kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте и моя роль как учителя физики в данном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассуждения на тему профессионального самоопределения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте и моя роль как учителя физики в данном процессе»

Проблема профессионального

самоопределения в юношеском возрасте

и моя роль как учителя физики в данном процессе



В Сызрани не добывают нефть, так же, как и не собирают автомобили, не выращивают пшеницу и не заготавливают лес.

Но! В нашем городе работают два легендарных завода: ОАО «Тяжмаш» и Сызранский нефтеперерабатывающий завод», которые стали современнейшими предприятиями в области тяжелого машиностроения и нефтепереработки. В нашем городе много мелких предприятий и организаций. занимающихся различной деятельностью, а следовательно, широкая сеть учреждений, готовящих специалистов для различных отраслей. Рассказать обо всех профессиях просто невозможно. Однако, обеспечивая сознательный выбор обучающимися профессии, мы, учителя, должны:

  • знакомить их с различными видами труда и профессиями;

  • изучать их склонности, особенности и профессиональные интересы, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии;

  • консультировать обучающихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Каждый учитель должен овладеть методикой отбора профориентационного материала. Этот отбор может проводиться в следующей последовательности:

а) изучение и анализ учебных программ и школьных учебников с целью определения перечня профессий, на которые будет осуществляться ориентация учащихся;

б) изучение и анализ профессионально-квалификационных характеристик, программ профессиональной подготовки;

в) изучение опыта работы предприятий, организаций и передовых рабочих;

г) анализ школьных программ трудового обучения.

Урок есть основная форма обучающего процесса, и от того, насколько серьезно относится учитель-предметник к включению в ход урока профориентационного материала, будет зависеть эффективность работы всей школы в подготовке обучающихся к обоснованному, правильному выбору профессии.

В процессе изучения школьниками основ наук происходит формирование у них интереса к различным областям знаний: физике, математике, химии, информатике, биологии и др. Одной из задач учителя является стимулирование обучающихся к более серьезному и глубокому изучению того или иного предмета. Для того, чтобы школьные уроки имели профориентационную направленность, нам, учителям-предметникам, необходимо стремиться к тому, чтобы излагаемый профориентационный материал был непосредственно связан с программным, способствовал сознательному и прочному усвоению учебного материала, соответствовал современному уровню социального и научно-технического прогресса, отражал перспективы развития данной науки, был посильным в освоении.

Уже в процессе подготовки к уроку учитель должен на всех этапах подготовки предусматривать решение профориентационных задач.

Основными формами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

  • беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

  • решение различного рода задач с практическим содержанием;

  • участие в олимпиадах, вечерах, теоретических конференциях;

  • участие в работе трудовых объединений старшеклассников;

  • просмотр кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;

  • экскурсии на предприятия, выставки передового опыта;

  • встречи со специалистами и передовиками производства;

Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

При координации работы школы, базовых предприятий и учебных заведений города необходимо значительное внимание уделять совместным культурно-массовым мероприятиям и спортивным встречам, которые должны стать составной частью в работе по профориентации. Содержание их должно носить не только развлекательный характер, но и иметь профориентационную направленность.

Такие мероприятия, как экскурсии по историческим местам, туристические походы, спортивные соревнования, способствуют воспитанию у школьников, будущих рабочих, чувства трудового долга, умения душой болеть за престиж и достоинство своей профессии.

Подготовка школьников к практической самостоятельной деятельности, требующей постоянного самообразования, предполагает формирование у них умений комплексного использования знаний, выработку рациональных путей решения задач на основе межпредметных связей.

Реализуя межпредметные связи в обучении, обучающиеся усваивают элементы технического конструирования, материаловедения, механической технологии, культуры труда и производственной эстетики, вместе с тем у них в процессе трудовой деятельности углубляются знания по физике, химии, информатике, математике.

Привлечение сведений из гуманитарных предметов тоже может сыграть значительную роль в трудовой подготовке школьников. Обществоведение, история, экономическая география вооружают учеников знаниями о социально-экономических основах общественного производства в разных формациях.

Решение задач, выдвинутых реформой общеобразовательной школы, требует совершенствования системы трудового воспитания и обучения, где бы на основе межпредметных связей, опираясь на все циклы учебных предметов, техническое обучение приобретало подлинное политехническое содержание.

Опыт работы в школе показывает, что лучше руководство профессиональным самоопределением обучающихся осуществляется там, где есть квалифицированные кадры. Поэтому учитель изучает проблемы формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации по трудам А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.

Учитель, кроме того, должен иметь современные знания в области экономики, социологии, медицины, анатомии и физиологии человека, хорошо знать структуру народного хозяйства, систему распределения трудовых ресурсов, психолого-педагогические основы профориентации, в частности, до тонкостей знать методику подбора профориентационного материала и уметь его правильно использовать в учебно-воспитательном процессе.

В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:

  • материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в области, городе;

  • план школьных мероприятий по профориентации;

  • образцы планов работы классных руководителей, руководителей методобъединений;

  • ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;

  • материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах города;

  • план совместной работы по профориентации школы и Центра профориентации

  • сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», классных часов, посвященных дню профессии;

  • образцы анкет для учеников различного возраста;

  • методическая литература по вопросам профориентации.

Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь обучающимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание школьников, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем, без исключения, учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белоусова Елена Валентиновна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства