kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Притчи – воплощение мудрости народной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с различными видами притч.

Задачи:

Образовательная - формировать понятие о притчах, как о речевом жанре;

Развивающая – развивать умение анализировать, соотнеся содержание притч с жизнью;

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к литературе.

Формы и методы работы: беседа, рассказ, инсценирование сценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Притчи – воплощение мудрости народной»

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл аудыны Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.


Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области.





Притчи – воплощение

мудрости предков



Подготовил:

Темирбеков Жомарт Жаудинович






«Притчи – воплощение мудрости предков».



Цель: познакомить детей с различными видами притч.



Задачи:

Образовательная - формировать понятие о притчах, как о речевом жанре;

Развивающая – развивать умение анализировать, соотнеся содержание притч с жизнью;

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к литературе.



Формы и методы работы: беседа, рассказ, инсценирование сценки.



Средства обеспечения: проектор, плакаты, книжная выставка, изображение сердца, стикеры, свечи, спички, карандаши, напечатанные притчи, костюм Мага.



План беседы:

  1. Вступительная часть - прочитать тему беседы, эпиграф, написанный на плакате, сказать цели и задачи беседы.

  2. Основная часть - раскрыть тему беседы: сказать, прочитать, инсценировать притчи, выслушать ответы.

  3. Заключительная часть – инсценировка со свечами, подвести итог беседы.






Вступление – 5 мин.

Слайд (на фоне музыки) – «В мире мудрых мыслей».

Ведущий - Добрый день, уважаемые дети и взрослые!

Тема нашей беседы сегодня «Притчи – воплощение мудрости предков».

Цели и задачи, которые я ставлю перед вами – это познакомить вас с различными видами притч, формировать понятие о притчах как о речевом жанре, научить понимать и осмысливать их, развивать умение анализировать, соотнося содержание со своей жизнью, воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.

Я постараюсь дать вам краткое определение притчам, рассказам, поближе познакомить с устным народным творчеством.

В начале нашей беседы я раздам вам напечатанные на листочках различные виды притч. Прочтите их, осмыслите.

А также я раздам бумажные стикеры, в виде стрел, на которых вы можете написать слова, которые не оставят наши сердца равнодушными, передав через них свои чувства, после прочтения этих притч.

А в конце беседы вы их прочтете и приклеите к бумажному сердцу на стенде и мы подведем итог нашей беседы.

Принимайте активное участие. Слушайте содержание каждой притчи.

И эпиграфом нашей беседы я взял слова «Притча – это искусство слов попадать в сердце». «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно».

- Как вы понимаете эти слова?

Мы постараемся понять их прослушав наши притчи и осмыслив их.

(небольшая инсценировка в исполнение детей).

Ведущий Диалог ученика и моля.

Спасибо вам.

Говорят, древние были мудрее нас и намного лучше понимали устройство мира. И мудрость свою они передавали из уст в уста следующим поколениям.

Дошедшие до нас рассказы сегодня носят название притчи.

Основная ценность притчи заключается в том, что она не пытается задать вопрос и дать на него ответ. Притча лишь намекает.

Валера Вальтер даст нам определение - что такое притча?

(Это короткий рассказ, в нем заключена мудрость, напутствие слушающему, история поучительного содержания. Возник этот жанр на Востоке в древности).

Ведущий – Спасибо тебе.

Я начну нашу встречу с одной притчи. А вы внимательно слушайте и постарайтесь понять.

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка.

Ее седые волосы развивались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и перекладывала их себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше.

Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие …

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.

Уважаемые взрослые и дети, как называется это качество?

Это качество называется - СОСТРАДАНИЕ.

Сколько таких людей как старушка, о которой я рассказал, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Ребята, а скажите, что такое СЧАСТЬЕ?

А вот что говорится о счастье в следующей притче. Называется она «Сам слепи свое счастье» (инсценировка, вызываю Павличенко Аню)

«Сам слепи свое счастье»

Я - Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Аня: - Слепи мне счастье,

Я - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.

Ведущий – Каков смысл этой притчи?

Мусабаева В. – Название говорит само за себя, т.е. человек сам должен развиваться, учиться, следить за своим здоровьем, развивать способности и талант, трудиться, учиться ремеслу, приобретать профессию и, самое главное, стать культурным, образованным человеком.

Ведущий – Есть пословица: «Человек сам кузнец своего счастья». Т.е Бог создал человека, а дальше он сам должен творить, созидать, устраивать свою жизнь и жизнь других.

Согласны мы с ответом?

(далее Мусабаева В. Читает притчу «Счастье»)

Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:

"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."

«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек.

«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.

«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».

Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.

Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.

Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:

"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."

«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек.

«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.

«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок»

Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.

Совсем потеряло надежду Счастье.

Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:

"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".

Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:

«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»

«Ничего мне надо» - ответил человек.

Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.


Ведущий – А эта притча чему нас учит?

Что нужно чтобы быть счастливыми?

Моисеев Кирилл - если делаешь добро, не ищи выгоду себе, делай добро от сердца, от всей души.

Ведущий – Спасибо. А теперь в исполнении Тамары и Руслана посмотрите притчу «Не в деньгах счастье».

Я – Ученик спросил Мастера

1 – Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Я – мастер ответил:

2 – Они верны полностью и доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарства, но не здоровье, и т.д.

Ведущий – Какой смысл этой притчи?

Какова главная идея этой притчи?

Бажанова Люба – главная идея этой притчи – не все можно купить за деньги. Здоровье и любовь не купишь например. Надо жить в гармонии с окружающей средой.

Ведущий – Спасибо.

(показ слайдов. Слайд «Все в твоих руках» озвучивается)

Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:

— Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:

— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:

— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!


Ведущий – Какой урок можно извлечь из этой притчи?

Репях Эдик – Вся жизнь в наших руках, в любой момент у каждого из нас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

Все в наших руках, будем ли мы честными, справедливыми, будем ли мы учиться, работать. Какое поведение выберем. Мы сами выбираем свой путь.

Ведущий – Спасибо.

(слайд «Все оставляет свой след»)

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем - нибудь. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. 
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах" Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. 

Друзья — это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.


Ведущий – Какой смысл этой притчи?

Шадрина Вика – притча учит контролировать свой характер, сдерживаться, когда требуется терпение и выдержка, проявление силы воли. Человек вспыльчивый грубый, некультурный оставляет своими действиями, словами глубокие незаживающие раны в душе другого человека, что потом ничем ты не залечишь. Рана эта остается на всю жизнь.


Ведущий – А эта притча без названия. Придумайте название сами. Пожалуйста, Кристина Белобжицкая.

(слайд 7)

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили всё, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрёл – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.


Ведущий – О чем эта притча? Чему нас учит, на что намекает?

Белобжицкая К. – Надо помогать ближнему, сочувствовать, делиться с людьми. Не быть жадным и эгоистом. Только в дружбе и согласии можно добиться успехов. Быть милосердным, уметь сочувствовать и сострадать.

Эти качества человека самые ценные.

Ведущий – Спасибо тебе.

Ведущий – А теперь Тамара и Руслан покажут притчу «Падать и подниматься».

Я – Ученик спросил своего наставника:

1 – Учитель, чтобы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

2 – Вставай!

1 – А в следующий раз?

2 – Снова вставай.

  1. И сколько это может продолжаться?

  2. Пока живешь. Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.


Ведущий – (вопрос в зал) Были ли у вас такие ситуации, когда вновь приходилось браться за дело, испытав неудачу? Что вам при этом помогало? Какие мысли у вас возникают от этой притчи?

Хавалкин Н. – после первой неудачи, после первого падения, многие опускают руки, падают духом. А нужно не падать духом, нужно воспитывать силу воли, характер. Не отчаиваться, чтобы не сломаться. Не боятся трудностей. Начинать сначала если не получается. Не падать духом.

Ведущий – правильно, спасибо.

Вашему вниманию предлагаю послушать последнюю притчу в инсценировке Кристины и Ани. Называется она «Две свечи».

(зажечь свечу)

"Жаль мне тебя", - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. - "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".

Отвечала горящая свеча: "Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя?

Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо".

Так говорили две свечи.


Ведущий – подойдите, ребята, к двум свечам. От какой свечи почувствовали тепло? От зажженной. Конечно, а теперь горящая свеча поделись своим теплом. (зажигается вторая свеча).

Нам стало еще светлее и еще теплее. Согласны?

Человек отдает свою жизнь – учится, творит, работает, радуется успехам не один, а вместе со всеми.

(Вопрос в зал) согласны вы со мной?

Земля освещается Солнцем.

А человек (спросить зал) – добрыми делами. – гласит народная мудрость.

Давайте подведем итог беседы. Вспомните эпиграф к нашей беседе.

«притчи – это искусство слов попадать в сердце»

Какое чувство пробудили в ваших сердцах прочитанные и услышанные на сегодняшнем часе притчи?

Что заставило вас задуматься?

Перед вами лежат бумажные стикеры (стрелы), напишите свои мысли, чувства, которые пронизывают сердце.

На стенде бумажное сердце, прикрепите свои стикеры со своими записями к сердцу стрелой и мы их прочитаем.

(читаю каждую стикер-стрелу).

Вот видите, ребята, оказалось притчи не оставили равнодушными ни одного из вас.

В ваших сердцах не осталось места для равнодушия.

И последнее на сегодня, я хочу вам прочитать интервью с Богом.

Интервью с Богом.

Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.

“Так ты хочешь взять у меня интервью?” - Бог спросил меня…

“Если у тебя есть время”, - сказал я…

Бог улыбнулся.

“Мое время это вечность. Какие вопросы ты хотел мне задать?”

“Что больше всего удивляет тебя в людях?”

И Бог ответил…

“Им наскучивает детство, они спешат повзрослеть, а потом мечтают опять стать детьми “.

“Они теряют здоровье, зарабатывая деньги… А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье”.

“Они так много думают о будущем, что забывают настоящее настолько, что не живут ни в настоящем, ни в будущем”.

“Они живут так, как будто никогда не умрут, а умирают так, как будто никогда и не жили”.

Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время…

И тогда я спросил:

“Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел, чтобы твои дети выучили?”

“Пусть знают, что невозможно заставить кого-то любить их. Все, что они могут сделать, это позволить себе быть любимыми”.

“Пусть знают, что нехорошо сравнивать себя с другими”.

“Пусть учатся прощать, практикуя прощение”.

“Пусть помнят, что ранить любимого человека можно всего лишь за несколько секунд, но чтобы залечить эти раны, могут потребоваться долгие годы”.
   “Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше, но тот, кто нуждается в меньшем”.
   “Пусть знают, что есть люди, которые их очень любят, просто они еще не научились выражать свои чувства”.

“Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже… а видеть это по-разному…”

“Пусть знают, что простить друг друга недостаточно, надо так же простить самих себя.”

“Благодарю за твое время”, - сказал я робко. - “Есть еще что-то, что ты хотел бы передать своим детям?”

Бог улыбнулся и сказал:

“Пусть знают, что я здесь для них… всегда”.


А вы какие бы вопросы задали Богу? О чем бы его поросили7

Спасибо всем участникам за интересные выступления,. Спасибо все за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Притчи – воплощение мудрости народной

Автор: Темирбеков Жомарт Жаудинович

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Притчи – воплощение мудрости народной"
    ["seo_title"] => string(43) "pritchi-voploshchieniie-mudrosti-narodnoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "255303"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447910877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Реферат на тему: Философская и поэтическая сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц""
    ["seo_title"] => string(80) "riefierat_na_tiemu_filosofskaia_i_poetichieskaia_skazka_antuana_die_sient_ekziup"
    ["file_id"] => string(6) "445161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513631099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства