«Правильный выбор профессии – залог успешного будущего».
Докладчик:
воспитательль высшей квалификационной категории
Губенко Ирина Викторовна
Город – курорт Железноводск 2022
Правильный выбор профессии – залог успешного будущего.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. На первый план выходят такие личные качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения и т.д.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Школа должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда.
Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. Поэтому мы считаем необходимым сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке избранной профессии и саморазвития в ней.
Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее.
Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.
Цель моей воспитательной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у учащихся психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профориентация направлена на решение следующих задач:
Ознакомление с миром профессий доступным учащимся коррекционной школы.
Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
Ознакомление с правилами выбора профессии.
Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.
В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы:
Коррекционные занятия: «Я – будущий специалист», «Как стать успешным?», «Личность в трудовом коллективе», «Путь в профессию лежит в школе», «Трудовая деятельность и выбор профессии» и др.
Беседы: («Мир профессий», «Как готовить себя к выбранной профессии», «Уроки выбора профессий», «Как избежать ошибок в выборе профессии» и т. д.).
3. Встречи с людьми разных профессий (приглашение гостей).
Участие в трудовых мероприятиях школы.
У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда. Учащиеся должны уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство.
Работа попрофориентацииведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.
На всех занятиях дети учатся искать источники поиска работы: объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда. Писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира». Рассказывать о своих умениях. Учатся правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы о режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Такие занятия позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.
На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.
В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.
Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Запланированы экскурсии на предприятия.
Много занятий прошло по социально-бытовой ориентировке, они были направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общественного развития. Так, при проведении беседы «Труд в домашнем хозяйстве», решались такие вопросы, как «Сколько стоит ….?», «Сколько тратит ваша семья на?» Составление бюджета семьи с последующим отчетом групп по предложенным вопросам. Какие черты характера помогают вести семейный бюджет? Знание каких наук необходимо для ведения семейного бюджета?
Воспитанникам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность.
При проведении занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.
На индивидуальных занятиях расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с воспитанником, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход.
Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.
Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.
Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: администрация школы, педагоги, центр занятости, ПМПК, классный коллектив, родители.
Таким образом, только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Рекомендации для воспитателей
Привлекать учащихся к занятиям в различных кружках.
Проводить специальные профориентационные классные часы.
Организовывать экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения.
Организовывать встречи с представителями различных профессий.