Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровая программа "Зимушка-зима"»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
Сегодня я представляю вам игру, посвященную удивительному времени года. Это наша зимушка-зима!
«Матушка» - так на Руси называли зиму. Не весну - красну, не лето теплое, не осень урожайную, а суровую долгую зиму. Называли потому, что зима прикрывала землю снежным одеялом, защищая ее от лютых морозов, и, значит, готовила урожай будущего года.
Начнем нашу игру с совместного рассказа о наступлении зимы. Постарайтесь украсить историю особенными словами и выражениями. Итак, я начинаю рассказ, а вы продолжайте его.
«Волшебный мир зимней сказки»
-Зима пришла, словно…хозяйка, волшебница.
-Выпал первый снег. Он был…белый, пушистый, мягкий.
-Снег украсил землю, как…ковер, покрывало.
-Деревья стали похожи на …сказочные фигуры, статуи, богатырей, снежных людей.
-Мороз быстро превращает воду в лед, тогда она становится похожей на…стекло, зеркало.
-Весь мир становится похожим на…сказку, волшебную страну, дворец Снежной королевы.
«Зимняя прогулка»
А теперь, со мной ребята, поиграйте, движенья дружно повторяйте!
Погулять пошли мы в лес (шагаем на месте),
Полный сказочных чудес.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем (шагаем, высоко поднимая ноги).
В руки снега наберем (наклоняемся)
И снежки лепить начнем (лепим снежки).
Кинем их вперед скорей,
Испугаем всех зверей( выбрасываем вперед правую руку).
Нам теперь согреться нужно
Потрем свои ладошки дружно (потираем ладошки).
Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся до ушей, щек, носа).
И не страшен нам мороз!
Соседу слева мы поможем,
Его ухо потрем тоже (поворачиваемся налево, дотрагиваемся до уха соседа).
Молодцы, ребята! Браво!!!
«Когда это бывает?»
Сейчас предлагаю следующую игру. Я буду называть различные природные явления, а вы будете поднимать руки, если оно относится к зиме, и хлопать в ладошки, если оно относится к какому- то другому времени года. Начинаем:
-Солнце всходит поздно и заходит рано;
-Распускаются листочки на деревьях;
-Медведь спит в берлоге;
-Белка старательно делает запасы корма;
-Деревья стоят голые;
-Реки покрыты льдом;
-Птицы вьют гнезда;
-День короткий;
-Созревают разные фрукты;
-Стоит солнечная, очень жаркая погода;
-Метут метели;
-Журчат веселые ручьи;
-Трещат суровые морозы;
-Идут грибные дожди;
-Ели и сосны стоят зеленые;
-Солнце светит, но не греет;
-Земля покрыта снегом;
-Весело стрекочут кузнечики;
-Ветер кружит опадающие листья;
-В гнездах птиц появились птенцы;
-Началась посадка овощных культур.
«Зимние приметы»
Русские люди еще в старину заметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, и сохранили результаты своих наблюдений в народных зимних приметах. Подберите правильно окончание фразы:
*Если зима снежная, то лето дождливое.
*Зима морозная – лето жаркое.
*Кошка на печи – к стуже, а кошка на полу – к теплу.
*Дым столбом – к морозу.
*Снега глубоки – травы будут хороши.
*Много снега – много хлеба.
*Зима без снега – лето без хлеба.
*Зимой солнце светит, да не греет.
*Если зимой звезды блестят ярко – к морозу.
*Если в январе март, то бойся января в марте.
«Снегопад»
Зиму очень трудно представить без снега. И не случайно, очень много зимних слов образованы от слова снег. Давайте их вспомним.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…снежинки.
На поселки, на лужок
Тихо сыпется…снежок.
Вот веселье для ребят-
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки
И хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился…снеговик.
Рядом снежная фигурка
Это девочка…Снегурка.
На снегу-то, посмотри,-
С красной грудкой…снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…снег.
«Пантомима»
А теперь проверим, насколько хорошо вы знакомы с различными видами зимних работ и развлечений. Конкурс «Пантомима». Необходимо при помощи жестов и мимики изобразить действия:
-Вы сбиваете сосульки с крыши.
-Вы расчищаете дорожку от снега.
-Вы катаетесь на фигурных коньках на катке.
-Вы лепите снеговика.
-Вы играете в снежки.
-Вы едите на лыжах.
-Вы рассматриваете на ладошке снежинку.
«Отгадай загадки – покажи отгадки»
Предлагаю отгадать зимние загадки и показать буквы, на которые начинаются слова-отгадки. Участники игры разбиваются по два человека. Им необходимо изобразить начальные буквы слов отгадок, используя только свои тела. Они могут показывать буквы, стоя, сидя или лежа на полу.
1.Красная морковка
И метла-винтовка,
Черные два глаза-
Часовой на страже! (Снеговик)
2.И не снег, и не лед,
А серебром
Деревья уберет. (Иней)
3.Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
4.Блестящий, темный,
Влажный глаз
С лица реки
Глядит на нас. (Прорубь)
5.Если их не укротишь –
На ногах не устоишь.
А сумеешь обуздать –
То и ветру не догнать. (Коньки)
6.Ни в огне не горит,
Ни в оде не тонет. (Лед)
7.На десять братцев
Двух шуб хватит. (Варежки)
8.Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
9.Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица. (Январь)
10.Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
«Зимние сказки»
Предлагаю вспомнить сказки, в которых действие происходит зимой.
1. «В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев сразу». (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
2. «Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: Битый небитого везет». (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»)
3. «Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее». (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева)
4. «-Тепло ли тебе, красавица?
Не хочется Насте старика огорчать.
-Тепло, тепло, батюшка, - шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает». (Русская народная сказка «Морозко»)
5. «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается». (Русская народная сказка «По щучьему велению»)
6. «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорей дойму: полушубок старый, залатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». (Русская народная сказка «Два мороза»)
7.»Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка «Снегурочка»)
8. «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест: тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой». (В.Одоевский «Мороз Иванович»)
9. «Жили –были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная». (Русская народная сказка «Лиса и заяц»)
10. «Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны». (Братья Гримм «Госпожа Метелица»)
«Наступалки»
В зимние морозы нужно много двигаться, чтобы не замерзнуть. Предлагаю вам игру, которая вам поможет согреться и весело провести время с друзьями. Два игрока (лучше, если они будут одинакового роста) становятся напротив и кладут руки на плечи друг другу. Каждый старается наступить противнику на ногу, при этом снимать руки с плеч нельзя.
Ребята, заканчивается наша познавательно-игровая программа. Надеюсь, что вы узнали много полезного и забавного о зимушке – зиме. Желаю вам приятных зимних каникул!