Сегодня для нас необычный день – день прощания с нашей первой книгой – Букварём.
Кажется, совсем недавно вы пришли в школу, держа за руки воспитателей. Но вот про-
летел год. Вы многому научились за это время, прочитали Букварь, провели много инте-
ресных дел, крепко подружились.
Трудным был первый класс – первая ступенька на лесенке знаний. Трудным как для вас,
так и для учителей. Но все вы достойно справились с поставленной задачей. И я от всей
души поздравляю вас с первой серьёзной победой.
1 ученик: Мы погожим ясным днём
В школу в первый класс идём.
Очень сильно подружились
С верным другом – Букварём.
2 ученик: Научил он нас читать,
Буквы все распознавать;
И согласные от гласных
Мы умеем отличать.
3 ученик: Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я.
И дорогому Букварю
Я говорю: «Благодарю!»
(Дети исполняют песню «Чему учат в школе»).
Ведущий: День погожий, день весенний,
Небо – золото и синь.
Краснокаменная школа
Меж берёзок и осин.
Рядом – роща, рядом – поле,
Знают заяц и сурок:
Если тихо в нашей школе,
Значит там идёт … (урок).
- А давайте вспомним, какие у нас были уроки.
Учитель: Ох, и трудное задание –
Буквы правильно писать.
И у Саши есть желание
Вам об этом рассказать.
Ученик: Долго Ирина Борисовна
Нас писать учила ровно,
И примерно через год,
Написал я слово «кот».
Получился «кот» не сразу,
Вышел он, как по заказу:
Весь рябой, хвост трубой,
Залюбуется любой.
Ведущий: Праздник уже начался, а главного героя нет. А вот кого у нас на празднике не хватает, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Без хвоста и головы
Перед тобою слово.
На помощь ты приди скорей,
Хвост и голову пришей.
Пришёл ты в школу в первый раз,
Принёс его ты в первый класс.
К
В
А
- А как на казахском языке будет слово «букварь»? (Әллипе). Давайте его позовём.
Букварь: Вот и я, мои друзья,
Рад вам, рад вам очень я.
Я – Букварь! Учу читать,
Меня нельзя никак не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Ведущий: Садись, дорогой Букварь! Будь самым почётным гостем на нашем празднике. Сейчас ребята покажут, чему научились с твоей помощью.
Букварь: Я устрою вам экзамен,
Не позволю вам скучать.
Буду трудные вопросы
Вам, ребята, задавать.
- Отгадайте, о каких буквах идёт речь в загадках?
1) Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок. (А).
2) Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (С).
3) Посмотри на колесо –
И увидишь букву … (О).
4) Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж).
5) На прямую палочку
Справа села галочка. (К).
6) Таня гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось. (Е, Ш).
7) И подобно кочерге,
Горбит спину буква … (Г).
8) К единице три поставим…
Что за букву мы составим? (В).
Букварь: В первом классе вы изучали премудрости этикета. Сейчас я устрою вам второй экзамен. У меня есть стихи из города Добрых слов, но в них нет последних слов. Подскажите их.
Видел Асю – девочку
Я сейчас на улице.
Ася – славная девчонка,
Ася ходит в первый класс!
Но давно уже от Аси
Я не слышал слова … (здравствуй)
- Как по-казахски «здравствуйте»?
2) А слово-то, какое, очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте – зря от Вити
Ждал я слово … (извините).
- Как по-казахски «извините»?
3) А слово-то, какое - очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
«Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).
- Как по-казахски «спасибо»?
Ведущий: Все слова какие – очень дорогие! Никогда не забывайте этих добрых слов.
Букварь: За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Дети: (хором) – 33.
А Б В Г Д Е Ё – знайте место все своё,
Ж З И Й К Л М - вспоминайте, кто за кем,
Н О П Р С Т У - стойте дружно на посту,
Ф Х Ц Ч Ш Щ - собирайтесь не спеша,
Ъ Ы Ь - стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э Ю Я – вот и в сборе вся семья.
(В класс заходит Мадам Двойкина с двумя учениками).
Мадам Двойкина: Ну, где эти двоечники и бездельники?
Лентяйкина: Вот (показывает на первоклассников).
Мадам Двойкина: И все они не любят учить уроки?
Грамотеев: Очень не любят!
Ведущий: Кто вы такие?
Песня Мадам Двойкиной.
Все зовут меня Мадам Двойкина.
Не училась я, только ойкала.
Неохота дома было делать мне задания.
Получала «двойки» я за свои страдания.
Мадам Двойкина (8 раз).
(Ходит и здоровается с первоклассниками за руку).
Мадам Двойкина: А это мои друзья – это самые отъявленные лентяи и грамотеи! (Показывает).
Лентяйкина: (с гордостью): Алёна Лентяйкина!
Грамотеев: И Ваня Грамотеев!.
Ведущий: По-моему, вы пришли не по адресу.
Мадам Двойкина: Это ещё почему?
Ведущий: Наши ребята не лентяи. Они всегда учат уроки.
Мадам Двойкина: Так уж и всегда?
Дети: Да!
Мадам Двойкина: Тогда почему вы здесь?
Лентяйкина (с усмешкой): Они уроки прогуливают!
Ведущий: Неправда! Сегодня у ребят праздник.
Мадам Двойкина: А это мы сейчас проверим! Не справитесь с моими заданиями, не видать вам Книги для чтения!
Лентяйкина (с усмешкой): Будете снова Букварь читать!
Ведущий: Наши ребята не боятся трудностей. Правда, ребята?
Дети: Да.
Мадам Двойкина: Тогда вот вам первое задание.
(Вынимает из сумочки листок и читает: «Слоги и слова». На ватмане написаны слоги. Дети по одному выходят и чертят стрелки от слога к слогу, так, чтобы получились слова).
Мадам Двойкина: Задание второе – «Живые буквы». У вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные буковки должны выбежать и образовать его.
Мадам Двойкина: Посмотрим как вы справитесь с моим третьим заданием – «Ребусы».
(На табличках приклеены картинки). По первым буквам картинок надо прочитать то, что написано на табличках.
Сценка «Кто главнее?»
Действующие лица: ведущий, буквы А, Б, Ж , К, Л, М, О, Р, С, У, Мистер Алфавит.
Ведущий: Собрались все буквы вместе,
Учинили долгий спор.
Кто из них на первом месте? –
Спорят буквы до сих пор.
А: Я.
Ведущий: Сказала буква А.
А: В алфавите первая.
Часто становлюсь в слова!
Главная здесь, верно я!
Б: Ничего не вижу в этом!
Звонче я тебя в сто раз;
И скажу не по секрету, -
Тише без меня рассказ.
Ж: Что ты, «Бэ», здесь разбубнилась?
Ведущий: Прожужжала буква Ж.
Ж: Я жужжать уж притомилась,
Значит, главная уже!
К: Кто тут главный? Неужели
Слов со мной забыть сумели?
Частый я в словах согласный.
Это всем, конечно, ясно!
Л: Я – красивый звук сонорный,
И без пары я бесспорно.
Нет мне равных по звучанью.
Главный я, - главней не знаю!
М: Ну, зачем же так хвалиться?
Ведущий: Промычала буква «М».
М: Я могу и рассердиться:
Много красоты во мне!
О: Что красивого в мычанье?
Ведущий: Проворчала буква О.
О: Ясно всем, что я здесь главный, -
Округлился я давно!
Р: Ничего не понимаю, -
Ведущий: Прорычал сердитый «эР».
Р: Главный, я вас уверяю,
«эР» всегда был и теперь!
С: Слышу в первый раз такое.
Ведущий: Просвистела буква «эС».
С: Есть в рычаниях чудное;
В свисте больший интерес!
У: Гласный звук и музыкальный
Я. Отныне я и главный!
Пой меня, тяни хоть сколько,
Набери дыханье только.
Ведущий: Недоволен и сердит
Важный мистер Алфавит.
Очень строго и серьёзно
Он на буквы все глядит.
Мистер Алфавит: Прекратите глупый спор!
Никому не нужен он!
Людям даже всё равно
Кто главнее: «А» иль «О».
Без сомненья, вы нужны.
Помогать всегда должны.
При письме и разговоре,
А не в этом глупом споре!
Буквы, меж собой дружите,
Алфавитом дорожите.
Лентяйкина: Мы тоже знаем одну интересную игру «Что пригодно в школе?».
(Алёна и Витя по очереди произносят стихотворные фразы, а дети должны отвечать «да» или «нет»).
Игра «Что пригодно в школе?»
Утром в школе день за днём
Кукол мы с собой берём. (Нет).
На уроках, словно в старь,
Учит всех детей Букварь! (Да).
Парта – чудная кровать!
Не забудь на ней поспать. (Нет).
На уроках не спеши,
Буквы ровные пиши. (Да).
В школе надо не учиться,
А всё время веселиться. (Нет).
6. Воспитатель вас похвалит только,
Если вдруг увидит «двойку». (Нет).
Поругает вас опять,
Если вдруг увидит «пять». (Нет).
На уроке надо слушать
И тайком конфету кушать. (Нет).
9. Ты раскрой пошире ушки,
А не говори с подружкой. (Да).
10. Если знаешь, - не зевай.
Руку быстро поднимай. (Да).
Мадам Двойкина: Ишь разыгрались! Теперь моё задание – «Составь предложение». На карточках написаны слова, из которых надо составить предложения:
ЛУГУ КОЛОКОЛЬЧИКИ НА РАСЦВЕЛИ СИНИЕ
МЫТЬСЯ КОТИК ЛАПКОЙ ЛЮБИТ
Мадам Двойкина: Это были несложные задания. Самое трудное следующее – «КТО?» и «ЧТО?» называется. Я кидаю мяч и называю вопрос «КТО?» или «ЧТО?», а вы должны назвать предмет, отвечающий на этот вопрос.
Ведущий: Со всеми заданиями ребята справились. Теперь видишь мадам Двойкина, что здесь нет лентяев.
Мадам Двойкина: Не ожидала, что эти дети любят учиться.
Лентяйкина: Какую хорошую книжку подарил первоклассникам Букварь! Я тоже хочу иметь такую же.
Мадам Двойкина: Зачем? Ты же не умеешь читать.
Лентяйкина: Я буду посещать уроки в школе и научусь.
Мадам Двойкина: (удивлённо) Что я слышу? Ты решила нас предать?
Лентяйкина: Вы угадали, мадам Двойкина. Я поняла, что лентяем скучно живётся на свете: они ничего не знают и не умеют.
Грамотеев: И я тоже так считаю. Хочу быть грамотным.
Мадам Двойкина: (недовольно) Предатели! Предали меня – мадам Двойкину! Ну, ничего, я ещё найде себе друзей: бездельников и двоечников! (Гордо уходит).
Букварь: Я думаю, что настало самое время раздать первоклассникам книги для чтения.
(Достаёт сундучок, пытается его открыть, но ничего не получается).
Букварь: Что же делать? Сундук никак не открывается.
Ведущий: Смотри, Букварь, на крышке приклеен листок, а на нём что-то написано.
Книги просто так не взять, -
Вам загадки отгадать! Мадам Двойкина.
Ведущий: Ну, какая же вредная эта мадам Двойкина. Придётся вам ребята отгадывать загадки, иначе книги для чтения нам не видать.
Загадки.
Я ребятам верный друг,
Заполняю их досуг.
Знает Саша и Аришка, -
Верный друг, конечно … (книжка).
Без меня не обойтись,
Карандаш люблю и кисть.
Буду красочным потом,
А зовут меня … (альбом).
3. На листах одна гуляю,
След свой яркий оставляю.
Знает каждый почемучка,
Что зовусь всегда я … (ручка).
4. Я бываю разноцветным,
И помощником отменным.
Верный я товарищ ваш,
Длинный, острый … (карандаш).
5. На уроках я важна,
Вам для записей нужна.
Попрошу меня не мять,
Свою новую … (тетрадь).
6. Ты бери меня всегда
В школу на урок труда.
Чтоб держалось всё скорей,
Пригодится только … (клей).
Ведущий: Как назвать одним словом все эти предметы? (Школьные принадлежности).
Букварь: Все загадки отгаданы. Попробую ещё раз открыть сундучок. (Открывает). Получилось.
(Букварь вручает первоклассникам книги «Родное слово» и подарки).
Ведущий: Сколько же нас ждёт впереди чудесных открытий! Спасибо тебе, дорогой Букварь!
Букварь: Нам теперь проститься нужно, -
Вас покину я сейчас.
Вместе все учитесь дружно.
До свиданья! В добрый час!
Дети: До свидания!
1 ученик: Я читать учился долго,
Буквы разные слагать.
Проложил Букварь дорогу, -
Научил меня читать.
2 ученик: Очень жалко с ним прощаться.
И настал тот самый час,
С «Книгой чтения» встречаться,
Что в руке моей сейчас.
3 ученик: Мы хотим тебе сказать спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Ведущий: Дорогие ребята! Ваш верный друг Букварь передал сегодня эстафету «Книге для чтения», с которой я уверена вы подружитесь. Наш праздник подошёл к концу, но праздник чтения продолжается. Читайте хорошие и интересные книги.