kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная игра «Школа юных пожарных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.

Задача взрослых (педагогов, родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, а есть защита от опасности. Забота о сохранении детской жизни – важнейшая задача школы, семьи и государства.

Вести работу с детьми по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как педагоги, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.

Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у учащихся чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра «Школа юных пожарных»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саратовской области

«Школа-интернат г. Пугачева»











Областной конкурс по пожарной безопасности

«Неопалимая купина»

Номинация «Методическая разработка»

Познавательная игра

«Школа юных пожарных»

Автор:

Жульнитова Наталья Сергеевна












г. Пугачев

2020 г.

Пояснительная записка

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.

Задача взрослых (педагогов, родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, а есть защита от опасности. Забота о сохранении детской жизни – важнейшая задача школы, семьи и государства.

Вести работу с детьми по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как педагоги, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.

Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у учащихся чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

По моему мнению, необходимо изменить отношение детей к этой проблеме, чтобы уберечь их от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда ста­новятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в школьном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгора­ние или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за игр детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается нами одной из приоритетных.

Таким образом, цель данной разработки состоит в том, чтобы систематизировать и обобщить знания детей об огне, пожарах и правилах поведения при возникновении пожара.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  I.  Образовательные:

      1. Формировать у детей осознанное отношение к правилам пожарной безопасности и умению вести себя в экстремальной ситуации.

      2. Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

      3. Формировать представление о труде пожарных, интерес к их труду.

      4. Формировать чувство повышенной опасности огня.

      5. Формировать умение вести себя в случае пожара.

      6. Формировать личностные качества: дисциплинированность, выдержку, внимание.

  II.  Воспитательные:

  1. Воспитывать уверенность в своих действиях, интерес к правилам пожарной безопасности.

  2. Воспитывать чувство благодарности, гордости к пожарным.

  3. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, сообразительность.

  III.  Развивающие:

  1. Развивать представления о пользе и опасности огня.

  2. Развивать умение реально оценивать возможную опасность, помочь запомнить правила пожарной безопасности.

  3. Развивать творческие способности


Время проведения: 50-60 минут.

Место проведения: актовый зал.

Участники: дети 10–14 лет.

Оборудование: 

Для демонстрации презентации: презентация «Огонь – друг, огонь – враг», мультимедиа проектор, экран, ноутбук.

Для проведения конкурсов: два нарисованных костра по пять съёмных языков пламени с вопросами на каждом; четыре стула, четыре ведра (два с водой, два пустых), два стакана; карточки со словами из пословиц; две карточки со словом «огнетушитель», чистые листы, ручки; тексты заданий для исправления ошибок; карточки с изображением предметов для тушения пожара (огнетушитель, ведро, лопата, топор, песок, покрывало, книга, цветок); музыкальное сопровождение.

Условия проведения

Играющие делятся на 2 команды (крестики и нолики) по 9 человек, выбирается жюри – 6 человек, остальные – болельщики. В каждом конкурсе принимают участие обе команды. Жюри оценивают игру и объявляет результат в конце каждого конкурса.









Ход мероприятия

I. Организационный момент. Приветствие.

Ведущий.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена важной теме. Мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни; о том, как её сохранить в момент опасности.

II. Актуализация знаний.

А о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

(Огонь)

И так, дети, вы, наверное, уже догадались – сегодня мы с вами поговорим о пожарной безопасности. Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара.

1 слайд

А сейчас – внимание на экран!

2 слайд

– Ребята, кто изображен на слайде? (Ответы детей)

– Что пытаются сделать эти первобытные люди? (Ответы детей)

Первобытные люди добывали огонь при помощи трения одной сухой деревянной ветки о другую. В наше время мы тоже используем трение – спички о коробок. Но между древним и современным способами добычи огня громадная разница. Зажечь спичку для нас не займёт большого труда, а, чтобы добыть огонь из дерева, нужно приложить много усилий.

– А как вы думаете, огонь – это друг или враг? (Ответы детей)

У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг. В конце мероприятия мы должны разрешить эту проблему.

3-9 слайды

Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно.

10 слайд

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.




11 слайд

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

12-16 слайды

Огонь – враг. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся взрослых, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага.

И так, ребята, огонь может быть и другом, и врагом.

Сценка (с участием детей):

Мальчик в костюме Огня

Я большой Огонь и яркий,

Прихожу я в каждый дом.

Я могу быть добрым, жарким,

Согреваю в холод дом.

И тогда держитесь, люди,

Всё сожгу я в доме том.

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём!

К «Огню» подходит девочка и читает стихотворение:

Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг

Нам огонь, повседневный друг!

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Ведущий.

Случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось годами упорного труда. Чтобы жить в мире и гармонии с окружающей средой, быть защищенным от пожара, нам нужно знать, как избежать такой ситуации и что нужно делать, если вдруг возник пожар, и огонь превратился в злейшего врага.

Что же такое пожар?

17 слайд

Пожар — процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению.

III. Актуализация практических умений.

Группа детей делится на две команды «Огонек» и «Искорка». Подготовка к презентации команд (название, девиз).

Ведущий.

Сегодня наши ребята выступят в роли юных пожарных. Мы узнаем, кто из них самый ловкий и находчивый, смелый, сильный и сможет быть настоящим пожарным, когда вырастет. В нашем зале соревнуются две команды будущих пожарных «Искорка» и «Огонёк». Поприветствуем их!

Оценивать действия команд будет жюри (представление жюри).

Внимание, внимание! Прошу команды представиться!

  1. Приветствие команд

«Огонёк»

Пусть мы маленького роста,
Скоро все мы подрастём,
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнём.

«Искорка»

Если не хочешь обжечь ты ладонь,
Искорки, друг мой, руками не тронь!

  1. Конкурс «Причины пожара»

Ребята, подумайте, по каким причинам может возникнуть пожар?

Сейчас каждая команда обведёт руку на бумаге и на каждом пальчике напишет причину пожара, когда огонь для нас враг.

  1. Конкурс «Потуши костёр»

Ведущий.

Ребята, сейчас мы проверим ваши знания правил пожарной безопасности.

На доске прикреплены два нарисованных костра по пять язычков пламени в каждом. Каждый участник отрывает один язычок с вопросом. За правильный ответ присуждается 2 балла. Если игрок сам не может ответить, ему помогает команда. За помощь команды оценка снижается на 1 балл.

Вопросы 1-ой команде:

1. Сколько бы не ел, никогда сыт не бывает. (Огонь)

2. Ваши действия, если горит сухая прошлогодняя трава. (Забросать огонь землёй, сбить пламя ветками)

3. По какому номеру телефона можно вызвать пожарную службу? (01)

4. Объясните, какие правила нарушены, если малыш тянется к коробку со спичками, который лежит на столе. (Нельзя оставлять спички без присмотра в доступном для детей месте.)

5. Что делать, если на тебе загорелась одежда? (Упасть на землю, попробовать покататься по земле)

Вопросы 2-ой команде:

1. Из трубы вьётся, а в руки не даётся (Дым)

2. По какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь? (03)

3. Объясните, какие правила нарушены, если у топящейся печи открыта дверца. (Нельзя оставлять дверцу печи открытой, т.к. может выпасть горящий уголёк.)

4. Что нужно сделать с костром по окончанию похода (Окопать кострище  и залить его водой)

5. Что нужно сделать, если вдруг задымился телевизор? (Сначала отключить, затем потушить)

  1. Эстафета «Кто скорее?»

Ведущий.

Вы знаете, что пожары в основном тушат водой, и делать это надо очень быстро.

Задание для следующего конкурса: на одном стуле стоит ведро с водой и стакан, а на другом – пустое. Игроки встают цепочкой через два-три шага и передают из рук в руки стакан с водой, последний выливает воду в ведро и подаёт стакан обратно.

За победу присуждается 5 баллов.

  1. Конкурс «Народная мудрость»

Ведущий.

Наш народ придумал немало пословиц, связанных с огнём и пожаром. На листке даны пословицы, но их начало и конец «рассыпаны». Задача каждой команды началу пословиц подобрать концовку, соединив их стрелками. Команде, первой и правильно собравшей пословицы, присуждается 5 баллов.

  1. Конкурс «Умники»

Ведущий.

А сейчас проверим вашу сообразительность. Перед вами чистые листы и ручки. По сигналу вы должны за пять минут составить как можно больше слов из слова «огнетушитель» (существительные).

За каждое слово присуждается 1 балл.

  1. Игра со зрителями

Ведущий. Пока команды заняты, мы поиграем со зрителями. Игра называется «Да» и «Нет», ее проведут мои помощники – юные пожарные. 

Юный пожарный 1:

Все внимательно играйте, 
Думайте и отвечайте. 
На вопросы дайте ответ, 
И скажите «Да» иль «Нет». 
Юный пожарный 2:
Всем ребятам нужно знать, 
Что с огнем нельзя играть. 
Это все ребята знают? (Да) 
А с огнем они играют? (Нет)
Для ребят пожары шутка? (Нет) 
Все ли дети тут послушны? (Да) 
Юный пожарный 1:
На печи кипит варенье, 
Можно ли без разрешенья 
детям к печке подбегать, 
Чтоб варенье помешать? (Нет)
Юный пожарный 2:
Палит листья мальчик Тихон, 
У костра он скачет лихо. 
Дети дайте мне ответ, 
Хорошо ли это? (Нет)
Юный пожарный 1:
Под столом играет Света, 
Зажигает она свечи. 
Дети дайте мне ответ, 
Хорошо ли это? (Нет)
Юный пожарный 2:
Вова спичками играет, 
Мама это запрещает. 
Дети дайте мне ответ, 
Прав наш Вова или нет? (Нет)
Юный пожарный 1:
Непослушный мальчик Вова, 
Спичками играет снова. 
Пусть мне дети отвечают, 
Маму Вова огорчает? (Да)
Юный пожарный 2:
Вот свеча, горит огонь, 
Ты огонь попробуй – тронь! 
Дайте, дети мне ответ, 
Будет больно или нет? (Да)
Юный пожарный 1: 
Нам пожары не беда? (Нет) 
Друга выручим всегда? (Да)
Юный пожарный 2:
Врать не будем никогда? (Да)
Маму слушаем всегда? (Да)
Юный пожарный 1:
Можно спичками играть? (Нет)
Детям свечи зажигать? (Нет)
Причиняет огонь зло? (Да)
А дает огонь добро? (Да)
Юный пожарный 2: Ты труслив, когда беда? (Нет)
Юный пожарный 1: Силы жалко для труда? (Нет)
Юный пожарный 2: С огнем всегда ты осторожен? (Да)
Ведущий. Что ж завершать игру мне можно? (Да)

  1. Конкурс «Загадочный»

Командам по очереди загадываются загадки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1. Нас в коробке 100 подружек.

Нам не место средь игрушек.

Детям скажем: «Нас не тронь!»

А в головках скрыт огонь.

Все похожи, как сестрички,

Называемся мы … (спички)

2. Знают взрослые и дети:

Если видишь на предмете

Нарисованный значок –

Красно-желтый язычок.

Значит, вам должно быть ясно –

Подходить сюда … (опасно)

3. Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Раньше, чем огонь тушить,

Надо провод… (отключить)

4. Людям с самых древних лет

Он дает тепло и свет,

Если с ним не аккуратны,

Не загнать его обратно.

Натворит несчастье он,

Как зовут его? (огонь)

5. Как называется пища огня? (топливо)

6. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? (аварийный)

7. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (легкие)

8. Самая распространенная причина ожогов? (пламя)

9. От чего чаще всего погибают при пожаре люди? (от дыма)

10. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

  1. Конкурс ситуаций «Исправьте ошибки»

1-й команде:

1. Если вы почувствовали запах газа в комнате, надо включить везде свет и внимательно рассмотреть, из какой конфорки идёт утечка газа.

2. Уходя из дома, быстро закройте за собой дверь и бегите, куда вам надо. Всё будет в порядке.

2-й команде:

1. Если на человеке горит одежда, ему надо бежать как можно быстрее.

2. Если в помещении дым, то надо спрятаться куда-нибудь в шкаф или под кровать, чтобы там легче было дышать.

  1. Конкурс «Будь внимателен»

Участвуют капитаны команд.

На столе лежат карточки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара. Ведущий предлагает капитану убрать лишние, т.е. бесполезные в тушении пожара.

Ведущий.

На этом наше состязание заканчивается, жюри подводит итоги, а я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об отважной и профессии пожарного.

IV. Познавательный этап. Рассказ о пожарных 

Ведущий.

18-19 слайды

Сила, ловкость и сноровка, и физическая подготовка

Для пожарного нужна, для пожарного важна.

Профессия пожарного – одна из самых сложных профессий в мире. Нужно уметь подниматься и спускаться по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов "не могу". В любое время суток, в любую погоду, в жару и сильный мороз, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет – это команда, выезжающая на пожар.

Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, технику безопасности, уметь пользоваться спасательным оборудованием, работать на высоте.

Необходимо обладать отличным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой, ведь только стандартное снаряжение пожарного весит 20-30 кг.

Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть спецодежду после чего немедленно сесть в пожарный автомобиль и выехать. От того, как быстро прибудет машина к месту вызова, часто зависят жизни многих людей.

По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать, именно в первые минуты прибытия пожарных решается исход битвы с огнём.

После подсчета баллов и обсуждения хода игры подводятся итоги.
Победителям и участникам призы и дипломы.

V. Рефлексия.

Ведущий: 

- Что узнали нового?

- Какие сделали выводы?

- Какой же вы для себя сделали вывод? Огонь – друг или враг?

- Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила пожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят. 

20 слайд

Дети, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь!

И, конечно же, огонь станет вашим верным и послушным другом, а не врагом!

Спасибо за внимание.

Использованная литература

1. Абрамова Э. Г. Огонь – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/Авт.-сост.: М. П. Фролов и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000.

3. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О. В. Павлова, Г. Н. Попова, Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л. Ю. Скрипник. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006.

5. Титов С. В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Интернет-ресурсы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательная игра «Школа юных пожарных»

Автор: Жульнитова Наталья Сергеевна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 551015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Калейдоскоп  профессий"
    ["seo_title"] => string(22) "kalieidoskopprofiessii"
    ["file_id"] => string(6) "300070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456663303"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знай правила дорожного движения как таблицу умножения" "
    ["seo_title"] => string(117) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-okruzhaiushchiemu-miru-znai-pravila-dorozhnogho-dvizhieniia-kak-tablitsu-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "225561"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439752100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства