kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы и трудности в осуществлении антинаркотического воспитания несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще со времен Аристотеля школа, призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной реализации профилактических мер: возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения, влияние на уровень притязаний и самооценку, свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации, возможность привлечения специалистов по профилактике. А самое главное - педагоги непосредственно находятся рядом с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и трудности в осуществлении антинаркотического воспитания несовершеннолетних»

Выступление на семинаре-практикуме для социальных педагогов по теме

«Аспекты работы по антинаркотической профилактике среди несовершеннолетних»


Проблемы и трудности в осуществлении антинаркотического воспитания несовершеннолетних.


Еще со времен Аристотеля школа, призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной реализации профилактических мер: возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения, влияние на уровень притязаний и самооценку, свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации, возможность привлечения специалистов по профилактике. А самое главное - педагоги непосредственно находятся рядом с детьми.

Более того, наркопрофилактическая деятельность вменена педагогам, как неотъемлемая часть воспитательной работы с учащимися. В соответствии с приказом № 330 Минобразования России от 5 февраля 2002 г. “при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы среди обучающихся, воспитанников”.

В настоящее время в стране сформировался мощный фронт борцов с «белой смертью», если посмотреть, сколь многочисленны структуры, вовлечённые в эту деятельность и сколь велико число программ, постановлений, решений, которые по этому поводу принимаются руководством различного уровня. Но все эти структуры, в основном, занимаются выявлением, уничтожением, осуждением и т.п. мероприятиями, их деятельность широко освещается СМИ, ей посвящены советы государственного значения. Школа же остаётся незаметным участником лишь в профилактической работе, т.е. как бы находится в стороне от реализации ставшей общенациональной идеи, именуемой «борьбой с наркотиками». А ведь на самом деле школа – это основное звено на пространстве данной проблематики, от деятельности которого в большой мере зависит успех решения проблемы. Именно здесь реализуются первичные мероприятия в наркопрофилактическом направлении.

Вместе с тем именно в школе существуют неразрешенные проблемы по осуществлению той самой деятельности.

Расчет на энтузиазм и инициативу в условиях сверхзагруженности учителя и снижения его социальной мотивации приводит к отчуждению и формальному отношению к выполнению плановых программ. Это распространяется и на мероприятия по антинаркотической работе, которые включают регулярные акции по организации декад, месячников по профилактике наркомании.

Непосредственная ответственность за исполнение этих мероприятий возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, на социальных педагогов и психологов. Основная нагрузка, как правило, возложена на социальных педагогов, которые непосредственно занимаются малообеспеченными и неблагополучными семьями, трудными подростками и их родителями, осуществляют координацию с Отделом по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и медицинскими учреждениями, организуют лекции специалистов, аккумулируют всю учебно-методическую информацию, необходимую классным руководителям для проведения классных часов и бесед.

Не все нормально и с оценкой актуальности проблемы для школы, что находит выражение в следующих устойчивых стереотипных объяснительных моделях некоторых педагогов:

«В школе нет проблемы наркомании, потому что нет массовых случаев употребления наркотиков или их распространения в стенах школы».

«В нашей школе проблема наркомании стоит не так остро, может быть, она есть в других».

«В школе не должно быть проблемы наркомании, значит, ее нет. А если и есть - это не принято демонстрировать».

Последняя модель существует практически в каждой школе, т.к. Управление образования, формулирующее задачи и оценивающие их решение, ожидают от школ создания «беспроблемной» зоны, конструированием которой и занимаются школьные администрации.

Закрытость школы, стремление завуалировать или иногда даже «не видеть» проблему приводит к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, а иногда и не обладают информацией даже о выявленных случаях употребления наркотиков. Школы не имеют информации о случаях употребления и распространения наркотиков учащимися, поскольку медицинское учреждение не разглашает информацию о своих подопечных.

Точно так же, но по другим причинам, дети и родители скрывают от учителей случаи употребления наркотиков, школа скрывает от начальства, а начальство скрывает от общественности. Так информация обо всем, что связано с наркотиками, становится закрытой (или скрываемой), она «в замкнутом круге, и распространение ее очень скрывается», что становится частью политики построения беспроблемной зоны в школе.

Тем не менее, остается неизменным контингент учащихся, с которыми необходимо проводить наркопрофилактику. Выделяются следующие группы учащихся: «обнаружившиеся наркоманы»; подростки, замеченные в употреблении или распространении наркотиков вне школы; группы риска и трудные подростки; остальные учащиеся школы.

Ранее, еще 5-8 лет назад, учителя обращались за помощью к специалистам в идентификации странного состояния ученика. Сегодня они решаются самостоятельно выделить из общей массы детей тех, кто подвержен риску употребления ПАВ, более внимательно относятся к признакам недомогания или неадекватного поведения учеников. Например, своеобразное состояние на уроке, то есть или очень веселое, или полное равнодушие, безразличие ко всему. Среди других признаков, которые вводят ученика в круг подозреваемых, - это то, что ребенок не ходит в школу, много пропускает, уходит с последних уроков, не ходит на первые уроки, спит.

При подозрении в первую очередь в известность ставятся родители ребенка. Сам ребенок вызывается сначала к директору, затем на Совет школы или педагогический совет, и только потом, при полном соглашении педагогического коллектива, соответствующая информация отправляется в другие учреждения.

Наложение на проблему наркомании вето «молчания» и выведение ее за пределы «нормального» приводят к формированию в школе феномена стигматизации наркомании и наркотиков и выталкивания ее за границу зоны ответственности. Подозреваемые в употреблении наркотиков рассматриваются как потенциальная проблема.

Можно выделить две основные стратегии по отношению к школьнику, замеченному в употреблении и распространении наркотиков. Первая стратегия подчеркивает необходимость изоляции «патологично больного ребенка» из школьной среды, ограждения остальных от его влияния. В этом случае «наркомана» исключают из школы, либо дают понять, что его дальнейшее обучение невозможно, либо переводят на вечернее обучение и т.д. Другая стратегия отстаивает права подростка, «попавшего в беду», на помощь, поддержку и невозможность его изоляции, хотя бы даже в силу того, что некуда. Сторонники этой позиции призывают «не отворачиваться от этих детей», а «воспитывать в коллективе». И в этом случае, чаще всего, проблема остается в школе, а не распространяется.

Вместе с тем, необходимо отметить, что качество и количество антинаркотических мероприятий в школе постоянно увеличивается, формы совершенствуются. Помимо разовых акций, элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществоведение» и т.д., а также косвенно затрагиваются при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д.

Но основу антипропаганды наркотиков в школе составляют мероприятия, формулируемые районными, городскими и областными структурами, которые «спускаются» сверху зачастую в форме «интенсива» (так называемые декады, месячники «Без наркотиков», «Против наркотиков» и т.п.). В этой краткосрочной работе принимают участие все – классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по Воспитательной работе, библиотекари, психологи, учителя-предметники (например, ОБЖ и физкультуры).

Эти акции являются частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Содержательная часть, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных часов, конкурсов рисунков и сочинений, лекций специалистов-медиков и сотрудников полиции для учеников, учителей и родителей.

Но и тут не все гладко. Главная проблема работы в этом направлении, по мнению учителей, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом среди детей, обладал необходимой информацией и умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. В силу известных обстоятельств учителя ощущают свою неготовность к ведению этой работы и в то же время критично относятся к эффективности работы других специалистов - психологов, врачей, полицейских, не всегда подготовленных к общению с детской аудиторией и не всегда демонстрирующих необходимый уровень профессионализма. Учителя озабочены доминированием формального подхода к лекциям и беседам, который проявляется и в том, что медики и представители правоохранительных органов стремятся охватить как можно более широкую аудиторию «за один раз», предпочитают лекции беседам, что многократно снижает эффективность мероприятия как такового.


Мнение учащихся МБОУ СОШ № 3 об эффективности мероприятий по наркопрофилактике, проводимых в школе

Число респондентов – 117 чел. (учащиеся 6а, 7а,б, 8а, 9а)


Вид мероприятий

Выбор учащихся

Видеолектории (сеансы видеофильмов)

24 %

Общешкольная акция-концерт

22 %

Распространение брошюр, буклетов

21 %

Психологические тренинги

12 %

Выставки плакатов, стенгазет

7 %

Выступление инспектора ПДН

7 %

Классные часы (самоподготовка)

4 %

Выступление медицинских работников

2 %

Телефон доверия

1 %


О неэффективности профилактики наркомании в школе учителя чаще говорят в терминах отсутствия организационных ресурсов и специальных программ, сетуют на позицию государственных управленческих структур и местных органов управления образования, которые гонятся «за валом». Не систематичность, а иногда авральность «спускаемых сверху» мероприятий приводит к тому, что учителя «пишут отписку».

Несмотря на все существующие проблемы, работа по профилактике употребления ПАВ необходимо проводить.


Легенда о…

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь…Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

-Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели.

Третий путник им ответил:

-Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать тонущих детей, строя лечебницы, реабилитационные центы, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Но главное – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.


Речь идет о последовательной противоалкогольной и противонаркотической воспитательной работе в школе с 1 по 11 классы, включающей:


1) распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем;


2) формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и алкоголе, и умение принимать правильные решения;


3) формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения.


По всем этим направлениям уже осуществляются следующие мероприятия:


- определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам и алкоголю: образовательно-психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая;


- групповые и индивидуальные занятия, проводимые психологами и педагогами и направленные на развитие навыков социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.;


- вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.


- беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, полицейскими, специалистами социальных учреждений, с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридических последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем. Видеоматериалы.


- переход от лекционной формы работы к беседе с вовлечением слушателей в оценку и обсуждение информации. Проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участием аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, графиков.


- работа с семьей. Родители информируются о вреде наркотиков для подрастающего поколения и необходимости направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям.


Таким образом, школа, несмотря на существующие проблемы, реализует профилактическую систему, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.


Социальный педагог Казакова И.Б.

Ноябрь 2014 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Казакова Ирина Борисовна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства