Просмотр содержимого документа
«Посиделки с родителями»
Посиделки с родителями
МАСТЕР-КЛАСС
«Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление
с семейными традициями»
Подготовила: Устинова Г. И. Октябрь 2016 год
Цель мастер класса- определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой семьи .
Объектом исследования является воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи мастер класса:
1. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями.
2. Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственных чувств у детей.
3. Разработать систему работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями при взаимодействии с родителями.
Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
Семья дает ребенку главное это психологический тыл, защита, убежище.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали наши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Наши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.
На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк, в кинотеатр, в Гулливер. Единицы сказали, что любят ходить в гости, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей. На эту тему мы разговаривали с родителями нашей группы
1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.
2. Сказка на ночь.
3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.
4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.
5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче.
Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?
- Новый год, 8 марта, Рождество, 23 февраля, День Победы и т.д.
Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.
Например:
- Новый год – самый любимый праздник.
- праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей.
В преддверии Нового года можно завести традицию посещать музей, театр, выставки, лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.
На масленицу найти возможность покатать детей на санях, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое и ненужное все ушло, хорошо бы научить их печь блины.
День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.
23 февраля, 8 марта – обычно в этот день принято дарить подарки.
Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся. Для этого:
1. Оставьте за ребенком право выбора: хочет он сделать подарок своими руками или он будет дарить купленный подарок.
2. Позвольте своей фантазии действовать на полную катушку и обязательно спрашивайте совета у детей. Они много интересного могут вам предложить. Думайте, это так увлекательно.
3. Помните, что главное не сам подарок, а способ его вручения. Если хотите, чтобы этот праздник запомнился на всю жизнь, продумайте сценарий от и до. Обговорите его с ребенком, спросите какую роль он хотел бы играть или какую песню исполнять.
4. Увлекайте в процесс как можно больше людей. Если вы дарите книгу, пригласите участвовать в вашем мини-спектакле по содержанию этой книги подружек и друзей сына и дочки, родственников. В этом случае, я уверена, ни ваши дети, ни вы сами никогда не забудете этот праздник.
Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: юбилеи, свадьбы, дни рождения.
День рождения для ребенка – это событие в детской жизни. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку?
1. Можно с ребенком приготовить пригласительные.
2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).
3. Продумать сценарий дня рождения.
4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.
5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.
Но традиции можно не только соблюдать, но и создавать.
Чтобы праздник запомнился вашим детям:
1.Четко распределите обязанности, ведь для проведения праздника нужен будет сценарист, декоратор, гример, кулинар.
2. Украсить квартиру шариками с веселыми мордашками. Достаточно вырезать из бумаги глаза, нос, рот, челку и все приклеить клеем ПВА.
3. Выпустите семейную газету .
4. Начните праздник с подарков. Подарите ребенку что-нибудь необычное. Например, игрушку с карманом. В карманчике каждое утро ребенка будет ожидать маленький сюрприз: яблочко, конфета, карта со схемой нахождения сюрприза.
5. Создайте семейный театр. Дверной проем превратите в ширму, сшейте куклу с живыми руками. Кукла состоит из двух частей: головы на палочке и балахона, со стянутыми резинкой прорезями для рук. Придумайте артисту имя.
На детском празднике с помощью куклы можно провести викторину, лотерею, рассказать о гостях. Если делать ребёнку бесконечные замечания – ничего не изменится. Но вот если об этом расскажет кукла в ваших домашних новостях, смешно жестикулируя, изображая ужас – порядка будет больше.
1. Устройте конкурс загадок, в котором победители получают отгадку, в качестве приза.
2. Объявите конкурс: «Закладочных дел мастер». Помогите детям сделать для друзей закладки.
«Конверты любви» тоже могут стать традицией вашей семьи. Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать!
«Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом поместить его портрет. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.
Детей нужно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе.
Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома. Если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье? Это ракушки, камушки, коряги. Хорошо собирать марки, фантики, открытки.
Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.
¨Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;
¨Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;
¨Это и умение считаться с желанием каждого: не включать музыку или телевизор, если кто-то готовит уроки или отдыхает;
¨Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.
Например: Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры. Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.
Это и чтение книги ребёнку на ночь;
¨ Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе.
¨ Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.
Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений.
Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Будет очень хорошо, если в семье начнут собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями предков и потомков.
Скажите, что ещё может помочь нам сохранить историю рода? (семейный альбом, семейные архивы). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетный грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, вашу биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.
Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное. Отбор фотографий, Оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.-писал А.С.Пушкин
Подводя итоги услышанного, можно сказать, что:
Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.
Литература
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7/08г.; №8/09г.
2. Журнал «Обруч» №4/07г; №6/03г.
3. Журнал «Игра и дети» №4/06г.; №1/06г., №4/06г., №6/04г.
4. Словарь русского языка С.И. Ожегова.
5. «Родительские собрания в детском саду» Т.Н. Зенина.