Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровая программа "Чистая планета Земля - наш дом"»
Краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камчатский дворец детского творчества»
Познавательно – игровая программа
«Чистая планета Земля – наш дом»
Составили:
Ю О.В., учитель начальных классов МКОУ МСШ № 2
Жесткова Т.В., педагог дополнительного образования
г. Петропавловск-Камчатский
май, 2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Познавательно – игровая программа «Чистая планета Земля – наш дом»……………….4-13
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Приложение……………………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………….……………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Рассуждая о нуждах цивилизации, об ускорении научно-технического прогресса, о политических и нравственных проблемах, болезнях века, мы забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством при всем их социально-экономическом, политическом содержании, являются в то же время проблемами экологическими.
Судьба природы - наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Поэтому цель методической разработки – воспитать в учащихся экологическое сознание – осознать свое место и место всего человечества в окружающем мире.
Данная методическая разработка представлена в виде сценария познавательно – игровой программы «Чистая планета Земля – наш дом». Предлагаемая форма работы актуальна для учащихся начальных классов. Организуя подобное мероприятие в школе, педагоги смогут расширить кругозор учащихся, повысить их культурный уровень, а главное, убедить школьников в том, что забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели Природы.
Познавательно – игровая программа
«Чистая планета Земля – наш дом»
Цели:
- формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;
- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.
Задачи:
- формировать у детей навыки экологической культуры;
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем объединении «Живая природа» мы проводим игровую программу, посвященной планете Земля.
Сегодня на мероприятие пришли познакомиться с Вами весёлые сказочные герои “Эколята”. Эколята - это малыши-жёлуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, берегут и охраняют его, заботятся о его обитателях.
Познакомьтесь:
Шалун
Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество.
Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Умница
Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки.
Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Тихоня
Тихоня - младший брат-жёлудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Елочка
Это подруга малышей-желудей, она – веселая и общительная. Елочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Ведущий: Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с Вами живем.
Давайте вместе с вами посмотрим на изображение нашей планеты. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Ребята, а что для вас означает понятие «Земля»? (ответы ребят).
Ведущий: Действительно, для одних – это растения, животные. Для других – это почва, воздух, вода, это наш с вами село, место, где мы с вами живем.
За всю долгую историю развития человечества у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его Земля: земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками, которая на протяжении многих веков была его кормилицей и поилицей.
Наши предки считали её живым существом: она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясениях, засыпает зимой и пробуждается с приходом весны. Уходя в дальние края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. А что же сейчас происходит с нашей планетой Землёй?
К сожалению, она весьма засорена и нуждается в нашей помощи. В связи с этим 22 апреля во всем мире отмечают международный День Земли. Этот день стал днем всеобщего протеста против самоуничтожения человечества.
Чтец 1
Ты – человек, любя природу, хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах ты не топчи родных полей,
Не жги её напропалую и не вычерпывай до дна,
И помни истину простую: нас много, а она – одна!
Ведущий: А что на нашей Земле находится в опасности, вы узнаете, ответив на загадки.
Через рот проходит в грудь и обратный держит путь,
Он невидимый и всё же, без него мы жить не можем.
(Воздух)
Чтец 2
Воздух- это – то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Ведущий: Как вы думаете, какие причины загрязнения воздуха? (Ответы ребят - воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей, сажа от котельных и др.).
Очень добродушная, я мягкая, послушная.
Но, когда я захочу, даже камень источу.
Я нужна в жару и в зной, не расстанетесь со мной.
( Вода)
Чтец 3
Воду нужно уважать-
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет!
Не умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем,
Без воды угаснет каждый!
Ведущий: В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Волге, Рейне – нельзя купаться. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году.
Приведите примеры бытового загрязнения воды (ответы ребят - стирка, мойка посуды и др.)
Знают все, и млад, и стар, что она – большущий шар.
( земля, почва)
Чтец 4
Её необходимо,
Конечно сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять.
Культуры посевные
По графику менять.
И важно- удобрения
Ко сроку запасать.
Тогда растения будут,
Цвести, расти, блистать,
И урожай хороший,
Удастся всем собрать.
Ведущий: Почва образуется медленно. Для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро.
Знает ли вы что:
До полного разложения бумаги нужно более 2-х лет;
Консервной банке – более 90 лет;
Полиэтиленовому кульку – 200 лет;
Стеклу – 1000 лет.
Какие причины загрязнения почва вы знаете? (ответы ребят - отходы промышленных предприятий. Все что попадает в воздух: сажа, пыль, зола. Они оседают в почве и таким образом вызывают гибель животных и растений).
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Чтец 5
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто, же под защиту всё возьмёт.
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Ведущий: Вырубка лесов, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами оставляет всё меньше места для жизни животных. Гибнут леса из-за пожаров. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров.
Что угрожает лесам в наши дни? Почему это очень важная проблема?
Человек вырубает леса, собирает ягоды, грибы, охотится на пушных и диких зверей, птиц, ловит рыбу. В результате чего нарушается природный биоценоз, уменьшается биологическое разнообразие видов. Поэтому необходимо охранять растительный и животный мир.
Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, доброе настроение. Дары леса – достояние всеобщее. Ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения можно собирать всем, но надо помнить о тех, кто придёт в лес завтра, через неделю, через годы, надо дать им возможность послушать голоса лесных птиц, увидеть красоту лесных полян, вдохнуть аромат леса.
Чтец 6
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Ведущий: А сейчас приглашаем вас в путешествие по нашей планете Земля. Мы проведём небольшую викторину с заданиями.
1-й конкурс РАЗМИНКА.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! 1 балл
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю «да»
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
-Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
-Молодцы, все правильно ответили!
2-й конкурс «Кто быстрее».
У каждой группы есть лист бумаги. Разделите его на 3 колонки. Первую подпишите ЗВЕРЙ, вторую - РЫБЫ, третью - НАСЕКОМЫЕ. Сейчас, по моему сигналу, команды записывают названия животных в эти колонки. Нужно за короткое время написать как можно больше. Итак, начали.
3-й конкурс «Правила поведения в природе»
В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы? За 1 мин придумать правила. Чья команда больше! 1 балл
Примерные ответы учащихся.
Не разводи костров в сухую погоду.
Не руби в лесу деревьев.
Не разоряй муравейники.
Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
Не бери в лесу животных.
Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
Не рви лесные и полевые цветы.
Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.
4-й конкурс «Почтовый ящик».
- Ребята, на наш адрес пришли письма, угадайте, кто их писал?
1 письмо.
"У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилет нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?" (Синица)
2 письмо.
"Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я?" (Заяц)
5-й конкур «Кто, где живёт?» (В конвертах раздать детям)
Берлога - медведь Дупло - белка.
Нора - лиса.
Логово - волк.
Гнездо - сорока.
Хатка - бобр.
6-й конкур «Капитанов».
Необходимо ответить на вопросы.
1 команда:
1.Какая птица является государственным символом России? (Орел.)
2.Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра.)
3.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
4.Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка.)
5.Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
6.А сколько ног у жука? (Шесть.)
7.Ребенок курицы. (Цыпленок)
8.Самый высокий зверь. (Жираф.)
2 команда:
1.Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
2.Кого считают царем зверей? (Льва.)
3.Дерево, символ нашей Родины. (Береза.)
4.Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
5.Сколько ногу паука? (Восемь.)
6.Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
7.Корова в детстве. (Теленок.)
8.Самое большое животное. (Кит.)
7-й конкурс «Фотоохота»
Задание: найдите и назовите животных и птиц по контурам. За 1 мин.
Какие животные спрятались на картинке?
1 балл за каждое угаданное животное.
Игра «Движение Земли». У меня в руках 2 шарика. Сейчас каждый ряд получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание, выигрывает.
Ведущий: Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежьте. Потом мы приклеим их на дерево (ребята приклеивают листья).
Сегодня Вы посадили дерево - зародили новую жизнь!
Ведущий: Как вы помните, сегодня в гостях у нас Эколята - друзья и защитники Природы. Передаю им слово (в роли Эколят – воспитанники объединения).
Шалун: Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой наша планета или же превратиться в безжизненную пустыню? От вас, от меня, от каждого зависит быть или не быть.
Умница: Многие люди задумываются о проблемах нашей Земли и хотят спасти ее от гибели:
- Чтобы исправить катастрофическое состояние нашего окружающего мира, нашей планеты специальные группы людей (экологический десант) собирают с берегов водоемов мусор;
- Неравнодушные к проблемам планеты группы людей проводят акции по охране нашей окружающей среды;
- Для переработки мусора строят мусороперерабатывающие заводы;
- Чтобы не загрязнять воздух выхлопными газами, люди придумали электромобили и автомобили на солнечных батареях;
-Чтобы восстановить вырубленные леса, люди сажают деревья. А еще деревья сажают в городах, чтобы они очищали воздух.
Тихоня: Ребята, а вы готовы помогать природе? (Да).
Елочка: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Ведущий: Ребята, вы тоже можете быть эколятами! Эколята – это дети, которые берегут и защищают природу. Им свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Эколята: Так давайте беречь нашу природу и окружающий нас мир!!! Все в наших руках!!! Присоединяйтесь!
Ведущий: Наша игра подошла к завершению. После подведения итогов мы сообщим результаты каждой команды.
Поведение итогов. Вручение призов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Биосфера серьезно больна. Её поразило вмешательство человека. Необходимо понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Необходимо жить в согласии с Природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство.
Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях воспитания и привития экологической культуры.
Приложение
Список литературы
Неделя экологии в школе/авт.-сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.
Браун В.Настольная книга любителя природы. - Л., 1985.