Просмотр содержимого документа
«"Православный храм и роль священников в годы ВОВ" »
Тема: «Православный храм и роль священников в годы ВОВ»
Цель: расширить знания обучающихся о священнослужителях в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
выявить основные направления патриотической деятельности Православной церкви в Великой Отечественной войне;
воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию России;
развивать коммуникативные способности обучающихся, гражданскую ответственность и духовность.
Оборудование:
на доске эпиграф: Пусть ни одна бомба не упадет на нашу планету, пусть ни одна слеза не упадет на израненную войной землю…,
Ход занятия
I.Организационный момент
Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Люди!
Покуда сердца стучат, - помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
-Какой теме посвящено наше мероприятие?
-Что такое война в вашем понятии?
(Словарь. Война - организованная борьба между государствами или общественными классами.)
- О какой войне пойдет речь? Когда она была?
На фоне песни «Священная война», муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача, звучат слова:
- 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Они бомбили города, жгли села, убивали людей.
Четыре долгих года шла война. 9 Мая 1945 года война была закончена. Этот день стал Днем Победы! И в 2015 году мы отмечаем 70-летие великой Победы.
Русская Православная церковь во все времена в горе и в беде была с народом своим. Издавна с благословения церкви вставали верные сыны Отечества на защиту священных пределов родной земли. И в годы Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Русской Православной церкви стала достойным примером жертвенности и горячей любви к Родине.
II. Вводная часть
22 июня 1941 года Митрополит Сергий (Страгородский), Патриарший Местоблюститель, только что отслужил Литургию; ему сообщили о начале войны.
В первый день войны власти растерялись, газеты молчали. Митрополит Сергий первым объявил в своей воскресной проповеди о том, что началась война. Нападение 22 июня 1941 года выпало не только на воскресенье, но и на праздник «Всех Святых в земле Российской просиявших», включая ново -мучеников. Для верующих людей это был знак великой надежды на победу.
Уже в первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам. В этом послании он выражал уверенность в том, что «с Божьей помощью, русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу». Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Дмитрия Донского и былинных богатырей. Вспоминает он «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. Сергий призывает в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение.
Но Обращение «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», составленное и разосланное в первый день войны, «советские власти разрешили зачитать в храмах лишь 6 июля 1941 г., спустя два дня после того, как советские граждане услышали выступление И.В. Сталина. Который, выступил с обращением 3 июля 1941года. с речью, начинавшейся весьма необычными для того времени словами: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья...»
К началу войны Русская Православная Церковь пережила самое страшное гонение в своей истории, которое не прекращалось почти четверть века. Закрывались монастыри и храмы, закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. В России перед 1917 годом было 78 тысяч храмов и часовен. К 41 году 95 % всех церквей было закрыто. Многие церкви были превращены в мастерские, склады и даже – в свинарники и конюшни, Расстреляно более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря.
Лето 41 года – середина так называемой безбожной пятилетки, несостоявшейся. В планах совнаркома было к концу пятилетки покончить в СССР с религиозным вопросом. К концу 43 года не должно было остаться ни одного храма, ни одного священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила война. Прекратились гонения на верующих – люди снова могли свободно посещать церковь.
На первую военную Пасху впервые за годы советской власти вновь было разрешено провести крестный ход во всех крупных городах страны. В дни войны не прекращал свои молитвы о спасении страны преподобный Серафим Вырицкий.
А вот что вспоминает архимандрит Олипий (Воронов). Когда началась война, его, офицера, призвали на фронт. На прощанье мать дала ему икону Божией Матери и завещала: Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице – Она тебе поможет!»
Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трёх сторон немцы, с четвёртой – вязкое болото. Тут – то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если ты есть, помоги!» Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдёмте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим. Отец Олипий отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты мне ещё всю жизнь служить будешь!» - и пропала, как будто и не было. Тут - то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только понял он, что это была за «старушка»!
На рубеже 1942-1943 годов митрополит Сергий направил Иосифу Сталину телеграмму, в которой просил разрешения на открытие банковского счета куда вносились бы средства, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. В начале 43-го Сталин дал на это свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. За короткий срок были собраны средства на сооружение танковой колонны под названием «Дмитрий Донской» и на эскадрилью «Александр Невский».
Большое число священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Так, например, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 года Покровский женский монастырь своими силами организовал госпиталь, который продолжал работать до 1946 года.
Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.
Пасха 1945 года совпала с днём памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым церковью 6 мая, 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос Воскресе!» добавился долгожданный «С днём победы!».
Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.
Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, архимандрит Алипий (Воронов), дошедший до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».
III. Итог
Колокольный звон – видео. Как же хочется, чтобы колокола пели только о мире! «Да воздвигнется мир на Земли!» – несется звон от храма к храму и сметает мощными волнами всю нечисть в пространствах – и наполняются они только Божественной Гармонией, которой и наделены были от дней сотворения. И верю с силой своей веры – так оно и будет!
IV. Рефлексия
1. Что такое Православие?
2. Что значит быть патриотом?
3. Какую помощь Родине оказала церковь во время ВОВ?