытыми дверями кабин, чтобы у водителя была возможность выскочить из уходящей под лед машины. Немцы постоянно обстреливали дорогу с берега, бомбили с воздуха. Вдоль дороги висели плакаты.: «Водитель, помни! Каждые два рейса пути обеспечивают жизнь десяти тысяч ленинградцев. Борись за два рейса!»  И они боролись!

На привокзальной площади станции Подборовье Ленинградской области — здесь начиналась когда-то легендарная Дорога — установлен памятник знаменитой «Трехтонке». Именно автомобиль ЗИС-5 увековечил подвиг водителей Дороги жизни.


Работу на Ладоге всегда сопровождал огромный риск, и для сотен людей Дорога жизни стала смертельной. Гидрографы, проводившие расчеты грузоподъемности льда, да и сами водители зачастую руководствовались принципом: если нельзя, но очень нужно, то можно. Дополнительную опасность представляли ночные рейсы, когда колонны шли со светомаскировкой, ориентируясь по расставленным вешкам, фонарям регулировщиц и встречным конным обозам. Доставить в Ленинград полный объем груза не удавалось и из-за постоянных вражеских бомбежек.
За сутки водитель должен был совершить два рейса подряд, но большинство бойцов этой нормой не ограничивались. К машинам, идущим с дистанцией 150–200 м, часто цепляли сани-розвальни. Как правило, водители не закрывали двери, чтобы быстро покинуть кабину, если автомобиль начнет проваливаться под лед. Иногда двери и вовсе снимали. Ездили в основном ночью, при этом некоторые водители умудрялись иногда делать несколько ходок. Фашисты постоянно бомбили трассу; за время действия «Дороги жизни» над ней сбили около 500 немецких самолетов. Изможденные и уставшие солдаты, чтобы не уснуть в дороге, подвешивали к стенке кабины котелок, который гремел и бил по голове. За каждые сто тонн, провезенных через Ладогу, водитель рисовал на капоте машины звездочку, как летчики за сбитый самолет.

В историю блокады Ленинграда вписаны сотни имен и подвигов водителей-красноармейцев. Одним из героев был Максим Твердохлеб. В канун празднования Нового, 1942, года он вез через Ладогу необычный груз. Это были фанерные ящики с надписями «Детям героического Ленинграда!», в которых были мандарины для маленьких блокадников. На половине пути машину Твердохлеба атаковали два немецких «мессершмита», изрешетив кабину и ранив в руку водителя. С пробитым лобовым стеклом и дымящим радиатором, не видя дороги, раненый Максим Твердохлеб все же доставил подарки ленинградским детям. На его машине насчитали 49 пробоин.
Это лишь одно из сотен имен, которые хранит в памяти блокадный Ленинград! Своим тяжелым трудом, самоотверженными подвигами водители Дороги жизни помогли осажденному городу выстоять.

Другой случай, когда грузовик Ивана Кудельского заглох: колонна ушла вперёд, стемнело, разыгралась метель, а шофёр, к несчастью, потерял дорогу. Он всю ночь плутал по озеру, наконец, увидев огонь — то был часовой. «Эй, браток, — крикнул наш Ваня, — как попасть в Ленинград? Я, понимаешь ли, заблудился». И тут Кудельский слышит в ответ: «Nicht ferschteen !» То оказался немец, а город — Шлиссельбург, захваченный врагом. Наш водитель не растерялся, бросившись на фрица, связал его и дал газу. Потом пленного, как трофей, привез нашим.

С точки зрения современного автомобилиста, да и водителя 1930-х, расстояние в 30 км не заслуживает внимания. Но у трассы от Кобоны, что на восточном берегу Ладожского озера, до Кокорева на западном – свой собственный счет. Только за первую военную зиму под лед ушло около тысячи машин.

Первый конвой судов по еще не замершей Ладоге в осажденный Ленинград прошел 3 сентября 1941 года. Уже 8-го, когда немцы заняли Шлиссельбург, стало ясно: город на Неве в блокаде. Авиация не могла сполна снабжать город и обороняющие его части, тем более – эвакуировать сотни тысяч жителей. Строители срочно стали прокладывать дорогу от Новой Ладоги к берегу озера, а как только оно замерзло (зима 1941-го выдалась ранней и холодной) – обустраивать ладожский ледовый участок трассы. Первые 60 машин под командой майора В. Порчунова спустились на лед со стороны Ленинграда 22 ноября 1941-го. На следующий день, загрузившись продовольствием, пошли назад.

Чтобы ледовая переправа заработала в полную силу, по всем окрестностям Ленинграда собирали грузовые машины. Когда караваны полуторок подошли к берегу Ладожского озера, у военных прямо руки опустились. Транспорт пришел третьей-четвертой категории, с многих машин сняли покрышки, где-то были сломаны моторы. На таких грузовиках не то, что много не привезешь, некоторые даже с места не могли сдвинуться. С проблемой справились довольно быстро, на Ладоге и на берегу организовали несколько авторемонтных пунктов.

Полуторки ГАЗ-ММ (трехтонки ЗИС-5 пустили по льду позже, когда он стал толще) возили в осажденный город солдат, боеприпасы и, конечно же, хлеб. Назад на восток – раненых бойцов и почти уже безучастных ко всему от голода ленинградцев.

По архивным данным, в 1941–1943 годах «Дорогу жизни» обслуживали свыше 20 тысяч человек – водители, механики, строители, дорожники и т.д. Одних только девушек-регулировщиц на льду (на самом деле действовала не одна, а целых шесть трасс, чтобы рассредоточить потоки и минимизировать потери) работало 700 человек!

В первую военную зиму ледовая переправа держалась до 20-х чисел апреля 1942-го. Последние дни машины шли уже по талой воде. Во вторую блокадную зиму лед на Ладоге был гораздо тоньше, но вновь каждую ночь по озеру шли машины, дежурили регулировщики, работали зенитчики.

Более миллиона тонн грузов перевезли по льду, более 600 тысяч человек эвакуировали (всего по Ладоге – свыше 1,5 млн. т грузов и свыше 1,3 млн. человек). А вот еще числа ладожского счета: 500 граммов хлеба в сутки бойцу на передовой, 300 – в тылу, 250 граммов – рабочему, 125 – иждивенцу и ребенку… Сколько человек погибло во время блокады Ленинграда – в боях, от голода, на «Дороге жизни»? Историки спорят до сих пор. Но главное все же не в цифрах…

Главное, чтобы мы помнили всех: солдат, погибших при обороне одного из самых красивых городов Европы, водителей, не сумевших увернуть грузовик от бомбы или полыньи, мальчишек и девчонок, так и не дождавшихся машины, которая увезет их из страшного, голодного города. Однако – все ли делаем ради этой памяти?

Водителям, совершавшим ежедневный подвиг на Дороге Жизни установлен «Памятник неизвестному шофёру»

Архитектор А.Д.Левенков, художник В.В.Фоменко


Памятник неизвестному шофёру - это красивый военный монумент, установленный на трассе М-18, неподалёку от поселка Дусьево. 
Памятник призван почтить память всех водителей, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли еду в блокадный Ленинград по легендарной Дороге жизни.

Памятник неизвестному шофёру установлен в семидесятых годах 20 века.
Основой для монумента послужил грузовик ГАЗ-АА, более известный как "полуторка". Машина утонула в годы войны, провалившись под лёд Ладожского озера, но впоследствии грузовик был поднят и использован в качестве каркаса для памятника.

Облицованный белоснежным гипсом автомобиль располагается на белом же постаменте, а рядом установлен памятный знак с поясняющей надписью.

Монумент выглядит очень торжественно и красиво, и рядом с ним всегда можно увидеть много цветов. Проезжающие по трассе водители часто сигналят, отдавая дань уважения погибшим на войне шофёрам.





Подвигу водителей известный певец Александр Розенбаум посвятил одну из своих песен - « На дороге жизни»

Всё меньше и меньше число тех, кто помогал блокадному Ленинграду выжить, но наше поколение должно помнить, как простые водители, не взирая на холод и голод, на все другие трудности, совершали свой ежедневный подвиг.

Многие из вас, после окончания техникума пойдут служить Родине в Вооружённых войсках России. В наше непростое время, возможно участие и в вооружённых конфликтах. Но кем бы не пришлось вам служить, с оружием в руках, или за рулём автомобиля, нужно равняться на тех самоотверженных людей, которые не щадя себя, делали всё возможное для достижения Великой Победы. Теперь на вас будет лежать ответственная и почётная миссия защиты нашей Родины от внешней и внутренней агрессии.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект «Огненная дорога», посвящённый Подвигу водителей во время блокады Ленинграда

Автор: Воронова Наталья Александровна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 488098

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства