Просмотр содержимого документа
«Плавание - мой любимый вид спорта и средство общения с миром»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Донецкое республиканское высшее училище
олимпийского резерва им. С. Бубки
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Плавание – мой любимый вид спорта и средство общения с миром»
Донецк-2017
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Воспитательный час
«Плавание – мой любимый вид спорта и средство общения с миром»
Мероприятие имеет форму навыкового тренинга.
Основными направлениями мероприятия являются:
1. Развитие коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, обогащение словарного запаса воспитанников.
2. Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ДРВУОР им. С. Бубки отделения «плавание».
Разработчик: Кноблох Н.В., воспитатель, специалист II категории
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей и воспитателей ДРВУОР им. С. Бубки
Протокол №__________ от «____» _______________ 20___г.
Председатель цикловой комиссии ______________ С.А. Измайлова
Воспитательный час
«Плавание – мой любимый вид спорта и средство общения с миром»
Цели: способствовать развитию коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, формированию дружеской атмосферы, сплоченности в коллективе.
Задачи: способствовать более осознанному, внимательному отношению к своей речи и процессу общения для достижения взаимопонимания и необходимого результата.
Форма проведения: навыковый тренинг
Место проведения: библиотека
Продолжительность мероприятия – 60 мин.
Целевая аудитория – старшеклассники и студенты ДРВУОР им. С. Бубки отделения «спортивное плавание»
Подготовительная работа:
Предварительная самостоятельная подготовка воспитанников по следующим направлениям: история плавания как вида спорта, требования к культуре речи, важные качества эффективного общения
- чистота — устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности,
- логичность — это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления,
Старайтесь придерживаться этих требования, наблюдайте за своей речью, и ваше общение будет более результативным.
3 Вода в мировой культуре
Плавание связано с водной стихией. Вода – один из главных символов в мировой культуре. И сейчас – небольшая справка о значениях символа воды в разных культурах. Используем словарь символов. Пусть каждый из нас прочитает по одному значению.
1) Вода - источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи.
Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, водами плодородия и свежести, источником жизни.
2) Вода - жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью.
3) Вода растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.
4) Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации - вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.
5) У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа - Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умерщвление.
6) У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос.
7) В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. Пересечение потока часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.
8) У китайцев вода относится к Инь, лунному началу. Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос.
9) В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса - символ Благовещения.
10) У египтян вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила - бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.
11) В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета - символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти.
Спасибо, еще много значений существует. Возможно, вы заинтересуетесь этой темой и изучите ее самостоятельно.
Сейчас перейдем непосредственно к выполнению упражнений, при выполнении которых вы покажете свои знания по истории плавания, как вы умеете общаться.
4 Выполнение упражнений
4.1 Знакомство (вид работы – индивидуально)
Каждый участник представляется и отвечает на вопрос, что лично для него означает вода, выражает пожелания кругу. Участники передают из рук в руки красивую ракушку.
Ведущий напоминает о соблюдении требований к речи.
4.2 7 причин заняться плаванием (работа в группах по 4-5 человек)
Участники объединяются в группы. От каждой группы делегируйте 1 человека для работы в жюри, которое большинством голосов определит в конце встречи лучшего участника. Член жюри выставляет 1 балл лучшему - с его точки зрения - участнику – за каждое задание. В конце встречи жюри подводит итоги, определяя лучшего участника.
Необходимо каждой группе перечислить 7 причин для того, чтобы заняться плаванием. Свою точку зрения аргументировать обязательно.
Участники обсуждают варианты ответов. Жюри определяет лучших.
4.3 Викторина по истории плавания как вида спорта (работа в группах)
Ведущий: Вода – очень многое для нас. А для вас – это управление своим телом, волей в водной стихии для достижения самых высоких спортивных результатов. История плавания как вида спорта начинается еще со времен древности.
Ребята, при выполнении следующего упражнения оставайтесь в группах. Вы предварительно изучили материалы по истории плавания. Сейчас проведем викторину. Ведущий задает вопросы, ответы предварительно обсуждаются в группах. Выбрать правильный ответ (выделен курсивом). Каждый правильный ответ получает один балл.
Каким тысячелетием ученые датируют изображение людей, плывущих способами, похожими на плавание кролем и брассом?(1-е, 2-е, 3-е тыс. до н.э.)
Проводились ли соревнования по плаванию в Древней Греции? (не проводились, проводились)
Входили они в программу древнегреческих Олимпийских игр?
( входили, не входили)
Когда спортивное плавание начало развиваться как вид спорта? (на рубеже 11-12 вв.., на рубеже 13-14 вв.., на рубеже 15-16 вв.. н.э., например, соревнования пловцов в 1515г. в Венеции)
В каком веке начались регулярные соревнования по плаванию в Европе? (с середины 15, 16, 19в.)
В каком году и в какой стране была создана первая в мире Ассоциация спортивного плавания ( в 1905 г. в Германии, 1897г во Франции., в 1837г. в Англии)
В каком году и в каком городе прошли первые международные соревнования по плаванию? (в 1983 в Париже, в 1990 в Стокгольме,
в 1984г. в Будапеште; участвовали спортсмены из Австрии, Венгрии, Германии и Швеции).
В каком году состоялся первый чемпионат Европы по плаванию? ( в 1895г., в 1887г., в 1890г.)
Когда, в какой стране и при каких погодных условиях плавание впервые было включено в Олимпийские игры? ( в 1850г. в Германии, в 1865г в Америке, в 1896 г. в Афинах; соревнования проходили в заливе при 4-хбалльном волнении и 13-градусной температуре воды, пловцы – только мужчины, соревновались на трех дистанциях – 100, 500 и 1200 – вольным стилем, разрешено было плыть любым способом; в основном плыли брассом и на боку)
Какой из стилей считается самым давним? ( баттерфляй, кроль, брасс, в переводе с французского – «замах», известен со 2-ой пол. 18 в.)
Какой стиль появился в начале 20в. как самый совершенный и быстрый, напоминающий ползущего человека? (брасс, баттерфляй, кроль – в пер. с анг. – «ползти»; впервые продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей)
В каком году и в какой стране в Олимпийских играх впервые участвовали женщины? ( в 1899г. в Польше, в 1911 в Венгрии, в 1912г. в Стокгольме – Швеция)
Назовите основное достижение американца Джона Вейсмюллера? (шестиударный кроль)
Назовите выдающихся пловцов, у которых за всю историю Олимпийских соревнований больше всего олимпийских медалей?
В начале нашей встречи мы вспомнили о требованиях к речи, сейчас мы вспомним важнейшие качества для эффективной коммуникации (в нашем понимании, «коммуникация» – результативное общение, цель которого решение совместных задач)
Отметим эти важнейшие качества:
1. Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко.
2. Умение и желание слушать собеседников.
3. Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
5. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
6. Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.
7. Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.
Следующее упражнение «Только для спортсменов!» как раз направлено на применение навыков общения и культуры речи, межличностного взаимодействия.
Представьте себе, что вы приехали в другой город, где нужно поселиться в гостиницу. À там, в связи с проведением спартакиады, все места забронированы, и у стойки администратора висит грозное объявление: «Места только для спортсменов!» Ваша задача – как-либо доказать администрации, что вы самый что ни на есть настоящий спортсмен, пловец! Положение усугубляется тем, что у вас нет при себе каких-либо документов, удостоверяющих это. Доказать свою принадлежность к миру спорта вы можете, продемонстрировав что-либо из своих возможностей, рассказав истории из личного опыта тренировок и состязаний.
Каждая команда делегирует 1 участника в роли спортсмена, который хочет поскорее занять место в гостинице. Роль несговорчивого администратора исполняет участник из другой команды. Команды готовят своих участников к игре.
Участники обсуждают выполнение задания. Жюри отмечает лучших.
5 Подведение итогов
Ведущий: Уважаемые участники, подведем итоги нашей встречи.
Предоставляем слово нашему жюри.
Член жюри подводит итоги, объявляя лучших участников (с учетом
полученных баллов, соблюдения правил культуры речи и общения)
Ведущий подводит итоги в круге, вместе с воспитанниками анализирует выполнение заданий.